Некоторые особенности управления человеческими ресурсами и развитие человеческого потенциала в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Шоев, А. Х. Некоторые особенности управления человеческими ресурсами и развитие человеческого потенциала в Узбекистане / А. Х. Шоев, О. А. Юсуфалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41034/ (дата обращения: 23.04.2024).



На современном этапе рыночных реформ, характеризующемся либерализацией экономики, в Республике Узбекистан особое внимание уделяется совершенствованию системы государственного управления, в том числе управлению человеческими ресурсами. Реформы в этой сфере должны происходить с учётом менталитета узбекского народа, для которого характерны трудолюбие, обострённое чувство социальной справедливости, высокая духовность и др. Во многом эти черты сформировались под многовековым воздействием практики повседневной жизни и философии Востока. [1. с. 25].

Вместе с тем, углубленное и всестороннее изучение достижений зарубежных стран при одновременном учёте опыта предшествующих поколений открывают возможность лучше познать потенциал народа Узбекистана и сформировать эффективную модель управления человеческими ресурсами.

Однако успешно решить эту проблему за короткий период невозможно, поскольку это сложный процесс, который требует определенного времени, основательной вариантной проработки, начиная с его начальной стадии и заканчивая достижением конечного результата. Кроме того, нельзя не учитывать, что человеческий фактор как фактор производства нельзя приравнять к другим, ведь речь идет о людях, которыми нельзя манипулировать, как неодушевленными предметами. С давних времен на рынок труда влияли соображения внеэкономического характера, которые всегда были очень тесно связаны с социальной средой и традициями народа. Вот почему методы управления людскими ресурсами столь разнообразны и не могут быть переданы из одной страны в другую так же легко, как методы производства или информационные системы.

Вместе с тем, следует заметить, что сама система управления человеческими ресурсами в Узбекистане уже сейчас имеет некоторые собственные характерные особенности. Можно сказать, что она впитала в себя положительные черты как японской и американской, так и европейской школ, при этом учитывая особенности национального менталитета. Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть, что Узбекистан, используя известный международный опыт построения систем управления человеческими ресурсами, уже в достаточной мере продвинулся вперёд по пути реализации собственной национальной модели управления в этой сфере.

В Узбекистане с начала реформ государство активно участвует в решении социальных проблем, а каждый новый шаг в реформировании трудовых отношений рассматривается с точки зрения его соответствия интересам населения. Важнейшим принципом проведения рыночных реформ стал принцип поэтапности их осуществления, включающий в себя последовательное выдвижение и решение конкретных социально-экономических задач в конкретный период времени. Одной из основополагающих и отличительных черт национальной модели рыночных реформ в Узбекистане стала активная роль государства, выступившего «главным реформатором», в первую очередь, в законодательной сфере. Правовое регулирование трудовых отношений на макроуровне осуществляется за счет действия таких нормативно-правовых актов, как Конституция РУз, Трудовой кодекс, закон «О занятости населения», закон «Об охране труда», закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», Национальная программа по подготовке кадров и другие. [2. с. 156].

Чтобы более полно представить себе специфику республики, напомним сначала, что человеческий потенциал — это наиболее активный, наиболее созидательный фактор, обеспечивающий динамичное продвижение страны по пути реформ и коренных преобразований. Сегодня республика обладает мощным трудовым потенциалом. Трудовые ресурсы составляют около 50 процентов всего населения и ежегодно прирастают более чем на 200 тысяч человек. Средний возраст населения Узбекистана равен 24 годам, что позволяет в начале XXI века иметь структуру трудовых ресурсов, в которой преобладают лица, отличающиеся высокой трудовой активностью и профессиональной подготовкой. Исходя из этого, человеческие ресурсы республики не только активно развиваются в настоящее время, но и имеют значительный перспективный потенциал.

Относительно уровня развития человеческих ресурсов Узбекистана можно сказать следующее. В настоящее время для того, чтобы оценить уровень развития человеческих ресурсов той или иной страны, в практике международных сравнений получил распространение показатель индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Он включает в себя показатели ВВП на душу населения, уровень человеческого и интеллектуального потенциала страны, рассчитываемый на основе данных о продолжительности жизни и уровне образования взрослого населения.

Характерно, что по уровню развития человеческого потенциала показатели Узбекистана ещё в начале экономических реформ были выше ряда других стран мира со среднем уровнем развития экономического потенциала. Высокие показатели уровня развития человеческого потенциала республики в целом определялось:

− большим накопленным образовательным потенциалом при практически всеобщей грамотности населения;

− высоким уровнем развития базовых услуг в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения;

− богатыми культурными традициями и др.

Как мы отметили, уровень развития человеческого потенциала, в частности, определяется уровнем грамотности взрослого населения. Однако, в данном случае, обращая внимание на вопросы развития человеческих ресурсов, следует учитывать не только уровень грамотности взрослого населения, но и показатели образования населения в целом, которые в Узбекистане также соотносимы с показателями развитых стран.

Это особенно важно в современных условиях, когда рост показателей образования и профессиональной подготовки являются одним из важнейших факторов развития национальной экономики. Причем, характерной особенностью Узбекистана является и достаточно высокий уровень образования занятого населения что проявляется в большой доле лиц с высшим и средним специальном образованием.

Из приведенных данных можно сделать вывод, по данному показателю развития человеческого потенциала положение республики благополучно, однако современная развитая рыночная экономика, которая формируется в республике, предполагает рост образовательных и профессиональных требований к работникам. Поэтому подготовка высококвалифицированных и высокообразованных специалистов и профессионалов по-прежнему является важнейшей и актуальной задачей.

Кроме того, растущая конкуренция на рынке труда также обусловливает необходимость постоянного совершенствования и обновления профессиональных знаний, умений и навыков. И в этом отношении не следует сбрасывать со счетов ту особую роль, которую стали играть в настоящее время процессы глобализации, когда развитие национальных экономик напрямую связано с общемировым экономическим развитием.

Кроме того, в современной экономике важнейшим условием экономического роста является не только постоянное повышение профессионально-квалификационного уровня работников, но и рост образовательного уровня населения в целом. Возросшую значимость знаний в современном мире подтверждает появление новых терминов, таких, как информационное общество, экономика знаний. Знания, благодаря своему влиянию на общество и экономику становятся основным фактором производства, а система образования, способствующая воспроизводству и распространению знаний, превратилась в одну из ведущих отраслей современной рыночной экономики.

В Узбекистане формирование и активное развитие рынка труда привело к появлению у значительной части работников и специалистов потребностей в более высоком уровне образования, в смене специальностей или повышении квалификации. К числу особых задач реформ относилась и проблема создания критической массы профессиональных кадров, понимающих механизмы рыночных отношений и осознающих реальность перехода к рынку. Таким образом, переход к рынку потребовал обновления и реализации потенциала человеческих ресурсов.

Нельзя также не отметить и то, что важнейшая задача рыночных реформ — повышение эффективности экономики, а главный способ ее решения — рост заинтересованности работника в результатах своего труда. Практика показала, что без включения рыночных механизмов достижение поставленной цели невозможно. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере труда связано с изменением приоритетов государственной политики, в частности, признания государством за работником права собственности на свою рабочую силу.

Эффективность труда работников, развитие потребительского рынка, и, следовательно, — производства, в основном зависит от уровня заработной платы, в основе своей формирующей уровень доходов населения. Если заработная плата достаточно высока, то возрастает и эффективность труда, повышается покупательская способность населения, что стимулирует развитие производства. При низкой заработной плате теряется заинтересованность работников, усиливается текучесть кадров, особенно высококвалифицированных. В конечном итоге это обуславливает снижение профессионального уровня персонала, производительности труда и в результате приведет к ухудшению качества выпускаемой продукции.

В развитых странах заработная плата является важнейшим экономическим фактором формирования рынка труда. Пока в нашей республике заработная плата не является таким фактором. Не существует зависимости заработной платы от количества и качества труда, от его конечных результатов. Мировая практика показывает, что в регулировании заработной платы, важным инструментом согласования интересов субъектов рынка является социальное партнерство. Такое социальное партнерство необходимо и потому, что в условиях рыночных реформ далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно обеспечить разработку и реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации своих работников. Здесь необходим отлаженный механизм взаимодействия как предприятий и учреждений профессионального образования, так и в целом, совместные действия предпринимателей и государства.

В целом же, учитывая, что современная рыночная экономика выдвигает все новые и новые требования к состоянию развития человеческого потенциала, а создание условий для этого должно способствовать дальнейшему развитию Узбекистана и его экономического потенциала.

Таким образом, управление человеческими ресурсами в Узбекистане должно быть нацелено на развитие человеческого капитала, т. е. повышение уровня образования, нравственной культуры населения, профессионального и творческого потенциала, обеспечение достойных условий жизни и укрепление здоровья, что является важнейшими условиями достижения высокого уровня социально-экономического развития любой страны. Сама же теория «человеческих ресурсов» может найти свое применение в Узбекистане с учётом национальных особенностей и традиций, присущих узбекскому народу.

Литература:

  1. Каримов И. А. Высококвалифицированные специалисты — стимул прогресса. — Т.: Узбекистан. — 1995 год.
  2. Абдурахманов К. Х., Зокирова Н. К., Шоюсупова Н. Т., Габзалилова В. Т., Абдурахманова Г. К. Формирование и совершенствование политики занятости населения в малом бизнесе и частном предпринимательстве. Монография. — Т.: «IQTISODIYOT», 2014 год.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, заработная плата, человеческий потенциал, уровень развития, ресурс, взрослое население, профессиональная подготовка, современная рыночная экономика, социальное партнерство, узбекский народ.


Похожие статьи

Особенности социально-экономического развития Узбекистана

Узбекская модель экономического развития, основанная на пяти принципах: приоритет экономики над политикой, роль государства как главного реформатора, верховенство закона, проведение сильной социальной политики, поэтапный переход на рыночную экономику как...

Статистическая оценка демографических факторов развития...

Первоочередной задачей статистической оценки демографических факторов развития трудовых ресурсов в Республике Узбекистан

В условиях модернизации экономики численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества.

Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане

Узбекистан, человеческий капитал, человеческое развитие, раз, совершенная конкуренция, уровень жизни населения, рынок труда, подготовка кадров, Московский государственный университет, университет.

Перспективы развития рынка труда в Узбекистане

Рынок труда — составной сегмент структуры рыночной экономики, функционирующий в ней наряду с другими рынками

Достаточно быстрыми темпами развивается структура подготовки и переподготовки кадров.

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане.

Система социальной защиты населения в Узбекистане...

‒ надежность ресурсной базы социальной защиты и поддержки населения

‒ слабое развитие системы подготовки социальных работников — ее продуктивность значительно

Узбекская модель реформ по переходу к социально ориентированной рыночной экономики...

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и

Производство товаров народного потребления на душу населения в республике составило 40

Только в 2015 г. средняя заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и...

Роль социальной модернизации в развитии экономики...

По итогам прошедших лет в Узбекистане именно на развитие социальной сферы уделено особое внимание.

Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на

Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан.

Особенности использования зарубежного опыта...

Несмотря на «демографическое бремя» (за годы независимости население страны увеличилось на 12,5 млн. человек), экономика Узбекистана выросла почти в шесть раз с начала 1990-х годов, а средняя заработная плата увеличилась в девять раз.

Особенности государственного регулирование рынка труда...

Переход на рыночные отношения изменил прежнюю структуру доходов населения.

Вместе с тем, если в Узбекистане в настоящее время заработная плата и другие доходы от предприятий составляют 34,5 % от общего дохода

Перспективы развития рынка труда в Узбекистане.

Похожие статьи

Особенности социально-экономического развития Узбекистана

Узбекская модель экономического развития, основанная на пяти принципах: приоритет экономики над политикой, роль государства как главного реформатора, верховенство закона, проведение сильной социальной политики, поэтапный переход на рыночную экономику как...

Статистическая оценка демографических факторов развития...

Первоочередной задачей статистической оценки демографических факторов развития трудовых ресурсов в Республике Узбекистан

В условиях модернизации экономики численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества.

Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане

Узбекистан, человеческий капитал, человеческое развитие, раз, совершенная конкуренция, уровень жизни населения, рынок труда, подготовка кадров, Московский государственный университет, университет.

Перспективы развития рынка труда в Узбекистане

Рынок труда — составной сегмент структуры рыночной экономики, функционирующий в ней наряду с другими рынками

Достаточно быстрыми темпами развивается структура подготовки и переподготовки кадров.

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане.

Система социальной защиты населения в Узбекистане...

‒ надежность ресурсной базы социальной защиты и поддержки населения

‒ слабое развитие системы подготовки социальных работников — ее продуктивность значительно

Узбекская модель реформ по переходу к социально ориентированной рыночной экономики...

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и

Производство товаров народного потребления на душу населения в республике составило 40

Только в 2015 г. средняя заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и...

Роль социальной модернизации в развитии экономики...

По итогам прошедших лет в Узбекистане именно на развитие социальной сферы уделено особое внимание.

Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на

Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан.

Особенности использования зарубежного опыта...

Несмотря на «демографическое бремя» (за годы независимости население страны увеличилось на 12,5 млн. человек), экономика Узбекистана выросла почти в шесть раз с начала 1990-х годов, а средняя заработная плата увеличилась в девять раз.

Особенности государственного регулирование рынка труда...

Переход на рыночные отношения изменил прежнюю структуру доходов населения.

Вместе с тем, если в Узбекистане в настоящее время заработная плата и другие доходы от предприятий составляют 34,5 % от общего дохода

Перспективы развития рынка труда в Узбекистане.

Задать вопрос