Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Кокаева, Л. Х. Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы / Л. Х. Кокаева, Д. В. Бугулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 511-513. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40961/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Ключевые слова: коммуникативный принцип обучения, методы и приемы обучения, учебно-методический комплекс, дидактическая единица, текст

Традиционная методика обучения осетинскому языку была ориентирована, в основном, на усвоение языковой теории. Это являлось причиной того, что выпускники школ в недостаточной степени овладевали речевыми навыками на осетинском языке.

В основу современных УМК по осетинскому языку, разработанных на кафедре ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института, положена коммуникативная направленность обучения.

Основным методологическим принципом обучения осетинскому языку является принцип «Родной край — Россия — мир». Отбор содержания учебного материала в каждом классе осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Осетии и Российской Федерации.

Принципиально новым в составлении УМК по осетинскому языку является то, что каждый урок, помимо грамматической, имеет и речевую тему. Речевые темы были определены при разработке программ для каждого класса отдельно, они охватывают разные сферы: историю Осетии и России, традиции и обычаи разных народов, науку и образование, народные и календарные праздники, растительный и животный мир, космос, спорт, культуру и т. д.

Объектом данного исследования являются УМК по осетинскому языку для 1–4 классов как родному. Цель — изучить новые подходы к формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Для решения поставленной цели нами был проведен анализ УМК по осетинскому языку: «Абетœ» («Букварь») (автор: М. Л. Моуравова), Осетинский язык для 2 класса (автор: Л. Г. Дзампаева), Осетинский язык для 3 класса (автор: Л. Г. Дзампаева), Осетинский язык для 4 класса (автор: Л. Д. Саламова).

Содержание и построение курса по осетинскому языку для 1–4 классов, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, устанавливаются программами. Программы по осетинскому языку для 1–4 классов построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В программах обозначены основные цели обучения родному языку, определено направление всего процесса обучения: развитие устной и письменной речи, воспитание любви к Родине, родному языку, природе, труду. Программы определяют базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы.

В программах предусмотрено прочное усвоение материала, для этого значительное место в ней отводится повторению. В конце программ каждого года обучения в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. Формированию коммуникативной компетенции учащихся в программах уделяется большое внимание, в ней определены коммуникативные умения, которыми должны овладеть школьники.

В программах по осетинскому языку для 1–4 классов четко обозначены цели обучения, которые вытекают из целей многоязычного поликультурного образования в условиях многонациональной Республики Северная Осетия-Алания и заключаются в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность свободного общения на осетинском языке как в социально-бытовой, так и в учебно-трудовой и социально-культурной сферах.

В Программах учебного курса по осетинскому языку для 1–4 классов сформулированы задачи, необходимые для достижения поставленных целей, они заключаются в формировании знаний, навыков и умений.

Учебники по осетинскому языку для 1–4 классов отличает единство структуры и принципов отбора содержания (Осетия — Россия — мир), единство сквозных линий учебных заданий и подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Необходимо отметить, что материал для упражнений связан с реальной жизнью и повседневной практикой, с ценностями родной (осетинской), российской, мировой культуры и формирует российскую гражданскую идентичность.

Учебники по осетинскому языку для 1–4 классов обеспечивают формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивают достижение предметных результатов.

«Абетæ» [7], автор: Моураова М. Л. — это учебник для первоклассников, поможет начинающему овладеть навыком чтения, а читающему — усовершенствовать этот навык, получить необходимые теоретические сведения о языке. В «Абетæ» представлены рассказы о культуре осетинского народа, традициях и обычаях, нормах этикета и др. Приведем примеры: «Нæртон симды зарæг» («Песня нартского танца «Симд»), «Денджыз» («Море»), «Дохтыр» («Доктор»), «Дзæуджыхъæу» («Владикавказ»), «Мæскуы» («Москва»), «Къоста» («Коста»).

Также предложены для чтения произведения устного народного творчества осетин различного жанра: сказки, притчи, пословицы, есть произведение из Нартсткого эпоса, а также народная песня: «Сырдоны хæрæг» («Осёл Сырдона»), «Мыстытæ æмæ гæды» («Мышки и кошка»), «Мæлдзыг æмæ бæлон» («Муравей и голубь»), «Уæздан цъиу» («Благородная птица»), «Хивæнд сæныччытæ» («Упрямые козлята»).

В качестве средств мотивации используются речевые ситуации, позволяющие создавать на уроке условия для реализации принципа коммуникативного обучения. Эти упражнения разнообразны: воображаемая речевая ситуация; использование иллюстративной наглядности; ролевая игра и инсценирование на основе прослушанного рассказа, сказки. Значительно активизировать учебный процесс помогают иллюстрации, они способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, приводят к повышению самостоятельности и активности, выработке прочных навыков применения полученных знаний на практике. Примером этому служат дидактические игры: «Чи тагъддæр» («Кто быстрее»), «Подставь буквы»; «Бафтауæм уæнг æмæ нæм рауайдзæнис дзырд» («Прибавим слог, и получится новое слово»); ребусы и т. д.

Большое внимание уделяется заданиям, направленным на развитие связной речи детей, на развитие умения определять логическую последовательность событий внутри целостного сюжета. Работу по развитию речи начинается с заданий, направленных на выявление умений составлять предложения с опорой на заданные картинки. Затем предлагаются задания, которые помогут ребенку выстроить логическую последовательность событий сюжета, а уже после этого по этим картинкам рассказать свою историю.

Речевой материал учебника основан на интересном для ребенка материале: это небольшие весёлые стихи, загадки, скороговорки, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют познавательный и воспитательный материал.

В учебнике по осетинскому языку для 2 класса, автор: Л. Г. Дзампаева [1], работа по формированию коммуникативной компетенции включает следующие виды работ: построение текста, составление плана текста, использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написание изложений и сочинений, освоение изложения как жанра письменной речи, сочинения по наблюдению и по картине с использованием описания и повествования.

Новый подход к развитию речевой культуры учащихся состоит в том, что формирование коммуникативных навыков осуществляется на основе текстов, поскольку именно текст «является основной единицей общения, … способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся» [5, с. 96].

В учебнике по осетинскому языку для 3-го класса, автор: Л. Г. Дзампаева [3] заложены современные педагогические технологии, с помощью которых продолжается работа по формированию коммуникативных навыков, развиваются специальные и необходимые личностные черты школьника. Так, «Метод проектов» нацелен на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Помимо этого, в учебнике широко представлены таблицы, схемы, кроссворды, ребусы, считалочки, скороговорки, пословицы, загадки, которые призваны способствовать не только лучшему усвоению изучаемого материала, но и развитию коммуникативных способностей школьников.

Учебник по осетинскому языку для 4 класса, автор: Л. Д. Саламова [9], продолжает обучение, начатое в 1–3 классах. Материал для упражнений также связан с реальной жизнью и повседневной практикой, с ценностями родной, российской, мировой культуры и формирует российскую гражданскую идентичность.

Приведем из учебников по осетинскому языку для начальной школы примеры заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции:

‒ рассмотри картинки; перескажи по ним рассказ;

‒ составь рассказ о вашей семье;

‒ перескажи текст по вопросам или по плану;

‒ составь рассказ по вопросам;

‒ придумай рассказ, используя предлагаемые слова;

‒ составь монолог, диалог;

‒ составь рассказ по картинке;

‒ составь слова по схемам;

‒ составить предложения по схемам;

‒ закончи предложения;

‒ прочитай и перескажи текст своими словами;

‒ напиши письмо по плану и др.

Нами также было рассмотрено и проанализировано содержание Рабочих тетрадей по осетинскому языку для 1–4 классов — неотъемлемого компонента УМК. В Рабочих тетрадях упражнения, разработанные к каждой теме учебника, дифференцированы по трудности, с их помощью увеличивается объем тренировки. Рабочая тетрадь может использоваться как на уроке, так и дома.

В методических пособиях к учебникам по осетинскому языку для начальной школы (Книга для учителя) даётся тематическое планирование на каждую четверть учебного года. Рекомендации для проведения уроков указывают на последовательность в использовании материала, на разные способы организации работы, в том числе по формированию коммуникативных навыков.

Итак, можно сделать следующий вывод. Благодаря различным заданиям и упражнениям учащиеся обучаются вести беседу, используют вопросно-ответные реплики, распоряжения, просьбы, учатся выражать согласие или несогласие, запрашивать дополнительную информацию, выражать собственное отношение к получаемым сообщениям. Таким образом, УМК по осетинскому языку для начальной школы способствуют формированию коммуникативных навыков младших школьников.

Литература:

  1. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 2 класс. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 160 с.
  2. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 2 класс: рабочая тетрадь. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 70 с
  3. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 3 класс. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 192 с.
  4. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 3 класс: рабочая тетрадь. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 63 с.
  5. Кокаева Л. Х. Текст — дидактическая единица формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках родного языка // Социально-гуманитарный вестник Юга России. № 7–8, 2011. — С. 95–99.
  6. Программы по осетинскому языку для 1–11 классов. Владикавказ: СЕМ, 2013. — 78 с.
  7. Моураова М. Л. Абетæ: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных школ. 2-е изд. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 131 с.
  8. Моураова М. Л. Пропись «Мои первые уроки осетинского языка». — Владикавказ: СЕМ, 2013. -78 с.
  9. Саламова Л. Д. Осетинский язык: 4 класс. — Владикавказ: СЕМ, 2014. — 192 с.
  10. Саламова Л. Д. Осетинский язык: Рабочая тетрадь. 4 класс. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2014. — 74 с.
Основные термины (генерируются автоматически): осетинский язык, класс, начальная школа, коммуникативная компетенция, формирование, автор, навык, Программа, Россия, учебник.


Ключевые слова

текст, учебно-методический комплекс, коммуникативный принцип обучения, методы и приемы обучения, дидактическая единица

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом...

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, уроки иностранного языка, учащиеся

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

В отличие от изучения других предметов основная цель уроков русского как неродного — формирование коммуникативной компетенции учеников.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах. Коммуникативность в процессе обучения русскому языку.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Автор: Хамдам-Заде Лейла Хасановна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

иностранный язык, основная образовательная программа, иноязычная коммуникативная компетенция, формирование, результат обучения, язык, неречевое поведение, начальное общее образование...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Библиографическое описание: Мухамеджанова С. Д. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Прослушивание трансляционных программ развивает навыки аудирования учащихся, углубляя при этом их знания по предмету.

Формирование читательской компетентности у учащихся...

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык.

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы.

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции...

Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью...

Роль грамматических навыков в системе формирования...

Главной целью формирования коммуникативной компетенции является состоявшийся коммуникативный акт.

Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1984.

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом...

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, уроки иностранного языка, учащиеся

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

В отличие от изучения других предметов основная цель уроков русского как неродного — формирование коммуникативной компетенции учеников.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах. Коммуникативность в процессе обучения русскому языку.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Автор: Хамдам-Заде Лейла Хасановна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

иностранный язык, основная образовательная программа, иноязычная коммуникативная компетенция, формирование, результат обучения, язык, неречевое поведение, начальное общее образование...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Библиографическое описание: Мухамеджанова С. Д. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Прослушивание трансляционных программ развивает навыки аудирования учащихся, углубляя при этом их знания по предмету.

Формирование читательской компетентности у учащихся...

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык.

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы.

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции...

Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью...

Роль грамматических навыков в системе формирования...

Главной целью формирования коммуникативной компетенции является состоявшийся коммуникативный акт.

Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1984.

Задать вопрос