История зарождения и борьбы с коррупцией в Италии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 6402 раза

Библиографическое описание:

Монгуш, Т. М. История зарождения и борьбы с коррупцией в Италии / Т. М. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 351-354. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40846/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается основные причины зарождения коррупции и борьба с коррупцией в разные периоды.

Ключевые слова: Италия, коррупция, причины коррупции

Историю коррупции в Италии, а также борьбы с ней условно можно разделить на три этапа.

К первому периоду относится период существования Римского государства.

Как известно, в Рим в своем развитии прошел несколько этапов: царский период, республиканский период и период имперский.

В связи с этим в науке отмечается, что почти до конца периода Римской республики (до II в. до н. э.) коррупция как явление отсутствовала, чиновники того времени не только не присваивали государственное имущество, но, что также важно, осуществляя свои функции, занимались благотворительностью и за счет своих собственных средств строили и содержали общественные сооружения. Важно понимать, что отсутствие хищений государственного имущества и совершение иных преступлений коррупционной направленности объясняется вовсе не столько высокими моральными качествами государственных служащих или существование правовых механизмов, направленных на противодействие коррупции, сколько сущностью социально-экономических отношений, имевших место быть в тот период, хотя ответственность и иные моральные качества чиновников также играли определенную роль.

Ситуация начала кардинально меняться в течение II в. до н. э. Связано это с тем, что в указанный период Римское государство начало обладать огромным количеством богатств, которые были получены в ходе завоевательных войн. Увеличение богатства сказалось на всем римском обществе, а также на государственных служащих, которые составляли часть данного общества, изменения, в первую очередь, произошли в нравственной составляющей данного общества, что выразилось в трансформации отношения к коррупции.

Естественно, что в ответ на появление коррупционных явлений начали появляться и меры, направленные на противодействие им. В числе подобных мер можно назвать «запрет для сенаторов одновременно заниматься морской торговлей, финансовыми операциями и казенными подрядами» [1]. Однако указанные меры оказались крайне неэффективными, поскольку сенаторы легко обходили данный запрет посредством использования доверенных лиц.

Кроме того, были приняты законодательные акты о роскоши, суть которых сводилась к тому, что по отношению к вещам, которые причислялись согласно закону к категории «роскошь», вводился более жесткий налоговый режим [2, с. 11].

Говоря о коррупции в Риме того времени, необходимо отметить, что в первую очередь коррупция поразила сферу общественных отношений, связанных с правом собственности на землю. Объясняется это тем, что войны, имевшие место быть в тот период, носили в большинстве своем экспансивный характер, это означает, что в результате данных войн были получены огромные участки земли, вопрос о праве собственности на которые еще предстояло решить. Суть коррупционных преступлений в данной сфере заключалась в том, что чиновники, пользуясь своей властью, присваивали данные земельные участки, юридически никак это не оформляя и уж тем более ничего не платя за это.

Данные факты вынудили законодателя среагировать соответствующим образом. Так, в 367 г. до н. э. был принят закон Лициния-Секстия, который содержал нормы права, прежде всего, ограничительного характера. Согласно данному акту максимальный размер земельного участка, который мог быть передан в одни руки, составлял 500 югерами [2]. Данная норма была призвана противодействовать злоупотреблениям по получению чиновниками земельных наделами.

Однако земельные отношения не единственная сфера, где можно было обнаружить коррупционную составляющую. Даже при функционировании самого государственного аппарата проявлялось данное негативное явление. К примеру, должности замещали лица, которые имели родственные или иные связи с другими чиновниками. Кроме того, чиновники в процессе своей деятельности своей первостепенной задачей видели не служение обществу, а улучшение своего собственного положения в обществе, получение материальных благ.

Коррупция была и в судебной сфере. В данной сфере она, чаще всего, имела форму подкупа судьи с целью принятия им незаконных, несправедливых решений в интересах лица, осуществляющего подкуп.

Что касается налоговой сферы, то здесь также можно найти массу коррупционных проявлений, спектр которых значится от превышения должностных полномочий до незаконного сбора налогов и штрафов.

Коррупция в налоговой сфере приобрела такой масштаб, что Кодекс Феодосия [3] устанавливал целый перечень мер, направленных на противодействие с данным явлением. Способы борьбы с коррупцией в налоговых отношениях следующие:

1) Контроль деятельности чиновника посредством специально установленной отчётности;

2) Формирование контроля со стороны самих чиновников, который основывался на постоянной взаимной слежке. Данный контроль осуществлялся на всех уровнях государственной власти, включая и государственную власть в отдаленных краях Римского государства;

3) Наличие различных форм ответственности, в число которых входят как материальные формы ответственности, заключающиеся в возмещении вреда государству, причиненного преступлением, так и в применении телесных наказаниях, включавших пытки и смертную казнь.

Важно отметить, что римское законодательство исходило из принципа «презумпции виновности». Это означает, что любой чиновник, заподозренный в совершении преступления, считается виновным, пока не будет доказано обратное. Другим следствием данного принципа явилось то, что любой чиновник по истечению срока своей службы был обязан доказать свою законопослушность.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция в Риме была, прежде всего, порождена завоевательными войнами, в результате которых были получены и различного рода богатства, и земля, которые и стали предметом коррупционных преступлений.

По итогу коррупция распространилась на все сферы деятельности, став, по сути, неотделимой частью римского государственного аппарата.

Принимались различные акты по противодействию данному явлению, однако они не могли сдержать тот вал коррупционных явлений, с которыми столкнулось римское общество. Меры по борьбе с коррупцией имели как карательный характер, так и профилактический (например, повсеместный контроль за деятельностью чиновника и его строгая отчётность). Помимо этого, в римском законодательстве содержались нормы, согласно которым применялась также материальная ответственность коррупционера.

Следующим периодом, когда произошел резкий рост коррупционных преступлений стало средневековье.

Отметим, что наибольший рост преступлений данной направленности произошел именно в тот период, когда Италия находилась в составе Восточной римской империи, то есть начиная с 555 г.

В период средневековья в Восточной Римской Империи (Византии) стали быстро развиваться денежные отношения, рост численности государственного аппарата и сращивание ветвей государственной власти вопреки принципам римского права.

Массовое вовлечение в предпринимательскую деятельность всех слоев населения, включая аристократию и монашество, привело к изменениям не только в социальной структуре общества, что выразилось в численном росте и возрастании политического влияния средних слоев населения [4, с. 25], к которым относились зажиточные торговцы и ремесленники, но и к изменениям в правовом сознании.

И именно в этот период появляется принципиально новое понимание коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу, и как первооснова любого отступления от закона.

Следствием этого явилось понимание, что победить коррупцию без проведения судебной реформы невозможно, поскольку именно суды играют главную роль в данном вопросе.

В том числе и с этой целью было проведено три судебные реформы Палеологов [5].

Из описаний обстоятельств проведения судебных реформ, которые оставили византийские историки, возможно выделить два основных требования, предъявляемых судьям обществом. Это требования «неподкупного и беспристрастного» суда, восходящие по византийским источникам вплоть до отцов церкви IV в., которые также требовали от судей судить «беспристрастно и неподкупно» [6].

В это время судьи при рассмотрении дела не должны были искажать судить прямо и не искажать ни в чем право.

Дело о коррупции императорских судей должен был рассматривать церковный суд под председательством патриарха. Предоставлялось право убежища в церкви. (В церкви можно было находиться три дня, а за это время обычно страсти успокаивались и обвиняемому можно было спокойно приготовиться к защите.) Предусматривались такие меры как к изгнанию и конфискации имущества.

Таким образом, данный период борьбы с коррупцией характеризуется тем, что основной мерой стала судебная реформа, которая имела своей целью обеспечение неподкупного и беспристрастного правосудия.

Третий период относится к новейшему времени. В это время в Италии коррупция приобретает высокоорганизованный характер: происходит сращивание государственного аппарата с организованной преступностью, следствием чего явилось повсеместное проникновение коррупционных явлений, включая важнейшие сферы экономики страны. Необходимо отметить, что «рост организованной мафиозной преступности в Италии отличались высоким уровнем уголовного профессионализма, строгой иерархической структурой, распределением ролей» [7, с. 133]. То есть коррупция, в сущности стала высоко профессиональной.

С теми государственными служащими, с кем не удавалось установить устойчивых связей, преступные сообщества физически расправлялись. Так, в 1991 преступными группировками было совершено 718 убийств, 822 похищения и 830 покушений, а также было зафиксировано 886 случаев запугивания представителей местных властей [8, с. 112].

Коррупция и зависимость государственных чиновников от преступных структур приобрела такой масштаб, что правительство Италии в 1992 г. было вынуждено развернуть специальную операцию, направленную на противодействие данному социально-правовому явлению, которая получила название «Чистые руки».

Инициатором указанной операции был прокурор Милана Антонио Ди Пьетро, который в 1992 г. арестовал за получение взятки одного из членов Итальянской социалистической партии [9, с. 102].

«В начале июля 1994 года в Милане начат судебный процесс, получивший название «процесс над Первой республикой» из-за большого количества высокопоставленных политиков, привлечённых к ответственности. Обвинения были предъявлены 32 политикам, среди которых были руководители партий и бывшие министры».

В результате операции в совершении коррупционных преступлений были уличены большое количество судей, политиков, в числе которых значились даже бывшие премьер министры и бывший министр иностранных дел. Обвинения в совершении подкупа и других преступлений коррупционной направленности также были предъявлены 1456 бизнесменам [10, с. 169].

Конечно, чиновники пытались противодействовать данной операции. Так, например, «любое, даже самое мелкое и формальное нарушение, допущенное бригадой Ди Пьетро, тут же раздувалось политиками и журналистами, пытавшимися посеять среди итальянских избирателей неуверенность и сомнение в работе следователей и тем самым скомпрометировать и их, и плоды их деятельности».

Другим средством противодействия были ложные обвинения следователей в том, что они добывают доказательства незаконным путем, а именно путем оказания давления на свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, получение доказательств при условии превышения должностных полномочий и так далее.

Однако, несмотря на столько мощное противодействие, по результатам операции перед судом предстало почти 900 человек.

Данная операция ярко подтверждает тезис о том, что первостепенное значение в борьбе с коррупцией имеет наличие политической воли. Именно наличие воли позволило провести столь масштабную и столь сложную операцию.

Другим немаловажным фактором, который послужил основой успеха борьбы с коррупцией, послужило то, что в рамках данной операции органам, проводившим расследование, разрешалось допрашивать депутатов в обход процедуре, то есть, не получая специального разрешения у парламента

Еще одним важным моментом в данном случае является потеря бдительности самими чиновниками и промышленниками, которые привыкли к безнаказанности. Так, чиновники, будучи убежденными, что это очередная операция, которая проводится «для вида» и не чувствуя для себя какой-либо опасности, поначалу не стали помогать незначительным политикам, которые были привлечены к ответственности за совершение злоупотреблений должностными полномочиями, получение взяток и иных преступлений коррупционной направленности. Однако эти чиновники, почувствовав себя преданными, стали активно сотрудничать со следственными органами. Тем самым у следствия появились доказательства вины чиновников более высокого уровня.

Таким образом, коррупция в новейшее время в Италии приобрела настолько пугающие масштабы, что даже вызвала массовые беспорядки со стороны населения. Ответом стала операция «Чистые руки», результатом которой стало существенное очищение государственной власти от коррупционных явлений. Операция была настолько успешна, что по итогу пришлось реформировать практически весь государственный аппарат и вносить существенные изменения в законодательство Италии.

Литература:

  1. Моммзен Т. История Рима. М.: Аст, Фолио, 2001–422 с.
  2. Кузовков, Ю. В. Мировая история коррупции. — М.: Издательство Анима-Пресс, 2010. — с. 137.
  3. С. А. Сахаров. Механизмы противодействия фискальным злоупотреблениям в поздней Римской империи (по данным Кодекса Феодосия) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. — 2013. — № 15.
  4. С. Я. Гаген. Отношение судейского корпуса поздней Византии к коррупции // Арбитражный и гражданский процесс. — 2009. — № 9. — С. 25.
  5. С. Я. Гаген. Судебная реформа Мануила II Палеолога. Институт судебных исполнителей // 2008. — C. 39–52.
  6. С. Я. Гаген. Коррупция в Византии: дело о подкупе вселенских судей ромеев // История государства и права. — 2007. — № 18.
  7. Д. А. Папунина. Антикоррупционные меры: зарубежный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 3. — С.133–136.
  8. В. П. Лобин. Италия: партии, мафия, коррупция, операция «чистые руки» // Социальные и гуманитарные науки. — 2006. — № 4 — С. 111–127.
  9. А. А. Берков. Операция «Чистые руки» в Италии // Научно — аналитический журнал Обозреватель. — 2012. — № 2. — С. 99–110.
  10. Н. М. Савченко. Из истории борьбы с коррупцией в Италии // Нижневаторский государственный университет. — 2015. — С. 169–173.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Италия, государственная власть, чиновник, государственный аппарат, коррупционная направленность, Рим, Римское государство, Восточная Римская Империя, высокий уровень.


Похожие статьи

Причины возникновения коррупции: историко-правовой аспект

На закате могущества Римской империи ее полководцы-аристократы подкупали даже своих врагов — готов, вандалов и гуннов — за то, чтобы те не нападали на Рим.

После смерти Петра I коррупция продолжила расцветать. Дошло до того, что «государственные мужи» России не...

Коррупция и ее отрицательное воздействие на развитие карьеры...

Впоследствии многие римские императоры были убиты вследствие разложения армии [10, С. 137, 139].

Наиболее простое определение коррупции — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических...

Римское право. Гражданское и уголовное судопроизводство

Римское право и римская юриспруденция не знали такого представления подобно

Во времена империи, источником для дальнейшего развития римского права были эдикты

В 1 веке были определены 8 государственных обвинителей, поддерживавших в судах обвинения...

Основные термины (генерируются автоматически): Римская...

Римская империя мыслила себя… скорее не как государство, а как цивилизованное и политически

Это, прежде всего, наднациональный политический режим, сущность которого состоит в том, что государственная власть отчуждена от нации (общества) и рассматривает...

Развитие коррупционной преступности: историко-правовой аспект

Первое упоминание о коррупционных проявлениях в системе государственной службы

Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи [4,с.5].

Это способствует тому, что врученную ему Правительством власть чиновник употребляет «в...

К вопросу о противодействии коррупции в системе...

В системе государственного управления, коррупция существует в связи с тем, что должностные лица, при отсутствии

Коррупция в форме казнокрадства и взяточничества была известна во времена древнего Египта и древнего Китая, античной Греции и Римской империи.

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

Коррупция — явление, которое неизменно сопровождает институты государственной власти еще со времен появления первых государств.

Кроме того, нельзя утверждать, что субъектом коррупционных преступлений может быть только государственный чиновник.

Актуальные проблемы противодействия коррупции на...

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба

Однако по уровню коррупции одни государства в разы отстают от других.

В период Римской империи термин «corrupta» начинает использоваться в Римском праве [2, с. 689].

Похожие статьи

Причины возникновения коррупции: историко-правовой аспект

На закате могущества Римской империи ее полководцы-аристократы подкупали даже своих врагов — готов, вандалов и гуннов — за то, чтобы те не нападали на Рим.

После смерти Петра I коррупция продолжила расцветать. Дошло до того, что «государственные мужи» России не...

Коррупция и ее отрицательное воздействие на развитие карьеры...

Впоследствии многие римские императоры были убиты вследствие разложения армии [10, С. 137, 139].

Наиболее простое определение коррупции — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических...

Римское право. Гражданское и уголовное судопроизводство

Римское право и римская юриспруденция не знали такого представления подобно

Во времена империи, источником для дальнейшего развития римского права были эдикты

В 1 веке были определены 8 государственных обвинителей, поддерживавших в судах обвинения...

Основные термины (генерируются автоматически): Римская...

Римская империя мыслила себя… скорее не как государство, а как цивилизованное и политически

Это, прежде всего, наднациональный политический режим, сущность которого состоит в том, что государственная власть отчуждена от нации (общества) и рассматривает...

Развитие коррупционной преступности: историко-правовой аспект

Первое упоминание о коррупционных проявлениях в системе государственной службы

Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи [4,с.5].

Это способствует тому, что врученную ему Правительством власть чиновник употребляет «в...

К вопросу о противодействии коррупции в системе...

В системе государственного управления, коррупция существует в связи с тем, что должностные лица, при отсутствии

Коррупция в форме казнокрадства и взяточничества была известна во времена древнего Египта и древнего Китая, античной Греции и Римской империи.

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

Коррупция — явление, которое неизменно сопровождает институты государственной власти еще со времен появления первых государств.

Кроме того, нельзя утверждать, что субъектом коррупционных преступлений может быть только государственный чиновник.

Актуальные проблемы противодействия коррупции на...

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба

Однако по уровню коррупции одни государства в разы отстают от других.

В период Римской империи термин «corrupta» начинает использоваться в Римском праве [2, с. 689].

Задать вопрос