Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Митронова, Н. А. Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления / Н. А. Митронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40681/ (дата обращения: 25.04.2024).



Происходящая в настоящее время модернизация института государственного управления предусматривает обеспечение информационной открытости и прозрачности (транспарентности). Принцип информационной открытости, являясь важным условием реформирования госуправления, связан с одной из главных задач государства — обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации.

В сентябре 2011 года был запущен международный проект — Открытое правительство/Open government (http://www.opengovpartnership.org), направленный на достижение открытости, прозрачности и подотчетности в государственном управлении, борьбу с коррупцией, а также с целью вовлечения гражданского общества в процесс обсуждения и принятия важных решений.

Россия не является участником Партнерства «Открытое Правительство»/ OGP, но сотрудничает с организацией в рамках решений «Большой восьмерки». Так, в июне 2013 г. на саммите «Большой восьмерки» в Лох-Эрне была принята Хартия открытых данных. Страны G8 обязались до конца 2015 года опубликовать самые востребованные государственные данные в машиночитаемом формате.

Очень важно при построении открытого информационного общества динамичное развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное госуправление при условии повышенного уровня открытости и прозрачности информации в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В связи с этим была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 7 февраля 2008г. № ПР-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», приоритетными задачами которой являются: доступность социально значимой информации, расширение использования интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия государства и общества, а также доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В России Конституция Российской Федерации закрепляет основные гарантии прав граждан в сфере получения, использования и распространения информации [1]. Так в части 4 статьи 29 указано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым доступным способом. Однако, данное право граждан может быть ограниченно условиями их проживания, поскольку в некоторых отдаленных районах РФ и в сельской местности населению мешает недостаточная развитость инфраструктуры публичного доступа к сайтам и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания. Многое зависит от умения населением пользоваться интерактивными сервисами, возможности доступа к Интернету и связано непосредственно с социально-экономическим развитием региона.

В то же время Конституция РФ закрепляет и обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (часть 2 статьи 24).

Таким образом, право личности на участие в информационном обществе включает в себя свободный доступ к сетям электронных коммуникаций и услугам, право на неограниченный доступ к электронным коммуникациям и на участие в различных услугах информационного общества.

Следует отметить, что информационные правоотношения представляют собой возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых приобретают субъективные права и обязанности, обеспеченные государством в информационной сфере. Эти права и обязанности можно охарактеризовать как однородную группу общественных отношений в информационной сфере.

Однако, законодательного определения информационной сферы как сферы деятельности, связанной с созданием, распространением и потреблением информации, в настоящее время нет. Особенности информационных правоотношений, связанных с обеспечением информационной открытости, сводятся к тому, что эти отношения:

‒ опосредствуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина;

‒ возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при самостоятельном обороте как обращения обособленной информации, при создании и применении автоматизированных информационных технологий;

‒ отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации, информационных и иных объектов информационной среды;

‒ возникают, развиваются и прекращаются по поводу неблагоприятных информационных воздействий и угроз интересам личности, общества, государства в информационной сфере, в связи с защитой информации от несанкционированного доступа, обеспечением состояния защищенности информационных и телекоммуникационных систем.

Отношения субъектов информационно-правовой деятельности по обеспечению информационной открытости касаются:

‒ формирования и развития информационной инфраструктуры страны;

‒ реализации права на информацию;

‒ защиты личности, общества, государства от недоброкачественной, ложной информации и дезинформации;

‒ защиты интеллектуальной собственности в информационных системах;

‒ защиты информации, в том числе персональных данных, в информационных системах;

‒ применения возможностей информационных технологий для развития новых форм трудовой деятельности, образования и воспитания;

‒ защиты прав потребителей и развитие конкуренции в информационной сфере;

‒ реализации ответственности за правонарушения в информационной сфере;

‒ стандартизации как средства обеспечения совместив=мости в коммуникационных сетях;

‒ международного сотрудничества по проблемам создания глобального информационного общества;

‒ координации работ по реализации программы вхождения России в информационное общество.

Следует отметить, что базовым для регулирования правоотношений в сфере обеспечения информационной открытости является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]. Однако, право на получение информации в электронной форме включает в себя обязанность государства по созданию условий для доступа к электронной информации (продукции), к обмену и распространению таковой.

Современное российское общество заинтересовано в развитии прозрачности и открытости государственного управления. Однако, в нормативных правовых актах отсутствует определение информационной открытости, являющейся важной составляющей в процессе правового регулирования обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти.

Необходима организация внедрения единого портала бюджетной системы Российской Федерации в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений. Целесообразно сформировать единый реестр государственных информационных ресурсов и разработки проекта федерального закона о государственных информационных ресурсах.

Одним из ключевых документов, направленных на реализацию стратегических задач, является государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная Председателем Правительства РФ в декабре 2011 г.

В соответствии с данной программы во всех регионах Российской Федерации были разработаны и внедрены проекты «Открытый регион», в рамках которого происходит реализация органами власти субъектов Российской Федерации системы мер по формированию и развитию открытого государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации.

Официальный сайт открытого правительства определяет, что «внедрение механизмов открытости государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации в первую очередь направлено на:

‒ повышение кадрового потенциала государственной гражданской службы;

‒ повышение качества решений органов государственной и муниципальной власти;

‒ повышение эффективности предоставления бюджетных услуг за счет развития конкурентной среды в их осуществлении и более полного использования потенциала общества в разработке государственных решений и реализации отдельных государственных функций;

‒ снижение уровня коррупции в органах власти, в том числе в процессе предоставления бюджетных услуг;

‒ повышение качества государственных услуг, а также уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;

‒ повышение инвестиционного потенциала региона и рост конкурентоспособности территорий за счет более понятной и благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей;

‒ рост качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы;

‒ рост доверия между государством и обществом.

В данном проекте участвовали 25 регионов России (Москва, Республика Башкортостан, Волгоградская область, Хабаровский край и др.). Одним из пилотных регионов, которые участвовали в проекте была и Тульская область. Составной частью проекта «Открытый регион» являются проекты «Открытый муниципалитет», «Открытые данные» и «Народный бюджет».

В рамках этой работы с учетом федерального опыта и участием экспертного и бизнес-сообщества была создана рабочая группа «Совет по открытым данным Тульской области» при комиссии по реализации проекта «Открытый регион» в Тульской области. На заседаниях совета рассмотрены разработанные правительством Тульской области проекты нормативных правовых актов, необходимых для развития системы открытых данных в Тульской области (концепция «Открытые данные Тульской области», дорожная карта по ее реализации, концепция «Портала открытых данных Тульской области»).

Для обеспечения системного подхода и создания единой методологической основы реализации данных целей в Тульской области разработаны концепция и стандарт открытости органов местного самоуправления Тульской области.

Согласно концепции открытость органов местного самоуправления достигается посредством последовательного внедрения в их деятельность и неукоснительного соблюдения при реализации полномочий и функций принципов открытости, достоверности и доступности информации (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями на 7 июня 2013 года); Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации» и др.)

Перечень законодательных актов достаточно широк, однако, при разработке законов в них не предусматривались соответствующие возможности граждан. В современной России все же наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации в рамках формирования института открытого государственного управления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 2014. — № 30 (Часть I), ст. 4202.
  2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2007 г. № 149-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31 (ч.I), ст. 3448; 2014. — № 30 (часть I), ст. 4223.
Основные термины (генерируются автоматически): Тульская область, Российская Федерация, информационная сфера, информационная открытость, местное самоуправление, Информационное общество, государственное управление, данные, государственная власть, открытое государственное управление.


Похожие статьи

Социально-управленческие проблемы информационной...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная власть, гражданское общество, информационная открытость, орган власти, информация, орган, информационная открытость органов власти...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности...

Исполнительная власть РФ в контексте информационной...

Глобальный процесс общественного перехода в постиндустриальную (информационную) фазу развития непосредственным образом отражается на политической системе и системе государственного управления в Российской Федерации.

Информационные технологии взаимодействия...

местное самоуправление, муниципальное образование, государственное управление, орган, городское самоуправление, муниципальное управление, местное сообщество, местная власть, массовая информация...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Таким образом, органы государственной власти как открытая информационная система — это единая взаимосвязанная разветвленная сеть государственных структур, линий

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Необходимой составляющей совершенствования государственного управления стала концепция электронного правительства.

Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Россия, государственное управление, информационное общество, электронное правительство, государственный аппарат, сторона граждан, гражданин.

Информационная функция в системе функций государственного...

Информационная функция всистеме функций государственного управления.

Ключевые слова: информация, информационная функция государства, информационное общество, информационная сфера, государственное регулирование.

Актуальность внедрения технологий электронного правительства...

Ведь особая роль информационного обеспечения управления МО и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным...

Похожие статьи

Социально-управленческие проблемы информационной...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная власть, гражданское общество, информационная открытость, орган власти, информация, орган, информационная открытость органов власти...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности...

Исполнительная власть РФ в контексте информационной...

Глобальный процесс общественного перехода в постиндустриальную (информационную) фазу развития непосредственным образом отражается на политической системе и системе государственного управления в Российской Федерации.

Информационные технологии взаимодействия...

местное самоуправление, муниципальное образование, государственное управление, орган, городское самоуправление, муниципальное управление, местное сообщество, местная власть, массовая информация...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Таким образом, органы государственной власти как открытая информационная система — это единая взаимосвязанная разветвленная сеть государственных структур, линий

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Необходимой составляющей совершенствования государственного управления стала концепция электронного правительства.

Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был...

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Россия, государственное управление, информационное общество, электронное правительство, государственный аппарат, сторона граждан, гражданин.

Информационная функция в системе функций государственного...

Информационная функция всистеме функций государственного управления.

Ключевые слова: информация, информационная функция государства, информационное общество, информационная сфера, государственное регулирование.

Актуальность внедрения технологий электронного правительства...

Ведь особая роль информационного обеспечения управления МО и предоставления электронных информационных услуг даже отмечена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным...

Задать вопрос