Профилактическая программа работы семейного клуба «Мой малыш» в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кубарева, Л. А. Профилактическая программа работы семейного клуба «Мой малыш» в дошкольном образовательном учреждении / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40651/ (дата обращения: 25.04.2024).



Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, что безусловно формируется уже в стенах дошкольного учреждения.

В семейном клубе участвуют родители, которые только придут в дошкольное учреждение с нового учебного года или в летние месяцы, поэтому работа организуется в апреле – мае. После получения родителями направлений в дошкольное учреждение, мы приглашаем их на наши встречи. Работа организована в форме семейного клуба.

Направленность профилактической программы «Мой малыш» – для родителей, поступающих в дошкольное учреждение; по содержанию является психолого-педагогической; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочной.

Авторство программы – программа авторская, созданная для активных родителей, поступающих в детский сад и для которых будет актуальным процесс адаптации к ДОУ.

Актуальность программы обусловлена тем, что включает в себя инновационные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение.

Во время реализации программы происходит:

- развитие новых форм общественно- семейного взаимодействия;

- повышение психологических знаний родителей о закономерностях развития дошкольного возраста;

- оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической и психологической компетенции родителей.

Цель: способствовать получению родителями знаний и необходимой информации о процессе адаптации к дошкольному учреждению как детей, так и родителей, психологических особенностях раннего возраста (с 1 года до 3 лет) и знакомство со способами общения с ребенком.

Основные задачи программы:

 Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

 Развитие позитивного взаимодействия между педагогом- психологом и родителями.

 Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

 Способствовать сплочению родительского и педагогического коллектива.

Программа состоит из 3 этапов:

Подготовительный, развивающий, контрольно – оценочный.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Для того, чтобы пригласить родителей на наши встречи, необходимо собрать информацию о семьях, поступающих в наше ДОУ, обзвонить мам и пап и сообщать о планирующихся занятиях, о работе семейного клуба (обговаривается дата, время и тематика занятий). На 1 встрече происходит знакомство родителей с педагогом-психологом, родители пишут свои ожидания от занятий в семейном клубе «Мой малыш». Какие темы они хотели бы обсудить, что их интересует больше всего. После озвучивания ожиданий родителей, предлагаются темы встреч педагога-психолога, происходит необходимая корректировка тематики.

Цель первого этапа:

 познакомить родителей с закономерностями развития детей раннего дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;

 осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка;

формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

ВТОРОЙ ЭТАП – РАЗВИВАЮЩИЙ

Цель второго этапа:

 развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

 развивать творческие способности и воображение взрослых в процессе игрового общения, взаимодействия.

Структура наших встреч:

1. Приветствие. 2. Основная часть. 3. Ритуал прощания.

Наши встречи проводятся 2 раза в неделю в музыкальном зале. Таким образом, за 2 месяца, мы проводим 10 встреч. Во время наших встреч родители знакомятся не только с моей работой, как педагог – психолога, они получают возможность познакомиться друг с другом, наладить контакт, познакомиться, чувствовать себя свободно среди родительской среды.

Формы работы:

 игры и упражнения; мини-беседы, лекции; релаксационные и динамические паузы;

 музыкально-танцевальные этюды; моделирование проблемных ситуаций;

 презентация информационных буклетов; подвижные игры, дидактические игры;

 художественно-творческая деятельность; элементы арттерапии, сказкотерапии;

 элементы тренинга; круглые столы.

Перспективное планирование работы «Семейного клуба «Мой Малыш»

№ п/п

Тема встреч

1

«Речь – важнейший психофизиологический процесс»

2

«Гиперопека – чрезмерная забота родителей»

3

«Психологические степени адаптации к дошкольному учреждению»

4

«Кризис 3 лет – что это такое?»

5

«Сказка в жизни ребенка. Сказкотерапия»

6

«Агрессивное поведение детей»

7

«Игрушка в жизни ребенка»

8

«Страхи вашего ребенка»

9

«Роль семья в коммуникативном развитии ребенка»

10

«Гиперактивность – почему малыш такой?»

ТРЕТИЙ ЭТАП – КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЙ

Цель: оценить работу семейного клуба, решены ли поставленные задачи, оправдались ли ожидания родителей. На контрольно-оценочном этапе проводится анкетирование родителей по разработанным вопросам.

Анкетирование родителей на контрольно-оценочном этапе работы семейного клуба

  1. Какие формы работы семейного клуба вам понравились?
  2. Что нового вы узнали во время посещения наших встреч?
  3. Считаете ли вы необходимым продолжать данную форму работы педагога-психолога с родителями?

Были получены отзывы родителей об их участии в работе семейного клуба «Мой малыш», которые свидетельствуют о необходимости проведения данной формы работы с родителями. Родители в своих ответах отмечают, что им понравились организованные семейные встречи, познавательные консультации, игры, упражнения в тренинговой форме. Организованная работа в формате семейных встреч помогла преодолеть родителям барьер недоверия к образовательному учреждению. В своих ответах они отмечают необходимость продолжать работу педагога – психолога в данном направлении для сплочения родительского коллектива, для передачи опыта в воспитании детей.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Профилактическая программа работы семейного клуба «Мой малыш» складывалась планомерно, на основе опыта работы педагога – психолога. Она затрагивает актуальные для поступающих в дошкольное учреждение родителей темы, способствует решению возникающих вопросов и проблем.

Результативность:

– посещение семейных встреч позволяет самим родителям легче пройти со своими детьми процесс адаптации к новым для них условиям дошкольного учреждения;

– родители получают ответы на интересующие их вопросы и темы;

– педагог-психолог приобретает обратную связь во взаимодействии и сотрудничестве с родителями;

– повышается компетентность родителей в вопросах развития и воспитания своего ребенка.

Программно-методическое обеспечение:

Семейные встречи желательно проводить в большом помещении (музыкальном зале), демонстрационный материал: стенд, проектор, доски; раздаточный материл: листы, карандаши, ручки; музыкальное сопровождение по тематике встреч; игровой материал: куклы, мячики, платочки.

Литература:

  1. Алексеева Е. Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста», С – Пб, «Речь». 2007.
  2. Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», С-Пб., «Речь». 2006.
  3. Шитова Е. В. «Работа с детьми – источник удовольствия», Волгоград, «Панорама». 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): семейный клуб, дошкольное учреждение, родитель, встреча, процесс адаптации, анкетирование родителей, музыкальный зал, образовательное учреждение, получение родителями, форма работы.


Похожие статьи

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы...

Формы работы специалистов МБДОУ с группой «Мать и дитя». Заведующая МБДОУ: экскурсия по ДОУ, беседа с родителями, заключения договора. Старший воспитатель: анкетирование, консультирование, координация работы специалистов.

Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию...

Нетрадиционная форма работы с родителями, как организация «Родительский клуб»

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное учреждение

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

анкетирование родителей позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях...

среди родителей дошкольного образовательного учреждения.

родители дошкольного образовательного учреждения.

анкетирование родителей, опрос, ‒ наблюдение за детьми, мониторинг.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Похожие статьи

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы...

Формы работы специалистов МБДОУ с группой «Мать и дитя». Заведующая МБДОУ: экскурсия по ДОУ, беседа с родителями, заключения договора. Старший воспитатель: анкетирование, консультирование, координация работы специалистов.

Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию...

Нетрадиционная форма работы с родителями, как организация «Родительский клуб»

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное учреждение

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

анкетирование родителей позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях...

среди родителей дошкольного образовательного учреждения.

родители дошкольного образовательного учреждения.

анкетирование родителей, опрос, ‒ наблюдение за детьми, мониторинг.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Задать вопрос