Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 3225 раз

Библиографическое описание:

Файзулаева, Р. Р. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 453-454. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40488/ (дата обращения: 18.04.2024).



В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам:

‒ артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

‒ мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.;

‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;

‒ фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.

‒ лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

‒ грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство утомляет и побуждает к безделью и агрессии. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке должен носить многофункциональный характер, дающим возможность использовать его в разных целях.

Создавая коррекционный уголок группы, очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Литература:

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-2005-№ 4
  2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
  3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, Н. В. Нощева.-Спб.:Детство-Пресс,2006.
  4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.,2007.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционный уголок, игра, речевое общение, автоматизация звуков, дидактический материал, дидактическое оснащение, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, ребенок.


Похожие статьи

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в...

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей...

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, носит многофункциональный характер, используется в разных целях.

Возможности организации развивающей...

При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять: − эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись...

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В центре представлены картотека словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику...

Организационно-педагогические условия создания...

Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Дидактическая речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие речи, игра, ребенок, речевое развитие, программный материал, правильное звукопроизношение, коррекционная работа, связная речь.

Похожие статьи

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в...

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей...

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, носит многофункциональный характер, используется в разных целях.

Возможности организации развивающей...

При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять: − эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись...

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В центре представлены картотека словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику...

Организационно-педагогические условия создания...

Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Дидактическая речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие речи, игра, ребенок, речевое развитие, программный материал, правильное звукопроизношение, коррекционная работа, связная речь.

Задать вопрос