Библиографическое описание:

Иванько А. Ф., Иванько М. А., Алексеева А. С. Компьютерные сети в практике образовательного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 23-26.



В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дистанционном обучении, высказываются перспективы применения социальных сетей в образовании.

Ключевые слова:компьютерные сети, социальные сети, образовательный процесс, ВКонтакте, Твиттер, Живой Журнал, дистанционное обучение

The paper provides statistics of social network users on different grounds; It discusses the main social networks, which are used and can be used in the educational process, highlighted their features; addresses the issue of distance learning, voiced perspectives of social networking in education.

Keywords: computer networks, social networks, educational process, VKontakte, Twitter, LiveJournal, distance learning

Анализ социальных сетей.

Цель нашего исследования- использовать все возможные средства для того, чтобы процесс обучения стал интегрированным и увлекательным. Именно социальные сети становятся для этого незаменимым инструментом.

Приведем анализ статистических данных. Статистка приведена за 2015–2016 гг.

  1. Самой популярной сетью в России вновь стала сеть ВКонтакте. Ее ежемесячная аудитория, т. е. количество пользователей, который зашли на свою страницу хотя бы раз за месяц, составила 46617000 человек. Статистика по гендерному признаку следующая: 43,7 % — мужчины, 56,3 % — женщины.
  2. Второе место занимает самая «возрастная» социальная сеть России — Одноклассники. Ежемесячная аудитория — 31514000 человек, причем преобладают в ней представительницы прекрасного пола: 30,9 % пользователей — мужчины и 69,1 % — женщины.
  3. Третье место занимает Facebook. Аудитория этой сети составила 21684000 человек. Статистка по гендерному признаку отличается от ВКонтакте всего лишь на 1,7 %: 42 % пользователей Facebook — мужчины, 58 % — женщины.
  4. Четвертое место досталось социальной сети Мой Мир саудиторией в 16636000 человек. 41,8 % мужчин и 58,2 % женщин.
  5. Пятое место занимает Живой Журнал (LiveJournal), ежемесячная аудитория которого составляет 15180000 человек. В этой социальной сети, в отличие от предыдущих, преобладают мужчины: 55,9 % против 44,1 % женщин.
  6. Шестое место у Instagram. Ежемесячная аудитория социальной сети составляет 12305000 человек. Причем поделиться фотографиями больше всего хотят женщины, у этой социальной сети самый большой процент пользователей женского пола: 77,1 % против 22,9 % мужчин.
  7. Замыкает семерку самых популярных в России социальных сетей Twitterсаудиторией в 7750000 человек. Здесь, как и в Живом Журнале, преобладают мужчины, но не намного: 51,6 % мужчин против 48,4 % женщин.

Теперь рассмотрим самый важный фактор для нашего исследования: возрастной состав пользователей в тех социальных сетях, где это возможно:

Таблица 1

Возраст/Сеть

До 18

18–24

25–34

35–44

45–54

55 истарше

ВКонтакте

24 %

32,3 %

32,1 %

7,1 %

2,4 %

2,1 %

Одноклассники

6,7 %

9,1 %

26,6 %

20,7 %

15,9 %

20,9 %

Facebook

0 %

6,1 %

35,3 %

32,6 %

16,8 %

9,3 %

Мой Мир

6,5 %

8,5 %

23,9 %

25,4 %

18,5 %

17,3 %

Живой Журнал

5,1 %

37,2 %

35,8 %

14,8 %

7,1 %

0,1 %

Таким образом, можно сделать вывод о том, какие социальные сети выбирают преподаватели и обучающиеся и использовать эти данные в образовательных целях. Можно заметить, например, что наиболее актуально на данный момент может быть взаимодействие студентов (32,3 %) и молодых преподавателей (32,1 %) в ВКонтакте или в Живом Журнале (37,2 % и 35,8 %)

Последовательность описания социальных сетей и их выборка определены анализом статистических данных, который был произведен выше, и их совершенной непохожестью друг на друга, что позволяет нам выделить наиболее интересные и полезные для различных аспектов образовательного процесса.

ВКонтакте.

Сеть ВКонтакте дает следующие возможности, которые могут быть полезны для пользователей при выполнении различного рода заданий и вообще в любом аспекте деятельности в образовательном процессе:

− Оперативно узнавать различную информацию относительно предметов, заданий и пр. Достаточно написать собеседнику — и вот у тебя уже есть вся необходимая информация.

− Создавать опросы с вариантами ответов (только лишь после ответа респондент может просмотреть статистику распределения голосов). Эти опросные данные могут быть использованы в качестве подтверждения какой-либо идеи.

− Создавать обсуждения, в комментариях к которым можно собрать всю нужную информацию, которая, в отличие от диалога с его скоростью обмена сообщениями, точно не потеряется.

− Хранить различные документы (Word, Excel, PowerPoint, gif-анимации и пр.), фотографии, аудиозаписи, видеофильмы и др.

ВКонтакте в разы упрощает общение между участниками образовательного процесса, способствует быстрой передаче информации, служит для хранения документов, фото-, видео- и аудиофайлов, а также способствует сбору информации (с помощью тех же опросов, например.)

Живой Журнал. Живи иучись.

Живой Журнал — это блог-пространство, на котором публикуются как сугубо личные записи, так и коллективные блоги (так называемые «сообщества».)

В данной социальной сети есть следующие возможности: комментировать чужие блоги, добавлять блоггеров в друзья, следить за их записями в своей ленте.

Особенности данной социальной сети, которые делают ее полезной и удобной для использования в образовательном процессе:

− Рейтинги постов (ТОП ЖЖ), которые могут быть отфильтрованы по различным признакам: например, по языку, на котором данный пост был написан, территориальные рамки и пр.

− Широкий круг актуальных тем: от поста по кулинарии «как приготовить ежевичный зефир» до постов о проблемах глобализации и «жизни» межпланетных станций.

− Возможность настроить ленту блогов под свои предпочтения или найти посты про интересующую вас лишь только в данный момент информацию.

Живой Журнал — это вообще словно бы и не кончающийся сборник статей, в котором есть абсолютно все. А самое главное — вы тоже можете попробовать себя в качестве журналиста или написать какую-либо работу по неизученной теме, в которой вы хорошо ориентируетесь.

Twitter.

Твиттер — это социальная сеть для микроблоггинга, там публикуют небольшие (140 символов) посты различной направленности. В Твиттере очень много известных личностей: от ютьюберов развлекательных каналов до политиков.

Можно привести ряд преимуществ использования Twitter’a в образовательных целях:

− Ограниченность символов. Да-да, именно то, что так критикуют, можно использовать как невероятное преимущество. 140 символов — это все, что есть у автора поста, чтобы заинтересовать читателя. Именно благодаря этому так популярны различные новостные ленты СМИ, микроблоги о достижениях науки и техники¸ микроблоги, состоящие из цитат известных литературных произведений и т. д.

− Распространенность в данной среде интернет-пространства использования фотографий, иллюстраций, анимаций, видео и пр. Причем, они не входят в установленное в 140 символов ограничение. Это — ориентированность на практическую деятельность учащихся, на формирование компетенций (умение применять свои знания на практике.)

− Простая поисковая система социальной сети. ВКонтакте с каждым днем набирает популярность использование хэштегов (особенно — под записями одних и тех же пабликов, например.) В Twitter’е это очень просто, ведь большинство пользователей ими пользуются. Также в социальной сети есть поиск по ключевым словам с двумя возможными списками: самые популярные твиты и все твиты (список начинается с последних опубликованных.)

− Возможность сохранить интересующие вас твиты (различные фото- и видеоматериалы, ссылки, новости и др.) путем добавления их в избранное.

Пожалуй, важнейшая особенность Twitter’a — это актуальность публикуемой информации, возможность в «прямом эфире» следить за интересующими пользователя событиями (от новостных сводок, которые могут обновляться буквально каждые 5 минут, до публичных переписок известных лиц.) Таким образом, вы сможете, прочитать твиты на любую из этих тем.)

YouTube.

Пользователи YouTube могут совершать различные действия с видео: загружать и просматривать их, создавать различные списки с ними (по темам, например), оценивать, оставлять комментарии и получать отклик непосредственно от автора видео.

Преимущества данного веб-сервиса для использования в образовательных целях следующие:

− Широчайший тематический спектр видео.

− Практическая направленность видео (видео, которые можно условно назвать как-сделать-что-угодно.)

− Стирание границ между разными социокультурными группами и разрушение стереотипов.

YouTube — это невероятный формат, который обязательно должен быть использован в образовании.

Во-первых, это будет очень удобно для всех обучающихся: в любой момент времени, он может открыть нужное ему видео на его гаджете.

Во-вторых, около 50 процентов всей запоминаемой человеком информации представляет собой визуальный ряд с использованием звука, лишь около 20 процентов составляет визуальная информация, не сопровождающаяся звуковым оформлением.

В-третьих, появляются новые продуктивные задания для обучающихся: возможность создания видео.

Дистанционное обучение.

Дистанционное обучение, в отличие от всех других видов, совершенно невозможно без использования компьютерных сетей. Образовательный процесс может выходить не только за пределы города, в котором проживает обучающийся, но и за пределы страны.

Из-за территориальной удаленности обучающегося в дистанционном обучении можно обозначить ряд преимуществ, которые выделяют его по сравнению с другими формами обучения:

− Первая и наиболее очевидная — это отсутствие финансовых затрат, связанных с передвижением к месту обучения.

− Отсутствие временных затрат, требующихся для того чтобы добраться к месту обучения.

− Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, который заключается в возможности преподавателя давать различные по глубине исследования задания, учитывать особенности обучающихся.

− Возможность для обучающегося самостоятельно заниматься планированием своего учебного процесса.

− Получение доступа к локальной сети учебной организации (например, объемные электронные библиотеки или высланные преподавателем ссылки на различные необходимые электронные ресурсы.)

− Работа с современными средствами информационных технологий возможность использовать различные программы, использующиеся в разных дисциплинах (развитие межпредметных связей.)

− Гибкость учебного процесса (возможность менять глубину изучаемого материала, его объем.)

− Рост количества обучающихся (так как нет необходимости учитывать площадь учебных помещений.)

− Возможность обучения различных групп (в т. ч. людей с различными заболеваниями и физическими несовершенствами, которые не позволяют им быть мобильными.)

В итоге можно говорить о том, что использование сети Интернет открывает для обучающихся новые возможности, которые еще совсем недавно казались неосуществимыми.

Перспективы развития.

Социальные сети -это свершившийся факт, нужно помнить о том положительном влиянии, которое они оказывают на нашу жизнь, в том числе на образовательный процесс.

Нужно развивать использование социальных сетей. И хорошо, что большинство образовательных учреждений и других организаций это понимают и создают на данной «основе» различные проекты, которые способны «стереть» территориальные рамки, ограничивающие нас. Это особенно важно для такой большой страны, как Россия.

Литература:

  1. Иванько А. Ф., Иванько М. А. Информационные технологии в издательском деле. Учебное пособие. Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013, – 136 с. ISBN 978–5-8122–1268–1.
  2. Зайнудинов С., Землянский А. А., Тинякова В. И., Иванько А. Ф., Иванько М. А. Прикладные аспекты информационных технологий. Учебное пособие, М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014. – 324 с. ISBN 978–5-9675–1074–8.
  3. Информационные системы в издательском деле: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 42.03.03 — Издательское дело, квалификация выпускника — бакалавр / А. И. Винокур, Иванько, А.Ф., Иванько, М.А.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова». — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015. — 196 с.
  4. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Маркова Н. В. Образование и социальные сети. Новая наука: Проблемы и перспективы. Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции (26 декабря 2016 г., г. Стерлитамак). В 3 ч. Ч. 3. Стерлитамак: АМИ, 2016. – с. 170–175.
  5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. — Уфа, 2010.
  6. Максим Капинус. Открываем блог: секреты и советы // Домашний ПК: журнал. — 2011. — № 6 (150). — С. 64–67.
  7. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) [Текст] / под ред. Е. Ленской, М. Пинской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 36 с. — (Современная аналитика образования. Вып. 1). — 200 экз. — ISBN 978–5-7598–1326–2 (в обл.).
  8. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. — М: ИНИОН РАН, 2013. — 360 с. — ISBN 978–5-248–00644–1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle