Влияние физической нагрузки разной направленности на организм юных гимнасток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 08.03.2017

Статья просмотрена: 2311 раз

Библиографическое описание:

Жуманова, А. С. Влияние физической нагрузки разной направленности на организм юных гимнасток / А. С. Жуманова, В. Н. Авсиевич, А. С. Царенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40329/ (дата обращения: 18.04.2024).



В работе представлены результаты исследований особенностей функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.

Ключевые слова: физическая нагрузка, художественная гимнастика, юные, частота сердечных сокращений, разминка

Введение. На современном этапе развития художественной гимнастики как вида спорта от гимнасток, даже юных, требуется высокий уровень владения движений телом в сочетании с техникой движений предметом, поэтому динамика нагрузки в процессе тренировки юных спортсменов характеризуется постепенным ростом с тенденцией к предельно возможным. Известно, что для детей и подростков вредны нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся посильными. В период роста и формирования организма у детей, как правило, компенсация различных процессов во время работы и восстановление организма после нагрузки неадекватной интенсивности совершаются в ряде случаев за счет чрезмерной работы одних органов при недостаточной деятельности для организма в целом. Возникающее при этом перенапряжение может вызвать нарушение в состоянии здоровья и преждевременный уход из спорта одаренных детей. Поэтому изучение законов действия физических нагрузок на растущий организм является важной задачей детского спорта [4, 5].

Однако данных в доступной нам литературе, касающихся характера адаптационных процессов юных гимнасток во время выполнения специальных разминочных упражнений, несмотря на актуальность, нами обнаружить не удалось.

Цель исследования изучить интенсивность физической нагрузки в процессе тренировки юных гимнасток при выполнении специальных разминочных упражнений.

Методы иорганизация исследования. В исследовании приняли участие две группы гимнасток,тренирующихся по программе 1 разряда (9–10 лет) и кандидатов в мастера спорта (11–13 лет) по 6 человек в каждой.

О характере происходящих функциональных сдвигов гимнасток во время выполнения специальных разминочных упражнений (разминка) мы судили по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), задержке дыхания (ЗД) на вдохе и артериального давления (АД).

ЧСС, АД и ЗД в ходе тренировочных занятий измеряли до тренировки, после специальной разминки (разминка), после упражнений на гибкость («растяжка»), маховых упражнений (махи), прыжков на середине (прыжки), а также после специального комплекса с предметом (предметная подготовка), соответствующим виду соревновательного многоборья, запланированному на данную тренировку. Следует уточнить, что содержание разминки постоянно менялось, куда согласно расписанию входили следующие фрагменты: классическая хореография, или специальный комплекс СФП в партере с элементами хореографии, или равновесно-вращательные упражнения на середине в сочетании с элементами акробатики, или смешанные варианты. Махи гимнастки также выполняли в зависимости от характера разминки: у опоры, на середине или на полу. Были зафиксированы показания у гимнасток младшей группы в течение 10 тренировок, старшей — 20-ти в соревновательном периоде подготовки с использованием кардиотестера швейцарской фирмы «Polar» и электронного тонометра.

Результаты исследований иих обсуждение. В результате исследований установлено, что среднегрупповые показатели пульса в исследуемых разделах тренировки находятся в разных зонах интенсивности: у 9–10-летних от умеренной (разминка, растяжка, махи) до средней (прыжки, предметная подготовка); 11–13-летних — от малой (растяжка) до большой (прыжки).

ЧСС во время разминки, махов и прыжков выше у 11–13-летних гимнасток: соответственно 154,3 против 143 уд/мин; 148,7 против 141,2; 172,2 против 156,9 уд/мин. Однако во время растяжки этот показатель в старшей группе повышается на 31,9 %, а в младшей — на 47,7 % (рисунок 1).

Судя по приросту ЧСС (по сравнению с пульсом до тренировки) наиболее интенсивными разделами являются, в порядке убывания, у младших гимнасток прыжки, предметная подготовка, разминка: 73,1; 72,2; 58,8 %. У представительниц старших группы — прыжки, разминка и предметная подготовка: 88,4; 67,8 и 67,3 % (таблица 2).

Поскольку гимнастки 11–13 лет во время предметной подготовки выполняли большой объем работы, но с низкой интенсивностью, пульс в этом разделе находился в средней зоне.

Рис. 1.Динамика средних от исходных показателей ЧСС гимнасток 9–13 лет во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса: 1 — до тренировки, 2 — после разминки, 3 — после «растяжки», 4 — после махов, 5 — после прыжков, 6 — после предметной подготовки

После прыжков, где нагрузка была большой интенсивности, показатель их ЧСС снизился на 18,3 уд/мин, тогда как у 9–10-летних — лишь на 1,1 уд/мин (интенсивность нагрузки при этом не изменилась). Полученные данные подтверждают зависимость функциональных показателей от объема и интенсивности нагрузки, связанных, в свою очередь, с содержанием фрагментов тренировки.

Таблица 1

Динамика прироста средних от исходных показателей ЧСС гимнасток разных этапов подготовки впроцессе тренировки

Показатель

Возраст, лет

n

Фрагменты учебно-тренировочной работы

разминка

«растяжка»

махи

прыжки

предметная подготовка

ЧСС, уд/мин

9–10

6

58,8

47,7

56,9

73,1

72,2

11–13

6

67,8

31,9

61,3

88,4

67,3

Таким образом, физическая нагрузка при высоких показателях интенсивности, координационной сложности и вызывающие боль (при растяжке) оказывают большее воздействие на состояние сердечно-сосудистой системы гимнасток 9–10 лет.

Проведенные исследования продолжительности задержки дыхания позволили судить о способности гимнасток переносить гипоксические состояния. Среднегрупповые показатели пробы в покое укладываются в норму: 27,6 с — у 9–10-летних и 28,3 с — у 11–13-летних (при норме 15–55 с) [3, 27с.]. На дыхательную систему юных гимнасток 9–10 и 11–13 лет большее влияние оказывают все исследуемые разделы тренировки с большей динамикой у 11–13-летних гимнасток.

Как видно из рисунка 2, в процессе тренировки показатели изменяются в зависимости от нагрузочной стоимости фрагментов тренировки.

Рис. 2. Динамика средних от исходных показателей задержки дыхания гимнасток во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса: 1 — до тренировки, 2 — после разминки, 3 — после «растяжки», 4 — после махов, 5 — после прыжков, 6 — после предметной подготовки

Показатели от исходного снизились после разминки соответственно на 50,7 и 56,5 % с, после прыжков на середине: на 55,1 и 61,8 % и после предметной подготовки: на 51,1 и 53,7 % (таблица 2).

Таблица 2

Динамика прироста средних от исходных показателей задержки дыхания юных гимнасток впроцессе тренировки,%

Показатели

Возраст, лет

Фрагменты учебно-тренировочной работы

разминка

«растяжка»

махи

прыжки

предметная подготовка

Задержка дыхания, с

9–10

50,7

39,8

53,6

55,1

51,1

11–13

56,5

36,0

42,7

61,8

53,7

В исследуемых группах во время растяжки наблюдался незначительный прирост показателя в обеих группах, что подтверждает напряжение механизмов адаптации в этой части занятия.

Артериальное давление по результатам исследований изменяется также волнообразно, здесь прослеживается дифференциация признаков: более низкие показатели в младшей группе (рисунок 3, 4).

Рис. 3. Динамика средних от исходных показателей АД диастолического гимнасток во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса: 1 — до тренировки, 2 — после разминки, 3 — после «растяжки», 4 — после махов, 5 — после прыжков, 6 — после предметной подготовки

Рис. 3. Динамика средних от исходных показателей АД систолического гимнасток во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса: 1 — до тренировки, 2 — после разминки, 3 — после «растяжки», 4 — после махов, 5 — после прыжков, 6 — после предметной подготовки

АД систолическое и диастолическое у гимнасток 9–10 лет после разминки (более интенсивного фрагмента тренировки) и после растяжки (менее динамичной части) отличается незначительно: 119,9 и 118,0 мм.рт.ст.; 68,4 и 67,0 соответственно.

У 11–13-летних АД систолическое понизилось со 136,9 до 123 мм.рт.ст., при этом нижний показатель увеличился с 76,8 до 78,4 мм.рт.ст.

Таким образом, характер функциональных сдвигов во время специфических упражнений художественной гимнастики зависит от задач, вида тренировочного занятия, этапа подготовки.

Выводы:

  1. Характер функциональных сдвигов после различных фрагментов тренировки носит волнообразный характер, что указывает на адекватное изменение исследуемых показателей задаваемой в процессе учебно-тренировочных занятий физической нагрузки: ее ступенчатообразное повышение, с чередованием больших нагрузок с малыми и средними.

Динамика показателей старших гимнасток по сравнению с младшей группой несколько выше. По показателям пульса рабочий режим — аэробный. При этом следует обратить внимание на напряжение механизмов адаптации юных гимнасток при выполнении упражнений на развитие гибкости, которые чаще всего нужно выполнять до предела. Так, если во время растяжки этот показатель в старшей группе повышается на 31,9 %, то в младшей — на 47,7 %.

  1. На дыхательную систему юных гимнасток 9–10 и 11–13 лет большее влияние оказывают все исследуемые разделы тренировки с большей динамикой у 11–13-летних гимнасток.

Литература:

  1. Павлов С. Е. Основы теории адаптации и спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 1. — С.12–17.
  2. Худолей С. Н., Шлемин А. М. Исследование эффективности обучения гимнастическим упражнениям юных гимнасток 8–10 лет на фоне больших и средних нагрузок // Теория и практика физической культуры. — 1981. — № 2. — С. 33–35.
  3. Фомин Н. А., Филин В. Н. Возрастные основы физического воспитания. — М.: ФиС, 1972. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предметная подготовка, гимнастка, показатель, прыжок, разминка, физическая нагрузка, процесс тренировки, учебно-тренировочный процесс, дыхательная система, младшая группа.


Похожие статьи

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на три группы физических упражнений: основные, специальные и

Количество тренировочных занятий. Специальная техническая подготовка. Прыжки с полного разбега, (разы).

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

Система физического образования строилась им на физиологических, гигиенических и психологических основах с учетом

Метод круговой тренировки позволяет обеспечить учёт и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие учащихся в учебном процессе.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для...

Тренажеры — учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования

− постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки...

Сравнительно недавно в мире спорта появилась такая система физической подготовки как кроссфит (Cross — пересечение, Fit — фитнесс).

В процессе непрерывного выполнения упражнений тренируются сердечные мышцы, легкие, задействованы мышцы спины, рук, ног.

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки...

В представленной статье рассматриваются вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе предсоревновательной подготовки. Показаны особенности динамики нагрузок...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

В связи с этим, музыка представляет собой весьма заманчивую перспективу развития теории и методологии занятий физической культурой и спортом, однако недостаточная теоретическая разработанность применения музыки в учебно-тренировочном процессе препятствует ее...

Особенности физического развития юных спортсменок...

В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет

Знание этих характеристик способствует эффективности процесса подготовки, так как позволяет подбирать упражнения в...

Структура и содержание тренировочной нагрузки...

ЧСС (мин.) До тренировки в процессе «ударной»недели.

Факторный анализ показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки юных гимнасток 12–13 лет.

Круговая тренировка как эффективная... | Молодой ученый

В учебно-тренировочном процессе я использую упражнения для совершенствования и развития молодого организма, укрепления

- комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть тренировки с учетом физической подготовленности группы

Похожие статьи

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на три группы физических упражнений: основные, специальные и

Количество тренировочных занятий. Специальная техническая подготовка. Прыжки с полного разбега, (разы).

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

Система физического образования строилась им на физиологических, гигиенических и психологических основах с учетом

Метод круговой тренировки позволяет обеспечить учёт и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие учащихся в учебном процессе.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для...

Тренажеры — учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования

− постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки...

Сравнительно недавно в мире спорта появилась такая система физической подготовки как кроссфит (Cross — пересечение, Fit — фитнесс).

В процессе непрерывного выполнения упражнений тренируются сердечные мышцы, легкие, задействованы мышцы спины, рук, ног.

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки...

В представленной статье рассматриваются вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе предсоревновательной подготовки. Показаны особенности динамики нагрузок...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

В связи с этим, музыка представляет собой весьма заманчивую перспективу развития теории и методологии занятий физической культурой и спортом, однако недостаточная теоретическая разработанность применения музыки в учебно-тренировочном процессе препятствует ее...

Особенности физического развития юных спортсменок...

В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет

Знание этих характеристик способствует эффективности процесса подготовки, так как позволяет подбирать упражнения в...

Структура и содержание тренировочной нагрузки...

ЧСС (мин.) До тренировки в процессе «ударной»недели.

Факторный анализ показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки юных гимнасток 12–13 лет.

Круговая тренировка как эффективная... | Молодой ученый

В учебно-тренировочном процессе я использую упражнения для совершенствования и развития молодого организма, укрепления

- комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть тренировки с учетом физической подготовленности группы

Задать вопрос