Исследование речевых нарушений в морфологической системе у лиц с афазией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Полякова, А. В. Исследование речевых нарушений в морфологической системе у лиц с афазией / А. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40301/ (дата обращения: 16.04.2024).



В настоящее время в афазиологии достаточно обширно раскрыты проблемы речевых расстройств, наблюдающихся у больных при различных формах афазии (А. Р. Лурия, Jakobson, Э. С. Бейн, Е. Н. Винарская, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и др.). В современной афазиолологии имеется много новшеств: собран объемный клинико-диагностический материал, с использованием достижений в современных науках, таких как: психология, нейрохирургия, статистика, лингвистика, электрофизиология (В. Пенфильд, Л. Робертс, А. Н. Соколова, Ю. С. Юсевич, E. Bay, Th. Alajouanine, А. Р. Лурия, Е. Д. Маркова, Э. С. Бейн и др.). Однако, значительно менее изученными остаются проблемы нарушений речевой деятельности в морфологической системе языка, так называемых дизморфологий. Важно отметить, что данный компонент является не только частью вербальной коммуникации, но и имеет непосредственное отношение к вербальным формам мышления.

Афатические дизморфологии с точки зрения нейролингвистики проявляются в неспособности использования человеком, страдающим какой-либо формой афазии, в речи морфологические средства и правила языка [2, с. 65].

Искажение дешифрования морфологической системы речи влияет и на понимание речи, что является неотъемлемой частью мыслительной функции. Из-за нарушения процесса морфологического кодирования (словообразования и словоизменения) снижается способность совершения умственных операций, тесно связанных с процессами внутренней речемыслительной сферы.

Совершенствование способов и методов преодоления афатических дизморфографий, бесспорно, является актуальным в наше время.

На данный момент методики по преодолению афазии (М. К. Шохор-Троцкая, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Е. С. Бейн и др.) практически не берут в учет особенности специфики нарушений морфологической системы языка, а также не предусматривают коррекционно-логопедической работы по преодоления дизморфографий, а лишь дают некоторые рекомендации касаемо таких форм афазии как, семантическая и моторная эфферентная, в области восстановительной терапии речевых нарушений, в том числе работа по восстановлению анализа логико-грамматических и предложно-падежных категорий, образованию грамматических форм [2,с.124].

Целью исследования являетсятеоретическое и практическое обоснование процесса восстановительного обучения при нарушениях морфологического компонента речевой деятельности при афазии.

Нами проводится исследование лиц с афазией с целью определения уровня сформированности морфологического строя речи и разработки методики, направленной на восстановительное обучение лиц, перенесших инсульт. Данное исследование планируется осуществить в течении 20 месяцев (октябрь 2015 г. — май 2017 г.). На базе Логопедического Центра «Дискурс» Центрального района города Волгограда, а также на базе неврологического отделения «Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25» г. Волгограда. Количество исследуемых 6 человек.

Первый этап (октябрь — декабрь 2015 г.) — аналитико-подготовительный, включающий себя изучение и анализ теоретических основ по теме исследования.

Второй этап (январь — апрель 2016г.) — аналитико-поисковый, включающий подбор методик для проведения обследования по выявлению афатической дизморфографии, проведение нейропсихологического констатирующего исследования пациентов неврологического отделения с афазией, количественный и качественный анализ данных.

Третий этап (январь — апрель 2016 г.) — экспериментальный этап, включающий подбор методов и приемов восстановительного обучение по исправлению недостатков морфологического компонента языка, использование комплекса методов в экспериментальной группе, формирование контрольной группы, проведение повторного обследование на сформированной контрольной группе, сравнение полученный данных восстановительного обучения по подобранный методикам первой и второй групп.

Четвертый этап (апрель-май 2017 г.) — заключительный, который включает в себя количественный и качественный анализ результатов диагностических данных по двум обследованиям, формулировку выводов, оформление диссертации, внедрение комплекса методик в работу по восстановительному обучению лиц с афазией.

В настоящий момент нами пройден аналитико-подготовительный этап, был проведен анализ литературы по проблеме исследования в результате чего, мы приняли решение осуществлять обследование лиц с афазией, у которых нарушена парадигматическая организация речи, так как именно данный аппарат формирования речевого сообщения включает нарушение морфологической системы языка, то есть это люди с афферентной моторной, сенсорной, аккустико-мнестической, семантической формами афазии [1, с.59]. Проведя обзор диагностических методик, мы взяли за основу нейропсихологическое обследование по методикам Лурия А. Р. с дополнением фрагментов из методики диагностики речевых функций Т. Г. Визель.

В результате проведения диагностического исследования нами было выявлено, что у лиц, перенесших инсульт более отчетливо проявляются ошибки в изменение форм глаголов, образовании форм местоимений, а также в применении и правильном использовании предлогов. Все это свидетельствует о неавтоматизированности морфологического строя в постинсультном состоянии у лиц с афазией. Данные полученные нами в ходе проведения обследования говорили необходимости проведение восстановительного обучения по формированию морфологических категорий у обследуемых лиц.

В настоящее время мы перешли к третьему, экспериментальному этапу, включающему подбор методов и приемов восстановительного обучение по исправлению недостатков морфологического компонента языка, использование комплекса методов в экспериментальной группе, формирование контрольной группы, проведение повторного обследование на сформированной контрольной группе, сравнение полученный данных восстановительного обучения по подобранный методикам первой и второй групп. Проведение восстановительного обучения дает, определенно, положительные результаты, но работа продолжается.

Данное исследование, главным образом, рассчитано на разработку эффективных методов и приемов по преодолению афатических дизморфографий, а также на применение и проверку эффективности данных методов и приемов на экспериментальной группе, с целью апробации и дальнейшего использования в процессе восстановительного обучения лиц, перенесших инсульт.

Литература:

  1. Лурия, А. Р. Основы теории речевой деятельности/ Лурия А. Р.- Москва, изд».Наука», 2008. -с. 367
  2. Цветкова, Л.С., Ахутина, Т.В., Методика оценки речи при афазии/ Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина. — Москва, изд. МГУ, 2011.- с. 65.
Основные термины (генерируются автоматически): восстановительное обучение, восстановительное обучение лиц, морфологическая система языка, экспериментальная группа, контрольная группа, морфологический компонент языка, неврологическое отделение, речевая деятельность, сформированная контрольная группа, экспериментальный этап.


Похожие статьи

Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих...

В исследовании принимали участие 18 учащихся 3 класса, из которых 9 детей с нарушением слуха (экспериментальная группа) и 9 — без

Это позволяет говорить о грубом и стойком нарушении у них названного компонента речевой системы в связи с нарушением слуха.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Восстановительное обучение больных с афазией имеет достаточно давнюю историю.

Речевое дыхание не нарушено. Гиперсалевация. Темп речи ускорен.

На втором этапе восстановительного обучения главной задачей стало преодоление грубого дефекта...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

Третий этапконтрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР. На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации

Наиболее эффективным является применение систем методов, в основе которых лежит восстановительное обучение.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Из этих детей была сформирована экспериментальная группа.

– искаженное произношение звука (например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка)

Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных...

задание, контроль, русский язык, речевая деятельность, Владимир, языковой материал, студент, умение, открытый тип, уровень обучения.

Формирование речевых способностей у слабослышащих...

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка.

У детей с нарушением слуха без обучения в системе русской жестовой речи познавательная деятельность формируется медленнее, так как им сложно научиться...

Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных...

Основы прагмалингвистики заложил британский философ языка Джон Лэнгшо Остин, который доказал, что основной единицей исследования

Матвеева Г. Г. подразделяет скрытые речевые стратегии на группы: эмотивно-ориентированные и конативно-ориентированные [2, с. 96–262].

Проблема билингвизма в дошкольном образовании

Если в группе обучаются несколько детей-билингвов, можно предоставить им возможность для объединения, тем самым обеспечив им психологический комфорт для опосредованного обучения языку.

Похожие статьи

Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих...

В исследовании принимали участие 18 учащихся 3 класса, из которых 9 детей с нарушением слуха (экспериментальная группа) и 9 — без

Это позволяет говорить о грубом и стойком нарушении у них названного компонента речевой системы в связи с нарушением слуха.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Восстановительное обучение больных с афазией имеет достаточно давнюю историю.

Речевое дыхание не нарушено. Гиперсалевация. Темп речи ускорен.

На втором этапе восстановительного обучения главной задачей стало преодоление грубого дефекта...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

Третий этапконтрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР. На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации

Наиболее эффективным является применение систем методов, в основе которых лежит восстановительное обучение.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Из этих детей была сформирована экспериментальная группа.

– искаженное произношение звука (например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка)

Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных...

задание, контроль, русский язык, речевая деятельность, Владимир, языковой материал, студент, умение, открытый тип, уровень обучения.

Формирование речевых способностей у слабослышащих...

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка.

У детей с нарушением слуха без обучения в системе русской жестовой речи познавательная деятельность формируется медленнее, так как им сложно научиться...

Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных...

Основы прагмалингвистики заложил британский философ языка Джон Лэнгшо Остин, который доказал, что основной единицей исследования

Матвеева Г. Г. подразделяет скрытые речевые стратегии на группы: эмотивно-ориентированные и конативно-ориентированные [2, с. 96–262].

Проблема билингвизма в дошкольном образовании

Если в группе обучаются несколько детей-билингвов, можно предоставить им возможность для объединения, тем самым обеспечив им психологический комфорт для опосредованного обучения языку.

Задать вопрос