К вопросу о законопроекте «Об охране Ладожского и Онежского озер» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Скупченко, А. К. К вопросу о законопроекте «Об охране Ладожского и Онежского озер» / А. К. Скупченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40146/ (дата обращения: 20.04.2024).



Северо-запад России богат пресными водоемами. Санкт-Петербург — не исключение. На территории города насчитывается более 41600 озер, которые распределены по территории очень неравномерно. Больше всего озёр в Санкт-Петербурге находится в Выборгском и Приозерском районах, на северо-востоке — в Подпорожском, наименьшее число в Волосовском [1].

Самые крупные озёра Санкт-Петербурга и Ленинградской области — Ладожское и Онежское, которое располагается на территории Республики Карелии. Оба озера являются крупнейшими пресноводными водоёмами в Европе, богаты различными породами рыб. Воздействие человека на водоёмы снижает численность ценных рыб, таких как лосось, форель, а атлантический осётр и волховский сиг уже занесены в Красную книгу России. Также эти озёра являются судоходными, ввиду чего подвергаются еще большему риску загрязнению и ухудшению экологического состояния воды.

Владимир Путин во время своего выступления на заседании Совета Безопасности 20 ноября 2013 года, посвящённому обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования предложил создать свою собственную Стратегию экологической безопасности России [2].

Президент сделал акцент на том, что серьёзное внимание нужно уделить восстановлению озера Байкал и водных ресурсов Ладожского и Онежского озёр, которые являются крупнейшими резервуарами пресной воды.

«Отмечу, что ухудшение качества вод Ладожского и Онежского озёр может привести к проблемам с обеспечением питьевой водой всего Северо-Западного региона Российской Федерации. Этим вопросом нужно заняться предметно как на федеральном, так и на региональном уровне», — сказал В. В. Путин [2].

Всё это говорит о необходимости разработки правовой базы, четко регламентирующей порядок обеспечения правового режима охраны Ладожского озера как природного комплекса, имеющего исключительное природное, хозяйственное, социальное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное, культурно-историческое и геополитическое значение, а также обеспечивающей правовой режим охраны Онежского озера, вода которого в настоящий момент сильно загрязнена (шесть районов Карелии не обеспечены очистными сооружениями, поэтому они напрямую сбрасывают канализационные отходы в Онежское и Ладожское озёра).

Так, 4 августа 2016 года Законодательное Собрание Республики Карелии в порядке законодательной инициативы внесло на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер» [3].

Законопроект устанавливает особые условия осуществления хозяйственной деятельности и обеспечения охраны Ладожского и Онежского озёр как стратегических водных источников для Северо-Западного региона РФ.

«Неблагоприятная экологическая обстановка в указанных регионах определяется во многом антропогенным воздействием на природу и ответной реакцией на него, — отмечают авторы законопроекта. — Законопроект разработан в целях установления государственных мер защиты, направленных на рациональное природопользование, сохранение уникальной экосистемы Ладожского и Онежского озер и недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека» [3].

Законопроект предполагает уточнение и расширение переданных органам государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположен природный комплекс Ладожского и Онежского озёр, отдельных государственных федеральных полномочий, связанных с охраной окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасностью. Финансирование этих полномочий будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственной программы.

Согласно законодательному проекту Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации будет разрабатывать и координировать реализацию федеральных и региональных программ, направленных на охрану природного комплекса, Ладожского и Онежского озёр (статья 2 законопроекта).

Однако через некоторое время председатель Законодательного собрания Республики Карелии предложил его отозвать по причинам недоработки. Но с этим решением согласились не все депутаты. Сторонники же проекта призывали не откладывать его в «долгий ящик», так как в нём прописан целый комплекс мероприятий, благоприятно воздействующий и способствующий охране и развитию озёр как экосистем, поэтому в каких-либо доработках и поправках он не нуждается. «Онежское и Ладожское озёра заслуживают такого же уважения и бережного отношения, как озеро Байкал, закон по которому был принят», — сказал председатель Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по природным ресурсам и экологии Тимур Зорняков в интервью одному из телеканалов.

Возможно желание доработать законопроект было вызвано по ряду причин. В проекте закона предлагается внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в части уточнения и расширения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен природный комплекс Ладожского и Онежского озер, отдельных государственных полномочий Российской Федерации. Какие именно полномочия подразумевают авторы — в тексте закона не раскрывается.

Также в соответствии с данным проектом потребуется внесение изменений в 5 законодательных актов (Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие), а также потребуется принятие 8 нормативных правовых актов, таких как постановление Правительства Российской Федерации об утверждении границ природных территорий Ладожского и Онежского озер и экологических зон, постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе в области охраны Ладожского и Онежского озер и другие.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что изменения в полномочиях ожидаются значительные, но почему они не были конкретизированы в статьях законопроекта, остается вопросом.

Также недоработан вопрос относительно сроков. Поскольку законопроектом предлагается передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен природный комплекс Ладожского и Онежского озер, отдельные государственные полномочия Российской Федерации, то требуются уточнения сроков вступления в силу проектируемого закона с учетом норм статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно в изменениях нуждаются положения статьи 2 и 3 проекта федерального закона, так как они не соответствуют нормам, определенным в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно нормам указанной статьи Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать не подзаконные правовые акты, а законы и иные нормативные правовые акты в пределах переданных им полномочий. В статье 3 проекта федерального закона предлагается осуществлять финансирование реализации переданных полномочий за счет субвенций из федерального бюджета (при этом объем переданных полномочий в проекте федерального закона не установлен). В связи с этим нужно обратить внимание на то, что особенности финансирования переданных полномочий за счет субвенций из федерального бюджета и требования к Федеральным законам, устанавливающим такие особенности, определены в статье 26.3 указанного Федерального закона.

Следует отметить, что 26 специалистов из трех регионов — Петербурга, Ленинградской области и Карелии приняли участие в разработке проекта федерального закона, призванного взять под контроль экологическую ситуацию в бассейнах двух крупнейших озер Европы. Целью данной рабочей группы была разработка закона, направленный не только на защиту и охрану озер, но и на защиту интересов живущих на их берегах людей и развитие прилегающих территорий, поскольку Ладожское и Онежское озёра — часть экономики регионов.

Однако дальнейшая судьба проекта до сих пор остается не ясна. Как следует из опубликованных материалов, 24 января 2017 года Комитет по экологии и охране окружающей среды не поддерживает принятие проекта федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер» и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.

«Автор предлагает определить правовое регулирование отношений в области рационального использования и охраны Ладожского и Онежского озер в отдельном федеральном законе, который содержит лишь цели закона, некоторые полномочия органов государственной власти в рассматриваемой сфере и финансовое обеспечение. …полагаем необходимым закрепить в нем основные нормы, регулирующие отношения по охране Ладожского и Онежского озёр», — говорится в заключение Комитета [4].

На заседании Государственной Думы 27 января законопроект был рассмотрен по сокращенной процедуре, без обсуждения, и отклонен.

Тем не менее, уже 12 февраля, по информации с официального сайта Республики Карелии, в Правительстве Карелии прошло заседание Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, участники которого заявили о необходимости в Год экологии усилить контроль экологической ситуации в бассейнах двух крупнейших озёр Европы, а также была выражена надежда на то, что Совет поддержит инициативу о принятии федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озёр» [5].

Можно с уверенностью сказать, что желания затягивать, обходить стороной данный вопрос, у парламентариев нет. Экологическая обстановка стратегически важных озер — одна из наболевших проблем регионов.

В дальнейшем наиболее верная стратегия рабочей группы — это выработать четкую правовую конструкцию проекта закона, учесть все замечания Комитета по экологии и охране окружающей среды, а также его предложение — взять за основу Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Но, конечно, следует учесть, что указанный закон был принят в 1999 году, поэтому нужно приспособить потенциальный федеральный закон под современные реалии, не включать устаревшие, «мертвые» нормы, осуществление которых заведомо невозможно.

Литература:

  1. Атлас «Ладожское Озеро». — Институт озероведения РАН. — СПб., 2002.— 120 с.
  2. Заседание Совета Безопасности // События. URL: http://kremlin.ru

3. Законопроект № 1143213–6 Об охране Ладожского и Онежского озер // Автоматизированная система обеспечения законодательной инициативы. URL: http://asozd2.duma.gov.ru

4. Законопроекты, работа над которыми завершена // Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. URL: http://www.komitet2–21.km.duma.gov.ru

5. Совет при Президенте России поддержит инициативу Главы Карелии о принятии федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озёр» // Официальный интернет-портал Республики Карелия. URL: http://gov.karelia.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Онежское озеро, Российская Федерация, окружающая среда, природный комплекс, Байкал, государственная власть субъектов, Государственная Дума, Ладожское озеро, счет субвенций, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Законодательные основы реализации экологических...

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают участие в реализации плана, а также осуществляют разработку и утверждение регионального плана мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии в каждом...

Проблемы систем управления и совершенствование мониторинга...

Среди этих озер, самое глубокое пресное озеро мира Байкал, только одно это озеро

Другие крупные озера России: Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское, Ильмень, Телецкое

На федеральном уровне задачи по государственному управлению использованием и охраной...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

‒ подпрограмма 5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы; ‒ федеральная целевая программа 6. Охрана озера Байкал и...

Статистика по охране природы и природопользованию на...

Проблема охраны окружающей среды, природных ресурсов особо остро развернулась

Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной

Официальный сайт отдела водных ресурсов Невско-Ладожского БВУ по Калининградской...

Государственное регулирование регионального развития...

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной

Наряду с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в этом должны...

Проблемы местных бюджетов закрытых... | Молодой ученый

Безвозмездные перечисления, передаваемые в местные бюджеты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включают в себя выравнивающие трансферты (субсидии) субвенции и средства по взаиморасчетам...

Особенности формирования региональных бюджетов

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть, консолидированный бюджет субъектов, регион, трансферт, округ, бюджетная система, бюджетная обеспеченность.

Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ в водные...

Основные термины (генерируются автоматически): сброс, окружающая среда, вещество, Байкал, выдача разрешений, норматив, Постановление

Государственная регистрация прав на природные объекты. Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника.

Похожие статьи

Законодательные основы реализации экологических...

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают участие в реализации плана, а также осуществляют разработку и утверждение регионального плана мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии в каждом...

Проблемы систем управления и совершенствование мониторинга...

Среди этих озер, самое глубокое пресное озеро мира Байкал, только одно это озеро

Другие крупные озера России: Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское, Ильмень, Телецкое

На федеральном уровне задачи по государственному управлению использованием и охраной...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

‒ подпрограмма 5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы; ‒ федеральная целевая программа 6. Охрана озера Байкал и...

Статистика по охране природы и природопользованию на...

Проблема охраны окружающей среды, природных ресурсов особо остро развернулась

Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной

Официальный сайт отдела водных ресурсов Невско-Ладожского БВУ по Калининградской...

Государственное регулирование регионального развития...

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной

Наряду с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в этом должны...

Проблемы местных бюджетов закрытых... | Молодой ученый

Безвозмездные перечисления, передаваемые в местные бюджеты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включают в себя выравнивающие трансферты (субсидии) субвенции и средства по взаиморасчетам...

Особенности формирования региональных бюджетов

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть, консолидированный бюджет субъектов, регион, трансферт, округ, бюджетная система, бюджетная обеспеченность.

Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ в водные...

Основные термины (генерируются автоматически): сброс, окружающая среда, вещество, Байкал, выдача разрешений, норматив, Постановление

Государственная регистрация прав на природные объекты. Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника.

Задать вопрос