Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о разрешительной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 1015 раз

Библиографическое описание:

Калинина, М. Н. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о разрешительной системе / М. Н. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40211/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы; административно-правовые нормы, регулирующие разрешительную систему; нормативные положения, регламентирующие прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе; правоприменительная практика, представленная в официальных документах и материалах.

Ключевые слова: прокурорский надзор, разрешительная система, правовое регулирование, предмет

В настоящее время разрешительная система представляет собой многогранный, сложно организованный механизм контролирующих органов, воздействующий на субъектов права. В рамках разрешительной системы ежегодно рассматриваются сотни тысяч обращений соискателей разрешений, и проводится множество проверок. Вместе с тем недостатки, пробелы и нестабильность законодательства Российской Федерации, регламентирующего разрешительную систему, ненадлежащее регулирование деятельности по предоставлению разрешений и осуществлению государственного контроля (надзора), обеспечивающего ее функционирование и конкретных разрешительных процедур, создают предпосылки для нарушений законов, прав и свобод человека и гражданина.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства оразрешительной системе.

Определение предмета прокурорского надзора как сферы общественных отношений, на управление которых направлена деятельность прокурора, представляющей собой соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов, [2] является основным моментом для уяснения смысла и характера деятельности прокурора, различия ее функций от других государственных органов. По этой причине исследованию этого института уделено большое внимание в теории прокурорского надзора.

Решения в этой связи требует проблема определения круга нормативных правовых актов, которые составляют предмет прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере.

Совершенно разнятся мнения, которые излагаются по этому вопросу учеными и практиками.

Исходя из ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предмет прокурорского надзора определяется такими составляющими, как: соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и как формой первых двух — соответствием законам правовых актов. [2]

Проблема обеспечения равенства всех правовых актов Конституции, имеющей главное значение в иерархической системе законодательства Российской Федерации, сейчас стоит довольно остро. [4] Стирание грани между Конституцией и обычными законами сказывается не лучшим образом на ее реализации; уяснение ее как политической декларации, которая не имеет практической роли, не соответствует требованиям укрепления демократии[5].

Федеральными законами и организационно-правовыми документами Генерального прокурора Российской Федерации упоминается потребность обеспечения прокурорско-надзорными средствами соответствия Конституции Российской Федерации правовых актов, что однозначно отвечает доктринально имеющемуся статусу прокуратуры как органа конституционного надзора [3].

Так, пункт 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предполагает возможность надзора лишь за соответствием законам издаваемых поднадзорными объектами (органами и должностными лицами) правовых актов. Следует установить внутреннее противоречие норм п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: если предметом надзора в общем представляет собой соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов поднадзорными объектами, то надзор за законностью правовых актов ограничен лишь сферой исполнения законов. [2]

Обязательным, на наш взгляд, представляется дополнение обозначенного п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмета надзора соответствием Конституции Российской Федерации правовых актов, которые издаются поднадзорными органами и должностными лицами. [2]

Увеличение процессов глобализации и международной интеграции предполагает наиболее острой проблему реализации международно-правового механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в разрешительной системе. Согласно этому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) входят в предмет прокурорского надзора.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются, помимо Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона и других федеральных законов, также международными договорами Российской Федерации. [4]

Следует отметить один важный момент, который характеризует специфику предмета прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе. Так как с учетом целевых установок разрешительной системы основное значение для правового регулирования в этой сфере имеют законы, которые регламентируют всесторонние аспекты обеспечения безопасности человека, общества и государства, прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе нужно считать направлением обеспечения национальной безопасности [5]. Занимая особое место в системе обеспечения национальной безопасности и имея статус субъекта обеспечения национальной безопасности, прокуратура является правоохранительным органом, осуществляющим в соответствии со стратегическими национальными приоритетами [3] надзор за исполнением законов о разрешительной системе в деятельности других субъектов национальной безопасности. Увеличение правового компонента обеспечения национальной безопасности, оптимизация законодательства образовали предпосылки для актуализации деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности [6] (включая прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе) и укрепления состояния законности.

Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрен надзор прокуратуры за исполнением подзаконных актов. [2] Между тем достаточно широкое признание получила позиция об отнесении их к предмету прокурорского надзора. Думается, что анализ законодательства не позволяет сделать вывод о возможности расширительного толкования ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

«Формы актов имеют официальный характер и закреплены в Конституции Российской Федерации и законах. Отступления от такой классификации недопустимы, поскольку она служит обеспечению стабильности правового порядка и укреплению законности» [5].

Как представляется, подлинный нормативный смысл право положения текста ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» совпадает с его словесным выражением. В противном случае толкование использованного в данной статье термина «закон» в качестве собирательного (т. е. фактически — «законодательство») способно привести к утрате границ «общего надзора», нивелированию специфики прокурорской деятельности. Кроме того, нельзя не заметить серьезного коррупциогенного потенциала такого подхода, дезориентирующего прокуроров предоставлением широких дискреционных полномочий по определению сферы осуществляемого ими надзора и тем самым создающего предпосылки для неправомерного выхода их за пределы предоставленной компетенции. Ситуацию осложняет и несогласованность норм законодательства, определяющего предмет прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе: ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и иных федеральных законов, которая требует устранения.

В литературе предлагаются различные пути совершенствования правового регулирования предмета прокурорского надзора за исполнением законов.

Например, М. С. Шалумов в целях повышения эффективности надзорной деятельности прокуратуры, избегания двойных стандартов в понимании предмета прокурорского надзора предлагает в специальном отраслевом приказе Генерального прокурора Российской Федерации дать соответствующее разъяснение прокурорам о круге нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор, с учетом изложенных ею рекомендаций об относимости к предмету прокурорского надзора, помимо законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и других актов, объединяемых категорией «квазизаконов» [5].

Вместе с тем, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, внести изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в целях исчерпывающего перечисления категорий нормативных правовых актов (а именно законов), надзор за исполнением которых уполномочен осуществлять прокурор.

Специфика законодательных актов, принимаемых исключительно законодательными (представительными) органами государственной власти в особом порядке, обладающих высшей юридической силой, регулирующих наиболее важные общественные отношения, позволяет рассматривать их в качестве объектов, подлежащих особой государственной защите (в том числе путем создания прокурорско-надзорного механизма обеспечения их исполнения).

Именно в форме законов (как основополагающих официальных юридических документов, содержащих нормы позитивного права), позитивное право в полной мере раскрывает свои уникальные особенности — обеспечение правовых решений жизненных ситуаций (по большей части спорных, конфликтных), которые именно в качестве правовых приобретают характер твердых, строго определенных по содержанию, гарантированных и обладающих свойством всеобщности[6]. Поэтому предназначение прокуратуры как института, призванного в этом смысле предоставленными средствами обеспечивать устойчивость позитивного права, сохранять современные правовые ценности приобретает особое значение для юридической системы.

Учитывая сказанное, в научных целях и для практического использования можно предложить определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе, под которым понимается соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов, регулирующих осуществление разрешительной системы (включая регламентацию порядка предоставления конкретных юридически значимых разрешений, реализации форм разрешительной деятельности, государственного контроля (надзора), осуществляемого в рамках функционирования разрешительной системы и обеспечивающего ее действие, правового статуса властных и невластных участников разрешительной системы) в деятельности, действиях (бездействии) и правовых актах перечисленных в законе органов и должностных лиц.

Литература:

  1. См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. – 25 дек.
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 – № 2202-1-ФЗ // Российская газета.
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. – №33 (ч. 1). – Ст. 3430; 2002. – № 11. – Ст. 1020; № 12.
  4. Васильев Ф. П., Дугенец А. С., Николаев А. Г., Ускова А. С., Анохина С. Ю., Дембицкая И. Л., Лятифова Т. С. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 5. – С. 146-153.
  5. Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. – 1999. – № 1. – С. 85.
  6. Торопин Ю. В., Васильев Ф. П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // Труды Академии управления МВД России. – 2014. – № 2 (30). – С. 67-71.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная безопасность, акт, исполнение, прокуратура, свобода человека, правовое регулирование, соблюдение Конституции.


Похожие статьи

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод...

свобода человека, Российская Федерация, гражданин, Хакасия, Конституция РФ, прокуратура, правовое государство, прокурорский надзор, дисциплинарная ответственность, административная ответственность.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов является в настоящее время одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры РФ. Его правовой основой являются: сам Федеральный закон от 17.01.1992 N...

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений. полиция, прокурорский надзор, Конституция...

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

К основным направлениям надзорной деятельности Генеральным прокурором Российской Федерации отнесены — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений [1].

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, общий надзор, конституционно-правовой статус, государственный механизм.

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением...

2. За соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, таможенный орган, таможенная сфера, прокурорский надзор, правовой акт, исполнение, должностное лицо, дело...

Похожие статьи

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод...

свобода человека, Российская Федерация, гражданин, Хакасия, Конституция РФ, прокуратура, правовое государство, прокурорский надзор, дисциплинарная ответственность, административная ответственность.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов является в настоящее время одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры РФ. Его правовой основой являются: сам Федеральный закон от 17.01.1992 N...

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции...

федеральное законодательство, Конституция РФ, орган прокуратуры, правовой режим, соблюдение Конституции РФ, ОРДА, государственная тайна, законодательная регламентация, прокурорский надзор, мое мнение.

Место, роль и особенности правового положения органов...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор, государственная власть, прокуратура, Конституционный Суд...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений. полиция, прокурорский надзор, Конституция...

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

К основным направлениям надзорной деятельности Генеральным прокурором Российской Федерации отнесены — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений [1].

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, общий надзор, конституционно-правовой статус, государственный механизм.

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением...

2. За соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, таможенный орган, таможенная сфера, прокурорский надзор, правовой акт, исполнение, должностное лицо, дело...

Задать вопрос