Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Браузман, Т. В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста / Т. В. Браузман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40194/ (дата обращения: 19.04.2024).



Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы.

Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности. В новом федеральном государственном стандарте развивающая предметно-пространственная среда понимается как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2].

ФГОС определяет требования к предметно-развивающей среде, в число которых включает такие ее признаки, как: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность.

При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять:

− эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;

− благополучие и комфортное пребывание детей в кабинете учителя-логопеда;

− создание эффективной коммуникации с детьми;

− оптимальную организацию коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда;

− возможность проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Рассматривая вопрос влияния организации предметно-развивающей среды на построение коррекционно-воспитательного процесса, следует обратить внимание на следующие ее составляющие.

Первым социальным условием становления речи и организации предметного окружения ребенка является интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда, которая будет выступать мощным стимулом для развития речи и примером правильного, образцового использования трудных для ребенка словоформ.

Второе условие, необходимое для успешного протекания речевой практики во взаимосвязи с окружающим предметным миром — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, которая предполагает реализацию специальной коррекционной программы, комплекса методов и приемов, использование дидактических материалов и пособий, игр и развивающих игрушек, иллюстративного материала и литературных текстов, а также технических средств, в том числе информационных технологий.

Специфика коррекционного процесса задает определенные направления работы и определяет требования к набору дидактического материала, ставя их в зависимость от характера патологии в развитии детей. При этом необходимо учитывать и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

Зонирование предметно-развивающей среды кабинета логопункта должно охватывать, по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией. Исходя из анализа методической литературы, следует наработать основной материал по следующим разделам: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, для обеспечения беспрепятственного речевого общения.

Для обогащения словаря детей в предметно-развивающую среду кабинета включают разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные картинки. Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует включать в оснащение кабинета предметы и игрушки для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка на основе сенсорного опыта сформировалось представление о них, и далее использовать картины, модели и схемы.

В практике коррекционно-логопедической работы активно используется в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т. д.

Для умений детей творчески интерпретировать речевой образец логопеда «применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений». Поэтому в кабинете логопункта необходимо иметь библиотеку, фонотеку, видеотеку.

На занятиях логопед уделяет внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого в пространственной среде кабинета выделяется зона развития мелкой моторики, в которой дети выполняют различные упражнения: на штриховку контуров или направлений, на работу с пуговицами и застёжками, а также применяются различные пособия по развития навыка завязывания и развязывания шнурков, выкладывание фигур счётными палочками и так далее.

Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопункта необходимо организовать зонирование пространства, это создаёт все условия для организации деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998. — 680 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционно-развивающая среда, ребенок, дошкольный возраст, направление работы, нарушение речи, обогащение словаря детей, окружающий мир, предметно-развивающая среда, предметно-развивающая среда кабинета, развитие детей, связная речь.


Похожие статьи

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей...

предметно-развивающая среда, ребенок, коррекционно-развивающая среда, нарушение речи, развивающая среда, компенсирующая направленность, развитие, предметная среда, личностное развитие...

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. Автор: Шушкова Галина Николаевна.

В правой части находится зона индивидуальной работы по коррекции нарушений речи. Дети называют ее «Замок правильных звуков».

Создание предметно-развивающей среды для детей...

ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Технология развития коммуникативной деятельности детей...

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, коммуникативная деятельность.

Предметно-развивающая среда, созданная педагогами призвана развивать коммуникативную деятельность ребёнка, совершенствовать её.

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка.Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую...

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей...

В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей.

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Похожие статьи

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей...

предметно-развивающая среда, ребенок, коррекционно-развивающая среда, нарушение речи, развивающая среда, компенсирующая направленность, развитие, предметная среда, личностное развитие...

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. Автор: Шушкова Галина Николаевна.

В правой части находится зона индивидуальной работы по коррекции нарушений речи. Дети называют ее «Замок правильных звуков».

Создание предметно-развивающей среды для детей...

ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.

Технология развития коммуникативной деятельности детей...

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, коммуникативная деятельность.

Предметно-развивающая среда, созданная педагогами призвана развивать коммуникативную деятельность ребёнка, совершенствовать её.

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка.Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую...

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей...

В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей.

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Задать вопрос