Теоретический аспект изучения необходимости коррекционно-педагогической помощи детям с челюстно-лицевыми патологиями в процессе социальной адаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 27.02.2017

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Гришина, А. А. Теоретический аспект изучения необходимости коррекционно-педагогической помощи детям с челюстно-лицевыми патологиями в процессе социальной адаптации / А. А. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40091/ (дата обращения: 25.04.2024).



В современном обществе отмечается увеличение количества лиц с проявлениями дезадаптации к условиям образовательных учреждений. Возрастные периоды детей в дошкольных и школьных учреждениях, являются не только кризисными для развития личности и нервной системы, но и сензитивными для развития полноценной коммуникативно — речевой деятельности, которая выступает одним из главных компонентов механизма адаптации, а её уровень критерием успешности.

Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М., [4] изучая лиц с челюстно-лицевыми патологиями отмечают особые трудности в организации собственного речевого и психологического поведения негативно влияющих на их адаптацию.

Врождённые аномалии развития челюстно-лицевого аппарата являются на сегодняшний день проблемой не только медицинского аспекта, но и социального. Расщелины губы и нёба представляют собой целый сочетанный комплекс анатомо-физиологических, коммуникативных и психологических нарушений. Сложные функциональные отклонения влекут за собой социальную дезадаптацию, расстройства личностного характера, требующие своевременного вмешательства квалифицированных специалистов, а также коррекционную программу психотерапевтической и коррекционно-педагогической помощи.

Адаптация лиц с челюстно-лицевыми пороками в большинстве случаев протекает достаточно сложно. Коммуникативная деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей с расщелинами губы и нёба напрямую влияет на их общее развитие. Вхождение в новую микро или макро группу, а также приспособление к меняющимся социальным условиям, нередко сопровождается личностными переживаниями, нарушением зоны комфорта, снижением активности, что ведёт к асоциальному поведению, нарушению психологических процессов и другим проявлениям социальной дезадаптации. [1]

В большинстве случаев послеоперационный период протекает с трудом, что выражается в наличии невротических реакций, тревожно-фобических расстройств, немотивированных вспышек агрессии, раздражительностью и аутистическими наклонностями в поведении. Такие лица представляет собой особую группу риска. Наличие негативизма и фиксированности к своему физиологическому или речевому дефекту приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, формированию изоляционного поведения личности.

Как отмечают Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М., Балакирева А. С., [4] в настоящее время особое внимание уделяется интегративному подходу к коррекции речевых и психологических отклонений, напрямую влияющих на адаптацию лиц в образовательных учреждениях. Большую роль играет психологическая помощь специалистов, активно использующих «когнитивно-поведенческие», «защитные стратегии», направленные на обучение детей анализу и оценке ситуаций. Комплексная психотерапевтическая помощь должна быть ориентирована также на исправление семейного микроклимата совместно со всеми членами семьи.

Для реализации данной помощи необходимо регулярное консультирование родителей, обучение навыкам ведения коммуникации с ребёнком, устранение негативных детско-родительских отношений. Оказание коррекционной помощи и специализированной поддержки должно проводиться комплексно и в системе. По мере развития ребёнка в процессе онтогенеза, формирования у него определённых жизненных представлений родителям и психотерапевту необходимо своевременно выявлять и совместно предотвращать негативные изменения в психике. Целесообразно изучить социальные институты, которые посещает ребёнок, психологический климат коллектива и сверстников учитывая, что в новой среде уровень тревожности равен высоким показателям. Приобретённые психические нарушения в аспекте прогноза адаптивных возможностей позволяют выявить риск формирования депрессивной личности, с аутистическими компонентами. [3]

Необходимо понимать, что реабилитационная работа в послеоперационный период должна протекать при помощи взаимосвязанного комплекса специалистов, в котором одно из главных мест занимает учитель-логопед. Специфическая особенность коррекционно-педагогической помощи учителя-логопеда заключается в многоаспектности работы не только по исправлению звукопроизношения, но и по формированию фонематического слуха и представлений, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, работы над дыханием и устранению назализованности звуков. Важно учитывать отношение детей к своему речевому дефекту и вторичные психологические трудности, связанные с нежеланием общаться со взрослыми и сверстниками, пассивное отношение к логопедическим занятиям и выполнению рекомендаций. В своей работе учитель-логопед должен тесно сотрудничать с психологом, специальным педагогом, формируя положительное отношения к коррекционным занятиям, поддерживая и настраивая на положительный результат при соблюдении всех требований. Общее развитие речевой культуры и формирование когнитивных представлений у лиц с челюстно-лицевыми патологиями позволят расширить кругозор и благоприятно адаптироваться.

Литература:

  1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М., 1976.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Сборник методических рекомендаций. Сост.: В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб., 2001.
  5. Соломатина Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции / Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. — М.: Сфера, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптация лиц, большинство случаев, общее развитие, послеоперационный период, расщелина губы, речевой дефект, социальная дезадаптация.


Похожие статьи

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие признаков, частота смены.

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации [4, с.107–115].

Критерии и показатели социально-психологической...

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация

Эпилептоидые подростки в большинстве случаев страдают от жадности или чувства мести.

Ситуативность — психологическая предпосылка для развития социальной дезадаптации...

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Вследствие дефектов периферического речевого аппарата могут встречаться такие

отмечается отставание в физическом и психическом развитии, нарушается адаптация в

В большинстве случаев данная патология не оказывает существенного влияние на...

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской...

...отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей.

формирования задержки развития, для ранней адаптации детей к нормальной жизни.

развитие, речевое развитие, эмоциональное развитие, когнитивное развитие в каждом месячном периоде...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Стойкая социальная дезадаптация. Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин. Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в

Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития.

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Онтогенетический (социальный) подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, когда происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский). [4]. Дезадаптация может быть детерминирована различными...

Комбинированное лечение врожденных полных расщелин неба...

В некоторых случаях не удается полностью избавиться от дефекта речи, что в

Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина неба, ребенок, верхняя челюсть, мягкое небо, верхняя губа, челюстно-лицевая область, послеоперационный период...

Частота и причины рождаемости детей с врожденными...

Критическим периодом для развития расщелины верхней губы является 5–6-я неделя беременности, альвеолярного отростка — 6–7-я неделя, неба-10–12-я неделя. Возникновение расщелин объясняется отсутствием контакта между небными отростками...

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие признаков, частота смены.

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации [4, с.107–115].

Критерии и показатели социально-психологической...

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация

Эпилептоидые подростки в большинстве случаев страдают от жадности или чувства мести.

Ситуативность — психологическая предпосылка для развития социальной дезадаптации...

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Вследствие дефектов периферического речевого аппарата могут встречаться такие

отмечается отставание в физическом и психическом развитии, нарушается адаптация в

В большинстве случаев данная патология не оказывает существенного влияние на...

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской...

...отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей.

формирования задержки развития, для ранней адаптации детей к нормальной жизни.

развитие, речевое развитие, эмоциональное развитие, когнитивное развитие в каждом месячном периоде...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Стойкая социальная дезадаптация. Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин. Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в

Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития.

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Онтогенетический (социальный) подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, когда происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский). [4]. Дезадаптация может быть детерминирована различными...

Комбинированное лечение врожденных полных расщелин неба...

В некоторых случаях не удается полностью избавиться от дефекта речи, что в

Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина неба, ребенок, верхняя челюсть, мягкое небо, верхняя губа, челюстно-лицевая область, послеоперационный период...

Частота и причины рождаемости детей с врожденными...

Критическим периодом для развития расщелины верхней губы является 5–6-я неделя беременности, альвеолярного отростка — 6–7-я неделя, неба-10–12-я неделя. Возникновение расщелин объясняется отсутствием контакта между небными отростками...

Похожие статьи

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие признаков, частота смены.

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации [4, с.107–115].

Критерии и показатели социально-психологической...

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация

Эпилептоидые подростки в большинстве случаев страдают от жадности или чувства мести.

Ситуативность — психологическая предпосылка для развития социальной дезадаптации...

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Вследствие дефектов периферического речевого аппарата могут встречаться такие

отмечается отставание в физическом и психическом развитии, нарушается адаптация в

В большинстве случаев данная патология не оказывает существенного влияние на...

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской...

...отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей.

формирования задержки развития, для ранней адаптации детей к нормальной жизни.

развитие, речевое развитие, эмоциональное развитие, когнитивное развитие в каждом месячном периоде...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Стойкая социальная дезадаптация. Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин. Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в

Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития.

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Онтогенетический (социальный) подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, когда происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский). [4]. Дезадаптация может быть детерминирована различными...

Комбинированное лечение врожденных полных расщелин неба...

В некоторых случаях не удается полностью избавиться от дефекта речи, что в

Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина неба, ребенок, верхняя челюсть, мягкое небо, верхняя губа, челюстно-лицевая область, послеоперационный период...

Частота и причины рождаемости детей с врожденными...

Критическим периодом для развития расщелины верхней губы является 5–6-я неделя беременности, альвеолярного отростка — 6–7-я неделя, неба-10–12-я неделя. Возникновение расщелин объясняется отсутствием контакта между небными отростками...

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

социальная адаптация, расщелина губы, категория детей, речевой дефект, психологическое напряжение, проявление неаккуратности, преобладающий тип эмоций, перепад настроения, наличие признаков, частота смены.

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации [4, с.107–115].

Критерии и показатели социально-психологической...

Ключевые слова: социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация

Эпилептоидые подростки в большинстве случаев страдают от жадности или чувства мести.

Ситуативность — психологическая предпосылка для развития социальной дезадаптации...

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Вследствие дефектов периферического речевого аппарата могут встречаться такие

отмечается отставание в физическом и психическом развитии, нарушается адаптация в

В большинстве случаев данная патология не оказывает существенного влияние на...

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской...

...отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей.

формирования задержки развития, для ранней адаптации детей к нормальной жизни.

развитие, речевое развитие, эмоциональное развитие, когнитивное развитие в каждом месячном периоде...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Стойкая социальная дезадаптация. Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин. Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в

Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития.

Профилактика дезадаптации сотрудников как фактор повышения...

Онтогенетический (социальный) подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, когда происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский). [4]. Дезадаптация может быть детерминирована различными...

Комбинированное лечение врожденных полных расщелин неба...

В некоторых случаях не удается полностью избавиться от дефекта речи, что в

Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина неба, ребенок, верхняя челюсть, мягкое небо, верхняя губа, челюстно-лицевая область, послеоперационный период...

Частота и причины рождаемости детей с врожденными...

Критическим периодом для развития расщелины верхней губы является 5–6-я неделя беременности, альвеолярного отростка — 6–7-я неделя, неба-10–12-я неделя. Возникновение расщелин объясняется отсутствием контакта между небными отростками...

Задать вопрос