Библиографическое описание:

Паршева Е. А. Семья как социальный ресурс для слепых и слабовидящих школьников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 267-269.



В статье рассматривается семья как социальный ресурс для слепых и слабовидящих школьников, её особенности воспитания, роль в организации учебного пространства, формировании самооценки, социализации слепого и слабовидящего школьника.

Ключевые слова: семья, ОВЗ, слепые и слабовидящие школьники, ресурсность

В настоящее время в России насчитывается около 200 тысяч детей и подростков, имеющих инвалидность по зрению, 15 % из них — дети с глубоким нарушением зрения (острота зрения от 0 до 0,05 в условиях оптической коррекции) [5]. Важно, чтобы эти дети смогли социализироваться и стать успешным членами общества. Всему этому может помочь первичный институт социализации — семья. Опыт, знания, умения, навыки, приобретаемые ребёнком в семье, составляют основной фундамент его дальнейшего развития.

Рождение в семье слепого и слабовидящего ребёнка становится шоком для многих родителей, у них нет знаний и понимания, как общаться, воспитывать такого ребёнка. Ряд исследователей отмечают, что родители слепого и слабовидящего ребёнка сталкиваются с множеством проблем, таких как потеря работы, отчуждённость семьи, конфликты между собой [4,с.35–36]. Многие родители воспринимают состояние ребёнка как некое препятствие, которое мешает полноценно реализовать себя в роли матери и отца. Семья испытывает отчаяние, безнадёжность, упадок духа — всё это ведёт к эмоциональной нестабильности, которая сказывается на ребёнке. Однако, несмотря на негативные стороны, семья является главным институтом развития такого ребёнка, правильные установки, воспитание, может помочь слепому и слабовидящему школьнику социализироваться и стать успешным членом общества. Для детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, значение семьи велико. Семья является главным институтом в формировании их ценностных ориентаций, сферой формирования духовно-нравственных основ, что особенно важно в школьном, переходном возрасте, именно в семье происходит процесс становления личности.

Зрение играет важную роль в понимании и восприятии окружающего мира. В связи с этим, характеристики личностей родителей и их индивидуальные особенности определяют успешность адаптации и социализации такого ребёнка в жизни. Ряд исследований показали, что семья оказывает как положительное, так и негативное влияние на детей с какими- либо нарушениями здоровья. Так, Спиваковская А. С. отмечает, что в основном семьи, которые воспитывают таких детей, отличаются ригидностью и неадекватностью [1]. Родители допускают серьёзные ошибки в воспитании, которые травмируют психику ребёнка, закладывают в них невротизм. Поэтому, детско-родительские отношения, тем более неправильный стиль воспитания и обращения, особенно негативно воздействует на детей с отклонениями здоровья, а значит, и на их социализацию.

Воспитание и отношения в семье слепого или слабовидящего ребёнка имеет свои характерные особенности. Важными являются первые три года жизни, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации, т. е. лишения ребёнка зрительной информации, которая может отразиться на его двигательном недоразвитие и снижение активности. Ребенок уже к трем годам начинает осознавать характер матери и отца, а к пяти годам осознавать свою «особенность», в результате чего, у ребенка начинает формироваться неправильное отношение к действительности, осознанию своих способностей. Большое влияние на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка оказывает внутрисемейное воспитание. Г. А. Буткина и С. М. Хорош выявили, что воспитание в условиях гиперопеки, деспотизма, развитие личности ребёнка в условиях эмоционального отчуждения, негативно сказываются на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка и приводят к неадекватной самооценке [2, с. 69]. Самооценка — т. е. оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, является результатом познания собственного «Я». При глубоких нарушениях зрения, развитие происходит в условиях зрительной депривации, которая оказывает опосредованное негативное влияние на самооценку и определяет её своеобразие [3]. Своеобразие заключается в том, что субъект негативно относится к себе и к жизни.

На формирование личности слепых и слабовидящих школьников влияют такие факторы как, отношение к своему дефекту, возраст, статусное положение. Адекватная самооценка у лиц с отклонениями здоровья приобретает особое значение, так как она во многом определяет успешность их социальной интеграции и во многом определяет поведение. На начальном этапе формирования самооценки выступает семья. От того, какой стиль воспитания выбирают родители, во многом начинает формироваться самооценка. Школьный период — наиболее благоприятный для формирования самооценки. Когда речь идет о детях данного возраста, то большую роль в развитии самооценки у слепого и слабовидящего ребенка играет отношения детей со сверстниками-одноклассниками [3]. Тут следует различать условия обучения школьника. Так, в условиях коррекционного обучения, слепые и слабовидящие дети, в основной массе, учатся в школе-интернате. Эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой стороны затрудняет участие родителей в жизни своего ребёнка. Что касается условий общего обучения слепых и слабовидящих со здоровыми детьми, то это может стать травмирующим фактором для ребёнка. Исследования показали, что ребёнок с глубоким нарушением зрения, начинает сравнивать себя со здоровыми сверстниками, вследствие чего начинает чувствовать себя неполноценным, неуверенным в себе. На особенности формирования самооценки у слепых и слабовидящих школьников так же влияет то, что они начинают осознавать, что в скором времени они должны окончить школу и жить «взрослой» жизнью. Но, несформированное смысловое будущее, по причине недостатка позитивных образов, затрудняет перспективы для успешной самореализации. Поэтому родители должны подготовить и поддерживать эмоциональный фон слепого и слабовидящего школьника, чтобы ему было легче преодолеть вышеперечисленные трудности.

Что касается образования слепого и слабовидящего ребёнка, то учиться самому ему тяжело, в этом ему помогают тифлопедагоги и семья. Семья играет важную роль в организации учебного пространства для таких детей, поэтому родитель должен знать специфику к подходу обучения слепого и слабовидящего ребёнка и помочь ему в организации учебного процесса. Во взаимодействии слепых и слабовидящих детей с взрослыми, основным является личностно-ориентированный подход.

Детям с глубоким нарушением зрения уже с первых дней требуется психолого-педагогическое сопровождение. Это можно объяснить следующими факторами:

– Психофизическими особенностями ребёнка (соматической ослабленностью, наступающей утомляемостью и т. д.);

– Излишней опекой в семье;

– Недостаточной коррекционной направленностью, т. е. педагогу трудно учесть индивидуальные особенности ребёнка, особенно с нарушением здоровья.

В связи с вышеперечисленными факторами родители слепого и слабовидящего школьника должны понимать, что от степени их участия и развития ребёнка зависит эффективность его социализации в ученическом коллективе. Родитель должен подготавливать своего ребёнка ещё до школы. Со слепым и слабовидящим ребёнком эффективнее всего использовать игровой материал для его сообразительности и воображения. Игрушки, пособия являются удобным материалом для развития интеллекта и моторики. Так же необходимым условием для развития такого ребёнка в подготовке к школе является умение общаться с людьми. В связи с этим родители должны обратить внимание на поведение, эмоциональность своего ребёнка, чтобы у него не вызвало больших трудностей общение в коллективе.

Из-за того, что у слепого и слабовидящего ребёнка отсутствует зрительный контакт, то родитель, должен объяснять и учить его с помощь органов чувств, обоняния. Слепому и слабовидящему ребёнку очень важно развить свою речь. Семья с самого детства должна говорить ему с более яркими эмоциями, чувствами, чтобы ему было легче социализироваться и общаться в школьном коллективе. Для лучшей помощи в учёбе родитель должен освоить систему Брайля, чтобы помогать делать уроки своему ребёнку.

В старшей школе семья слепого и слабовидящего ребёнка должна помогать ему с выбором будущей специальности и выступить в качестве «репетитора». Родители, как ни один тифлопедагог не знает своего ребёнка лучше, его способности, слабые стороны. Поэтому именно семья должна активно участвовать в учебном процессе слепого и слабовидящего ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности, делать упор на сильные стороны, чтобы во взрослой жизни он мог применить их по назначению и добиться успеха в какой-либо области.

Таким образом, проанализировав литературу и различные источники, в заключении можно сделать вывод, что семья является важным социальным ресурсом для слепого и слабовидящего ребёнка. Самыми важными являются первые три года жизни, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации.

Что касается детско-родительских отношений, то важно избрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребёнку, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, связанных со зрением, которые нужно учитывать при воспитании. Такая позиция создаёт успешные условия для развития личности ребёнка. Как отмечалось ранее, воспитание семьи является одним из важнейших факторов формирования самооценки и развития личности, стиль, особенности воспитания влияют на самооценку и социализацию слепого и слабовидящего ребёнка.

В ходе анализа литературы так же было установлено, что семья играет важную роль в организации учебного пространства для слепого и слабовидящего, поскольку именно она помогает ему преодолевать трудности, сделать упор на сильные стороны ребёнка, чтобы во взрослой жизни он мог применить их по назначению и добиться успеха в какой-либо области.

Литература:

  1. Кожанова, Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4–189 с.
  2. Кузнецов, А. П. Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора // Проблемы науки. — Казань, 2015. — С. 68–70.
  3. Никулина, И. Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, — 2008–192 с.
  4. Ольхина, Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. — 2006. — № 7. — С. 34–38.
  5. Саматова, А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубоким нарушением зрения. — М., 2016. — 63 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle