Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 28.02.2017

Статья просмотрена: 7307 раз

Библиографическое описание:

Скобина, Е. А. Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти / Е. А. Скобина, В. Д. Хренников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40067/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются подходы к определению прокуратуры как четвёртой ветви власти, приводятся аргументы в пользу точки зрения о необходимости её выделения как самостоятельной ветви власти.

Ключевые слова: прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть», контроль над государственной властью

В настоящий момент в юридической науке идут споры по поводу места прокуратуры Российской Федерации в современной системе государственной власти.

В некоторых исследованиях отмечается, что система и структура органов прокуратуры России в своей основе сложилась в конце 1970-х годов и остается до настоящего времени стабильной. В то же время, это не означает, что она застыла в своем развитии, что не существует проблем в сфере прокурорской деятельности и исчерпаны дальнейшие резервы ее совершенствования. Об этом свидетельствует динамика изменений, направленная на оптимизацию системы и структуры органов прокуратуры [3, с. 2].

В связи с чем, целью данной статьи является анализ состоятельности подхода к определению места прокуратуры в качестве самостоятельной ветви власти — «контрольной власти».

В настоящее время в России существует немало сторонников, выступающих за выделение прокуратуры в отдельную ветвь власти к ним относиться В. Н. Андриянов [4, с. 73–78], И. В. Велиев [5], Ю. Ковязина [10, с. 8–11], А. Ф. Козлов [11, с.8] и другие.

Приведем несколько аргументов в пользу данного подхода, то есть обособление прокуратуры РФ и выделение её в отдельную ветвь власти.

Во-первых, в действительности прокуратура не входит ни в одну из существующих ветвей государственной власти. Вместе с тем, прокуратура отвечает всем необходимым критериям, предъявляемым к отдельной ветви власти. Согласно сложившимся теоретическим подходам каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением, занимает свое место в общей системе государственной власти и представляет собой систему органов государственной власти, с определёнными методами деятельности [8, с. 24–26; 13, с. 18]. Стоит отметить, прокуратура РФ может быть отнесена к отдельной ветви власти, поскольку она организационно не зависит от структур других ветвей государственной власти (п. 1 ст. 4) [2].

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти». В ней система прокурорских органов рассматривается с точки зрения организации прокурорской деятельности (ч. 1 ст. 129) [1]. Она имеет исключительно ей принадлежащие полномочия, и не может быть подчинена какой-либо из существующих ветвей власти [7, с. 30–32; 15, с. 70].

Во-вторых, мировой опыт развития системы контроля над государственной властью последовательно движется по пути выделения четвертой ветви государственной власти — власти контрольной. В. Е. Чиркин отмечает: «Идет «отпочкование» новой ветви власти, контрольной. Этот процесс еще не завершен: в некоторых странах тенденция обособления контрольной власти имеет лишь характер поиска. Да и обширные полномочия, которыми наделены контрольные органы, в ряде стран в условиях авторитарных политических режимов весьма далеки от своего практического воплощения» [14, с. 18–20].

Так или иначе, в условиях современного государства существующий принцип разделения властей оказывается недостаточной, поскольку развивается процесс выделения четвертой, контрольной власти, которая обладает значительным своеобразием с позиции устройства структуры органов и методов их деятельности.

На основании приведенных аргументов можно сказать, что с точки зрения теории правовой науки, «прокуратура РФ, как самостоятельная ветвь власти» имеет место быть, поскольку с развитием государства и общества возможна трансформация традиционного представления теории разделения властей.

Вместе с тем, на практике реализация данного подхода может вызвать некоторые проблемы:

– во-первых, прокуратура изначально создавалась не как самостоятельный орган, а как специальный орган по контролю и надзору за соблюдением законов. В свое время император Петр I высказал следующее мнение о П. И. Ягужинском: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления». Кроме того, следует согласиться с А. Г. Звягинцевым, который указывает на недостаточность развитой нормативной базы, позволившей бы выделить прокуратуру РФ в отдельную ветвь государственной власти [9, с. 22];

– во-вторых, прокуратура осуществляет не только контрольную функцию, но и координационную функцию, а также участвует в правотворческой деятельности [6, с. 119];

– в третьих, существует препятствие развитию системы независимого контроля, это прослеживается в действующей Конституции РФ, в частности, в механизме внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ (гл. 9). Проблема заключается в том, что ч. 1 ст. 11 основного закона закрепила основные органы государственной в России (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ) и согласно ч. 1 ст. 135 Конституции РФ глава 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Таким образом, для того чтобы внести прокуратуру РФ в качестве самостоятельного органа стоящего наравне с перечисленными необходимо пересмотреть Конституцию РФ [6, с. 119].

Ранее ставился вопрос о разработке концепции развития прокуратуры как самостоятельного многопрофильного государственно-правового института, имеющего собственные закономерности развития и деятельности. Как показало обсуждение данного вопроса на заседании «круглого стола» [5], существуют различные и противоположные мнения о прокурорской власти как особой, четвертой ветви власти в государстве.

Однако независимо от этого признано, что отказ от прокурорского надзора в различных сферах государственной деятельности может привести общество к правовой беспомощности, поэтому требуется обеспечить сохранность прежние функции прокуратуры (при известной их трансформации) и передать ей новые. При этом особенно подчеркивалось, что, несмотря на включение в Конституцию РФ ст. 129 о прокуратуре, полномочия прокуратуры не могут ограничиваться сферой судебной деятельности, что предопределяет положение прокуратуры как самостоятельного органа государственной власти [5].

Отметим, что существует и другой подход к определению места прокуратуры РФ в системе государственных органов. В частности О. И. Куленко, отмечает, что прокуратуру РФ стоит рассматривать как многофункциональный орган, который не относиться ни к одной из ветвей власти [12, с. 54].

Так как прокуратура представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти (п. 1 ст. 1) [2].

Кроме того, прокуратуру нельзя полностью отнести ни к одной из существующих ветвей власти, поскольку она выступает в качестве самостоятельного звена системы сдерживания любой из ветвей власти.

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей направленности присущи другим ветвям государственной власти. Например, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью свойственно органам исполнительной власти. В это же время надзорная функция свойственна представительным органам (в сфере надзора за исполнением законов). В свою очередь, поддержание государственного обвинения и участие прокурора при рассмотрении судом различных дел призваны способствовать осуществлению правосудия.

Социальная ценность прокуратуры как государственно-правового института и как гаранта нормального функционирования государственной власти заключается в государственном надзоре за законностью в Российской Федерации [6, с. 120].

Таким образом, анализируемый подход по выделению прокуратуры РФ в отдельную ветвь власти в теории имеет место быть. Поскольку происходит трансформация традиционного принципа разделения властей и добавления четвертной контрольной власти, однако реализовать этот подход на практике весьма проблематично. Поставить точку в данном споре можно только тогда, когда в Конституции РФ появиться самостоятельная глава, посвященная прокуратуре с закреплением её цели, задач и функций.

Полагаем, что более рациональным является подход к определению места прокуратуры, как многофункционального органа власти, который не принадлежит ни к одной из существующих ветвей власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения: 26.01.2017)
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/1995/11/25/prokuratura-dok.html (дата обращения: 26.07.2017)
  3. Авершин В. В. Некоторые проблемы установления конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2014. № 4. 11 с.
  4. Андриянов В. Н. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей // Вестник ТГУ. 2009. № 2. С. 73–78 [Электронный ресурс] // http://cyberleninka.ru/article/n/prokuratura-rossiyskoy-federatsii-v-sisteme-razdeleniya-vlastey
  5. Велиев И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современное право. 2005. № 10. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Место-прокуратуры-в-системе-органов-государственной-власти-Российской-Федерации (дата обращения 26.01.2017)
  6. Воронин О. В. О типе и месте российской прокуратуры в современной системе органов государственной власти // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. № 3. С. 117–123.
  7. Джатиев В. Зачем России прокуратура? // Законность. 2008. № 8. С. 30–32.
  8. Елизаров А. Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей // История государства и права. 2003. № 6. С. 24–27.
  9. Звягинцев А. Г. История Российской прокуратуры. 1722–2012. М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Группа», 2012. 116 с.
  10. Ковязина Ю. Основы возникновения и существования надзорной власти в России // Законность. 2002. № 1. С. 8–11.
  11. Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в РФ. Общая часть: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Ур-ГЮА, 1994. 199 с.
  12. Куленко О. И. Функции российской прокуратуры и их конституционная природа // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 8. С. 50–56.
  13. Нерсесянц В. С. Право — математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М.: Норма, 1996. 160 с.
  14. Чиркин В. Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 18–20. [Электронный ресурс] // https://tigp.wordpress.com/2010/11/06/контрольная-власть/
  15. Шевченко В. Ю. Место прокуратуры в системе разделения властей // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 70
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, ветвь власти, прокуратура РФ, Конституция РФ, отдельная ветвь власти, орган, прокуратура, самостоятельный орган, существующая ветвь власти, Российская Федерация.


Ключевые слова

прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть», контроль над государственной властью

Похожие статьи

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей должны идти собственным путем построения государственных органов. Важно, чтобы при разделении властей, их взаимодействии ни одна ветвь власти не узурпировала ее...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Однако, ни Конституция РФ, ни Закон о прокуратуре не содержат положений о том, относится ли прокуратура РФ к какой-либо из ветвей государственной власти. В научной литературе высказываются различные точки зрения на этот счет.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, общий надзор, конституционно-правовой статус, государственный механизм.

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, орган, Конституция РФ, никой образ, исполнительная власть, законодательная инициатива, Российская Федерация.

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей должны идти собственным путем построения государственных органов. Важно, чтобы при разделении властей, их взаимодействии ни одна ветвь власти не узурпировала ее...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Однако, ни Конституция РФ, ни Закон о прокуратуре не содержат положений о том, относится ли прокуратура РФ к какой-либо из ветвей государственной власти. В научной литературе высказываются различные точки зрения на этот счет.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, общий надзор, конституционно-правовой статус, государственный механизм.

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, орган, Конституция РФ, никой образ, исполнительная власть, законодательная инициатива, Российская Федерация.

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Похожие статьи

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей должны идти собственным путем построения государственных органов. Важно, чтобы при разделении властей, их взаимодействии ни одна ветвь власти не узурпировала ее...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Однако, ни Конституция РФ, ни Закон о прокуратуре не содержат положений о том, относится ли прокуратура РФ к какой-либо из ветвей государственной власти. В научной литературе высказываются различные точки зрения на этот счет.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, общий надзор, конституционно-правовой статус, государственный механизм.

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, орган, Конституция РФ, никой образ, исполнительная власть, законодательная инициатива, Российская Федерация.

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган, судебная система, Конституция РФ, законодательная власть.

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей должны идти собственным путем построения государственных органов. Важно, чтобы при разделении властей, их взаимодействии ни одна ветвь власти не узурпировала ее...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный прокурор, законодательная власть, государственная деятельность, ветвь...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Однако, ни Конституция РФ, ни Закон о прокуратуре не содержат положений о том, относится ли прокуратура РФ к какой-либо из ветвей государственной власти. В научной литературе высказываются различные точки зрения на этот счет.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, общий надзор, конституционно-правовой статус, государственный механизм.

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, орган, Конституция РФ, никой образ, исполнительная власть, законодательная инициатива, Российская Федерация.

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Согласно Конституции РФ [6], главой государства является Президент РФ, который не относится ни к одной из трех ветвей власти, но осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Задать вопрос