Об актуальности исследования проблем института государственной тайны как объекта конституционно-правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 467 раз

Библиографическое описание:

Шигапова, К. Р. Об актуальности исследования проблем института государственной тайны как объекта конституционно-правового регулирования / К. Р. Шигапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40010/ (дата обращения: 20.04.2024).



В период перехода от социализма к демократии в Российской Федерации произошли широкомасштабные изменения в различных сферах, — не только в государственной, общественной жизни нашего общества и экономике страны, но и в праве, как «фундаменте» построения и регулирования общественных отношений.

Основополагающим вектором указанных изменений стала Конституция РФ [1], которая закрепила и регулирует важнейшие многочисленные институты отраслей отечественного права. Расширение различных сфер конституционного регулирования содействовало закреплению в Конституции РФ новых понятий. Так, в п. 4 ст. 29 Конституции РФ были закреплены основополагающие положения учения о государственной тайне: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

В российском законодательстве институт государственной тайны, по мнению некоторых исследователей, всегда был по большей части, не просто ограничением права граждан на доступ к определенной информации.

Так, И. Ю. Павлов в своей работе приходит к выводу, что «государственная тайна, пожалуй, прежде всего, была какой-то сакральной непостижимой сущностью, которая внушала страх и трепет тем, кому доводилось с ней соприкоснуться» [6]. Другой исследователь, Р. М. Гатаганова, отмечает, что «государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, т. к. является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий» [7].

В силу определенных факторов, а именно механизма отнесения сведений к государственной тайне и многих других, в целом умозаключения как данных авторов, так и других, имеют под собой определенную «почву».

Однако, на наш взгляд, высказывания указанных исследователей относительно сущности учения о государственной тайне, не совсем корректны и неверно характеризуют указанный институт, нивелируя его демократические начала обеспечения как прав и свобод граждан, закрепленных в п. 4 ст. 29 Конституции РФ, так и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В поддержку нашего мнения следует привести следующие факты.

Так, опубликованный еще до вступления в силу Конституции РФ Закон РФ «О государственной тайне» [2], регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения национальной безопасности РФ.

При этом согласно положений п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3], утвержденной указом Президента РФ 0т 31 декабря 2015 г. № 683, «национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопасность) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».

Далее следует констатировать, что по логике, поставленные в современный период Доктриной информационной безопасности Российской Федерации [4] задачи законодателя о регулировании правоотношений, связанных с государственной тайной, нормами различных отраслей права: конституционного, уголовного, административного, международного и других, должны были быть уже решены еще раньше, в ходе выполнения основных задач ранее действовавшей Доктрины [5].

Однако существующее современное состояние нормативно-правового регулирования информационного оборота вообще и в исследуемой области, в частности, бессистемно (имеет трехуровневую систему), противоречиво, страдает пробелами и характеризуется наличием определенных проблем. До настоящего времени многие вопросы правового регулирования института защиты государственной тайны в России также продолжают оставаться нерешенными.

Таким образом, анализ даже небольшого количества высказываний относительно сущности учения о государственной тайне, а также недостатков, существующих в сфере состояния нормативно-правового регулирования в целом и механизма защиты государственной тайны в частности, констатирует о наличии насущной необходимости оптимизации концепции ее правовой защиты с учетом нынешнего положения России в современном мире.

Раскрывая основные аспекты научной разработанности темы нашего исследования, в первую очередь следует отметить, что в настоящее время в отечественном праве некоторыми учеными отмечается некоторый недостаток исследований. В основном они связаны с определением допустимых пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны, а именно в трудах таких знаменитых ученых, как: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Л. М. Карапетяна, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Б. Н. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, В. А. Четвернина, Б. С. Эбзеева и многих других); либо некоторые аспекты охраны государственной тайны таким учеными, как: П. П. Аникиным, А. Л. Балыбердиным, М. А. Вус, В. Н. Лопатиным, В. Н. Рябчук, А. В. Федоровым.

Большое количество исследований, посвященных различным аспектам учения о государственной тайне и особенностям ее защиты в нашей стране, было проведено, в том числе и на монографическом уровне [8-18]. Вместе с тем следует отметить, что многие проблемы в этой области решены ими были на тот период не полностью, многие положения в них требуют своего совершенствования в связи с изменениями законодательного регулирования различных аспектов института государственной тайны.

В связи с вышеизложенным до настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем института государственной тайны, как объекта конституционно-правового регулирования в Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
  2. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I: по сост. на 08 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673.
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 1 (часть II). — Ст. 212.
  4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 50. — Ст. 7074.
  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ 09 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. — 2000. — 28 сентября. — № 187. (утратила силу).
  6. Павлов И. Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / И. Ю. Павлов // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — Выпуск № 1 (31). — С. 29–32.
  7. Гатаганова Р. М. Становление и развитие института защиты государственной тайны в России / Р. М. Гатаганова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2010. — № 5. — С. 116–118.
  8. Бендин В. В. Защита государственной тайны Российской Федерации уголовно-правовыми средствами: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. В. Бендин. — Ростов-на-Дону, 2004. — 34 с.
  9. Бондарь И. В. Тайна по российскому законодательству (проблемы теории и практики): автореф. дис. канд. юрид. наук / И. В. Бондарь. — Нижний Новгород, 2004. — 27 c.
  10. Верютин В. Н. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. Н. Верютин. — Воронеж, 2011. — 24 с.
  11. Гунин Д. И. Транспарентность и тайна информации: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. канд. юрид. наук / Д. И. Гунин. — Екатеринбург, 2008. — 29 c.
  12. Дворников А. А. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: автореф. дис. канд. юрид. наук / А. А. Дворников. — Тюмень, 2007. — 22 c.
  13. Жигальский И. М. Административные споры в сфере защиты государственной тайны и порядок их разрешения в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / И. М. Жигальский. — М., 2013. — 26 c.
  14. Крюков С. В. Конституционные основы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны: дис.... канд. юрид. наук / С. В. Крюков. — Москва, 2009. — 198 с.
  15. Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: дис. канд. юрид. наук / М. Ю. Мартышин. — М., 2009. — 191 с.
  16. Паршин С. М. Тайна в уголовном законодательстве (теоретико-прикладное исследование): автореф. дис. канд. юрид. наук / С. М. Паршин. — Нижний Новгород, 2006. — 35 c.
  17. Пермяков М. В. Категория «тайна» в системе правового регулирования: дис. канд. юрид. наук / М. В. Пермяков. — Екатеринбург, 2006. — 234 c.
  18. Рабкин В. А. Конституционные основы защиты государственной тайны в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. А. Рабкин. — М., 2007. — 173 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная тайна, Российская Федерация, национальная безопасность, тайна, Конституция РФ, нормативно-правовое регулирование, свобода граждан.


Похожие статьи

К вопросу о государственной тайне | Статья в сборнике...

государственная тайна, тайна, Российская Федерация, национальная безопасность, сведение, коллективная безопасность, информационная безопасность, общественная безопасность...

Четверть века законодательного регулирования института...

государственная тайна, тайна, государство, правовое регулирование, постсоветское пространство, Российская Федерация, сведение, секрет, защита, составляющая.

К вопросу о модельном законе «О государственной тайне»

государственная тайна, секрет, Таджикистан, Казахстан, Российская Федерация, тайна, национальная безопасность, коллективная безопасность, государство, Беларусь.

Административно-правовой режим государственной тайны...

государственная тайна, Российская Федерация, составляющая государственная тайна, тайна, составляющая, сведение, отнесение сведений, проведение работ, нормативно-правовое регулирование, правовое...

К вопросу разработки модельного закона «О государственной...»

государственная тайна, тайна, Российская Федерация, служебная тайна, секрет, Беларусь, Перечень сведений, Армения, Казахстан, правовое регулирование.

Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, правовое обеспечение, нормативно-правовые акты, закон.

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации. Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации...

Правовые основы института государственной тайны в России...

Дальнейшее развитие и закрепление на высшем — конституционном уровне, институт государственной тайны получил в действующей Конституции Российской Федерации [1], принятой уже после вступления в законную силу вышеуказанного закона.

О проекте модельного закона ОДКБ «О государственной тайне»

государственная тайна, тайна, составляющая, сведение, государство, модельный законопроект, коллективная безопасность, государственная секретность, национальное законодательство, правовое регулирование.

Похожие статьи

К вопросу о государственной тайне | Статья в сборнике...

государственная тайна, тайна, Российская Федерация, национальная безопасность, сведение, коллективная безопасность, информационная безопасность, общественная безопасность...

Четверть века законодательного регулирования института...

государственная тайна, тайна, государство, правовое регулирование, постсоветское пространство, Российская Федерация, сведение, секрет, защита, составляющая.

К вопросу о модельном законе «О государственной тайне»

государственная тайна, секрет, Таджикистан, Казахстан, Российская Федерация, тайна, национальная безопасность, коллективная безопасность, государство, Беларусь.

Административно-правовой режим государственной тайны...

государственная тайна, Российская Федерация, составляющая государственная тайна, тайна, составляющая, сведение, отнесение сведений, проведение работ, нормативно-правовое регулирование, правовое...

К вопросу разработки модельного закона «О государственной...»

государственная тайна, тайна, Российская Федерация, служебная тайна, секрет, Беларусь, Перечень сведений, Армения, Казахстан, правовое регулирование.

Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, правовое обеспечение, нормативно-правовые акты, закон.

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации. Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации...

Правовые основы института государственной тайны в России...

Дальнейшее развитие и закрепление на высшем — конституционном уровне, институт государственной тайны получил в действующей Конституции Российской Федерации [1], принятой уже после вступления в законную силу вышеуказанного закона.

О проекте модельного закона ОДКБ «О государственной тайне»

государственная тайна, тайна, составляющая, сведение, государство, модельный законопроект, коллективная безопасность, государственная секретность, национальное законодательство, правовое регулирование.

Задать вопрос