Развитие свободных экономических зон в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ким, В. В. Развитие свободных экономических зон в Казахстане / В. В. Ким, Д. У. Сегизбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8.1 (142.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39995/ (дата обращения: 28.03.2024).



В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономических зон в Республике Казахстан. Объектом исследования в статье являются зоны свободного предпринимательствав РК. Практическая значимость исследования связана с выработкой новой модели управления, которая предполагает объединение функций развития и продвижения СЭЗ в едином корпоративном центре – АО “Kaznex Invest”.

Ключевые слова: предпринимательство, экономическая зона,промышленно-производственные зоны, льготный режим, оффшорные компании.

Ограниченная определенная часть национально-государственной территории, в пределах которой функционируют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.)- это свободная экономическая зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства и т.д.). Это создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Для того чтобы решить внешнеторговые, общеэкономические, социальные и научно-технические проблемы создаются такие зоны.

Одним из эффективных методов, способных восстановить экономику, преодолеть депрессивное состояние производства и отрасли в период экономического кризиса, являются зоны свободного предпринимательства (ЗСП). Многолетний зарубежный опыт развитых и развивающихся стран это подтверждает. В связи с этим крайне важным и актуальным в казахстанской экономике и экономике стран СНГ является научное, организационное, правовое, экономическое и методическое обеспечение их создания.

Определенными «ловушками» для перемещающихся в масштабах мировой экономики капиталов являются свободные экономические зоны. Кроме привлечения иностранного капитала, используемого для активизации экономических процессов внутри страны, производственные свободные экономические зоны направлены на решение трех основных задач: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств; рост занятости; превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. [1, с.46].

Довольно часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или масштабно использовать особый инвестиционный климат. Поэтому она использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. И это является важной причиной образования свободных экономических зон.

Вместе с тем с зонами, образованными для активизации интеграции с мировым рынком, стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), функционируют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Об этом свидетельствует мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон.

Создание свободных экономических зон в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания осуществлялось для реализации региональной политики, ориентированной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. Предприниматели (мелкие и средние) получают большую, чем другие районы страны, свободу деятельности и значительные финансовые льготы. Специальная ориентация на привлечение иностранного капитала отсутствует в этих программах.

Одна из простейших форм свободных экономических зон- это свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Зоны первого поколения представлены как этими зонами, так и свободными торговыми зонами. Они существуют с XVII-XVIII вв. Эти зоны представлены транзитными или консигнационными складами для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. [2, с.45].

Также широкое распространение в мире получили зоны свободной торговли (ЗСТ). В США зоны свободной торговли получили довольно большое развитие. Специальный закон США от 1934 г., целью которого является стимулирование торговли, ускорение торговых операций, снижение торговых издержек предусматривал их создание.

На территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция создаются промышленно-производственные зоны. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

Зоны третьего поколения (70-80-е годы) представлены технико-внедренческими зонами. Они создаются стихийно или специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них сосредоточены национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Территориями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги являются сервисные зоны.

Банковское, страховое дело, морское судоходство, операции с недвижимостью, все виды экспортно-импортных операций, консалтинг представлены концентрацией оффшорного бизнеса. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности. Специалисты оценивают деятельность оффшорных зон весьма неоднозначно. Большинство сходится во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Впервые в Казахстане свободные экономические зоны появились в 1991 году. Это были следуюшие зоны: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области; Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области; субзона на базе предприятия «Талдыкорганвнештранс» в Талдыкоргане; Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая зона «Атакент» в г. Алматы. Отдельные области (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными экономическими зонами. Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим.

Чтобы ускорить следующие процессы: развитие регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создание высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоение выпуска новых видов продукции, привлечение инвестиций, отработка правовых норм рыночных отношений, внедрение современных методов управления и хозяйствования, а также решение социальных проблем, в нашей республике создаются СЭЗ.

Административные советы могут формировать финансовые фонды или в случае совпадения границы СЭЗ с границей административно территориальной единицы, единый бюджет. В связи с этим бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской СЭЗ одновременно являются и бюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды, Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запаса Жезказганской области [3, с.19].

Доход финансового фонда или бюджета СЭЗ образуется за счет общегосударственных и местных налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщиков. Платежи в специальные фонды, предусмотренные действующим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).

В соответствии с Налоговым кодексом РК осуществляется налогообложение на территории СЭЗ, которое представлено льготным режимом для хозяйствующих субъектов: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20% (против 30%).

В соответствии с Законом РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» помимо льготы по подоходному налогу с юридических лиц, хозяйствующим субъектам для реализации приоритетных проектов могут предоставляться льготы и преференции:

- в виде государственных натурных грантов;

- на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде понижения ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.

В начале 90-х годов в нашей республике образование первой СЭЗ не принесло задуманных результатов из-за несовершенства правового и организационного механизма функционирования. Кроме этого не было достаточной самостоятельности в финансовых, налоговых и других вопросах. Несмотря на это в развитии данных зон сейчас наметились определённые тенденции.

В 1993 г. со дня образования Лисаковской СЭЗ объем промышленного производства увеличился в 22,9 раза, рост производства составил 74%. Были сохранены действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и пищевой промышленности. Это в свою очередь позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Субъекты малого и среднего предпринимательства получили динамичное развитие. Их удельный вес в общей сумме доходов бюджета значительно увеличился (59.8%). Для Административного совета появилась возможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий

С первого года работы Акмолинской СЭЗ произошло оживление и оздоровление промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный рост объемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства из фонда экономического и социального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ, обустройство и расширение столицы.

Город Кызылорда получил статус специальной экономической зоны. Это позволило реализовать следующие мероприятия: восстановление работы длительно простаивающих предприятий, освоение новых производств, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству, привлечение инвестиций. Так в Кызылординской СЭЗ уже функционируют совместные предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по организации производства лекарственных препаратов (Индия), обуви (Турция), расширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладительных напитков (Израиль) и др.

Новая модель управления предполагает объединение функций развития и продвижения СЭЗ в едином корпоративном центре – АО “Kaznex Invest”. В настоящее время данная модель прорабатывается. Работа по дальнейшему строительству инфраструктуры будет продолжена. Новый законопроект затронет следующие вопросы: налогообложение, лицензирование, таможенное регулирование и функциональное устройство СЭЗ. В данный момент началась его разработка.

При правильной организации и управлении СЭЗ доказывают свою эффективность. В городах Астана и Актау они по части поступлений налогов уже оправдали свое существование. У некоторых СЭЗ есть определенные трудности. Но эти трудности возникают у самой управляющей компании. В городах Астана и Актау льготами правильно пользуются те компании, которые знают свои права и могут их отстоять. Эксперты считают, что надо предоставить гарантии сохранности преференций на весь период действия. Это в свою очередь даст предпринимателям ощущение стабильности.

Литература:

  1. Кондраков Н. П., Кондраков И. Н. Основы малого и среднего предпринимательства: практическое пособие.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 46с.
  2. Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства. - СПб.: изд-во СПбГУЭФ,1996
  3. Кажыкен М.З. «Региональные инфраструктуры Казахстана: экономические зоны» – Журнал об инновационной деятельности «Инновации». – № 7 (117), июль 2008 г., стр.19-22.
Основные термины (генерируются автоматически): свободных экономических зон, свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, продвижения СЭЗ, территории СЭЗ, Лисаковской СЭЗ, иностранного капитала, зоны свободного, совпадения границы СЭЗ, функциональное устройство СЭЗ, Лисаковской СЭЗ объем, Жайрем-Атасуйской СЭЗ, бюджета СЭЗ, управлении СЭЗ, работы Акмолинской СЭЗ, реализацию программы СЭЗ, зоны свободного предпринимательства, Кызылординской СЭЗ, едином корпоративном центре, специальные экономические зоны.


Ключевые слова

предпринимательство, экономическая зона, промышленно-производственные зоны, льготный режим, оффшорные компании

Похожие статьи

Задать вопрос