Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, О. А. Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот / О. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39951/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современном обществе семья рассматривается как система, являющаяся основной формирующей личности и ее социализации, семья является посредником в сохранении и передаче нравственных и духовных ценностей между поколениями. В воспитательную функцию семьи входит развитие нравственной и ценностной системы ребенка, способствующей становлению человека, живущего в гармонии с собой и окружающими, с близкими людьми, уважающего старшее поколение, честного, искреннего и доброго.

Отсутствие семейного воспитания у сирот наносит глубокий отпечаток на формирование системы ценностей данной категории детей. У воспитанников интернатных учреждений сформированы свои социально-эмоциональные механизмы, помогающие им приспосабливаться к жизни в обществе, у них формируется свое искаженное представление о полоролевом поведении, структуре отношений и связей в семье, что является препятствием в усвоении адекватных семейных ценностей.

Так как семейные ценности основаны на понимании института семьи, отношений людей в ней, признания ответственности брачного и семейного поведения человека, а дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, вследствие отсутствия примера семейного поведения, лишены понимания данной системы, необходимо обозначить высокую роль социально-педагогических технологий в качестве механизма, позволяющего развить и сформировать семейные ценности среди детей-сирот.

Для воспитания нравственной и ценностной семейной ориентации ребенка-сироты необходимо целенаправленное педагогическое воздействие посредством внедрения социально-педагогических технологий, компенсирующих недостаток опыта семейного воспитания и направленных на формирование, усвоение и закрепление норм и традиций общества, семейных ценностей и полоролевого поведения личности.

Изучая уровень развитости семейных ценностей у воспитанников интернатных учреждений, было выявлено, что у детей-сирот достаточно низкий уровень их сформированности, выражающийся в следующем:

– у детей-сирот ограничены представления о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи, о роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи;

– привязанности проявляются слабо, отсутствует доверие и забота между братьями и сестрами;

– у воспитанников низкая самооценка в решении простейших жизненных задач;

– у детей-родственников состояние эмоциональных связей в межличностных отношениях является неблагополучным;

– отсутствуют знания и опыт в организации семейного досуга, праздников и традиций;

– слабо развито чувство ответственности и долга перед старшими [6, с. 15].

Воспитание детей в интернатных учреждениях повышает риск нарушения представлений о своей будущей семье, о половой и семейной роли. У детей развито равнодушие к своему внешнему виду и затруднено формирование эталонов полоролевых нормативов и стереотипов поведений. Мониторинг поствыпускной жизненной ситуации сирот показал, что у выпускников, за счет неправильного образа полоролевого поведения, появляются трудности в формировании и сохранении собственной семьи, у девочек, из-за отсутствия опыта материнской любви и ласки возникает полоролевая трансформация, которая приводит к агрессии, черствости, отсутствию материнского инстинкта [2, с. 4].

Для решения данной проблемы детей в воспитательном процессе необходимо использование современных и доступных технологий, способствующих формированию семейных ценностей, через развитие общего нравственного начала личности ребенка. Очень важно при этом сформировать у детей духовно-нравственные ценности любви, взаимоуважения, целомудрия, свободы, безопасности, материнства, отцовства, домашнего очага, здоровья, семейного уклада [5, с. 46–48].

При этом, разрабатывая технологии формирования семейных ценностей необходимо придерживаться основных задач:

– повышение семейных ценностей и ценностей семейной жизни;

– пропагандирование семейных и основных духовно-нравственных ценностей через повышение статуса семьи;

– развитие информационно-просветительской, социально-направленной деятельности в освоении семейных ценностей [8, с. 14].

Также при формировании семейных ценностей у детей-сирот необходимо выполнения ряда психолого-педагогических условий:

  1. Помощь детям в формировании адекватного понимания семьи, где семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой всех членов семьи объединяет целая система отношений;
  2. Создание ситуации успеха для детей-сирот, что дает возможность повышать результаты деятельности, как личности, так и коллектива, в общем. Ситуация успеха помогает снять у детей-сирот агрессию, преодолеть изолированность и пассивность;
  3. Повышение мотивации и готовности детей к переходу в замещающую семью. В формировании понимания семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенную роль играет этап подготовки к переходу в новую семье, где решающим моментом является готовность и желание самого ребенка к данным переменам [3].

Реализация технологий по формированию семейных ценностей возможна через включение в учебную и внеучебную деятельность различных программ, направленных на достижение данной цели, такими технологиями могут выступать: педагогические мастерские, тематические занятия, проектная деятельность, игровые программы, различные диагностические методики и т. д.

При этом технологии воздействия на детей разных возрастных групп будет отличаться. Так, для дошкольного и младшего школьного возраста наиболее подходящими являются методы эмоционального воздействия. Подростковый возраст, как правило, характеризуется проявлениями в интимно-личностном общении, пробуждением интереса к себе, своим возможностям, к саморазвитию. При этом, подросток в работе должен выступать активным субъектом воспитания. Исходя из этого, основными методами деятельности с данной возрастной категорией могут выступать дискуссии, занятия с элементами тренингов, включающие в себя обязательную деятельность и рефлексию. Формирование семейных ценностей у подростков при помощи данных методов возможно вследствие актуализации потенциала саморазвития подростка, его способности и желания осознавать значение собственных действий и их закономерности [7, с. 41–43].

Для формирования у детей личных семейных ценностей, потребностей, систему семейных ролей и возможных стратегий поведения в тех или иных отношениях и ситуациях, уместно использование различных игровых тренингов, предоставляющих возможность моделирования ситуаций семейного взаимодействия, предлагая участникам примерять на себя различные семейные роли, позиции, стратегии, что, безусловно, поможет в формировании собственной точки зрения на семью [4, с. 51–52].

Можно считать, что формирование семейных ценностей посредством социально-педагогических технологий является совокупностью и последовательностью всего процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Так, в формировании различных ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечается высокая роль сказок. Вследствие того, что мышление ребенка на данном возрастном этапе характеризуется образностью и конкретностью, он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Герои сказок, как правило, имеют акцентуализацию на определенной черте характера — доброта, смелость, трусость и т. д., где доступная для ребенка характеристика положительных и отрицательных героев помогает разобраться в сущности сказочной ситуации, конфликта, определить своё отношение к ним и сформировать свою оценку поведения героев [1, с. 85–88].

Обобщая данные, можно понять, что у детей-сирот вследствие отсутствия семейного воспитания нарушено представление полоролевого поведения, отсутствует представление о нормальных кровнородственных и семейных отношениях, не сформировано представление о семье как ценности, что является факторами, негативно влияющими на готовность сирот к выходу в социум и созданию собственных семей. Поэтому, можно говорить о высокой значимости и необходимости использования в воспитательном процессе детей, различных социально-педагогических технологий, позволяющих компенсировать отсутствие семьи как воспитательного и социализирующего ресурса.

Литература:

  1. Бунятова А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. — № 6. — 2010. — С. 85–88.
  2. Виноградова Г. А., Бобкова Т. С. Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Самарской гуманитарной академии. — № 1. — 2010. — С. 3–8.
  3. Гибадуллин Н. В. Анализ опыта работы государственных образовательных и социальных учреждений с замещающими семьями по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. — № 6. — 2014. — С. 933.
  4. Думрауф Ю. А. Использование ролевой игры-тренинга «семейный совет» в работе с выпускниками детского дома для формирования у них семейных ценностей // Смальта. — № 1. — 2014. — С. 52–54.
  5. Сальникова О. Е., Заславская О. В. Формирование родительских навыков у детей-сирот в системе их духовно- нравственного воспитания // Грани познания. — № 3(17). — 2012. — С.46–48.
  6. Уленгова Р. Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома: автореф. дис.; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. — Казань, 2008. — 21 с.
  7. Федоренко С. С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков // Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. — СПб.: Свое издательство, 2014. — 403 с.
  8. Щекина О. А. Теоретические обоснование формирования семейных ценностей у школьников // Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. — СПб.: ВВМ, 2015. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейных ценностей, формирования семейных ценностей, формированию семейных ценностей, Формирование семейных ценностей, формировании семейных ценностей, социально-педагогических технологий, адекватных семейных ценностей, развитости семейных ценностей, семейных ценностей возможна, духовно-нравственных ценностей, освоении семейных ценностей, повышение семейных ценностей, Модель формирования семейных, формирование семейных ценностей, личных семейных ценностей, семейных ролей, семейного воспитания, формирование системы ценностей, воспитанников интернатных учреждений, формировании различных ценностей.


Похожие статьи

Задать вопрос