Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 10.03.2017

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Атабаева, Х. С. Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи» / Х. С. Атабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/144/39812/ (дата обращения: 19.04.2024).



Проблема романа широка и многообразна. Она обхватывает обширный круг вопросов, связанных с определением содержания и характера восстания, его связи с «общим освободительным движением народных масс России последней трети XIX столетия». Писатель анализирует в нем истинные причины возмущения горцев, их подлинное отношение к русскому народу, с одной стороны, и колониальным властям — с другой. Он прослеживает процесс размежевания в среде чеченцев, раскол между единой прежде нацией, как следствие многолетней изнурительной войны, на которой одни разбогатели, приняв сторону победителей, принимая от них земельные наделы, отнятые у другой части их соплеменников, и обирая последних вместе с новыми властями, другие обнищали, теряя последнее…

Особенно внимательно Айдамиров прослеживает, как в экстремальных условиях бескомпромиссной борьбы за выживание проявляется национальный характер — чеченцев, аварцев, даргинцев, беглых русских солдат и казаков, оказавшихся в одном лагере борцов против охранителей «тюрьмы народов».

В романе Абузара Айдамирова действуют реальные исторические лица, рядом с вымышленными персонажами. Состав противоборствующих по обе стороны, как нетрудно заметить, интернационален. Это, во-первых, соответствовало реальной действительности. Во- вторых, разводя по разные стороны, автор руководствовался также и принципом группировки персонажей по их классовым интересам. За Алибеком — горская беднота, ограбленная и доведенная до отчаяния бездельем и голодом. Со Свистуновым — представители новой чеченской «знати», готовой за царские «милости» пролить кровь единоплеменных «оборванцев». Таковы, например, Боьршиг Шалинский, Бота Шамурзаев, служивший то царю, то Шамилю, поручик Лаудаев, автор «труда» «Чеченское племя», в котором из лакейского угодничества своим хозяевам подверг уничижительной характеристике историю, нравы, предания, нравственные понятия своего «племени».

Главный мотив идейного содержания романа Айдамирова, пронизывающий все его содержание, заключается в том, что бедные горцы поднялись на неравную борьбу не из природного легкомыслия или романтического молодечества. Многим из них с самого начала представлялись виселицы и каторга. Во время выбора имама в ночном лесу в пламени горящих факелов Кайсар, один из восставших, видит охваченные пожаром аулы, вереницу новых «мухаджиров» «изгнанников», отправляемых в Сибирь.

В ярких, глубоко правдивых картинах писатель показывает, что восстание было вызвано крайне тяжелым экономическим положением горцев-крестьян, издевательствами над ними администрации.

Женщины в романе Айдамирова отличаются душевной щедростью глубокой верой в правоту дела, за которое борются их мужья, и непоколибомой стойкостью в лишениях. Все эти качества их характера ярко проявляются в условиях восстания, когда опасность днем и ночью грозит их существованию.

В целенаправленном сосредоточении внимания автора на образах людей из народа, на выявлении существенных черт национального характера того народа, которому принадлежит персонаж, как отмечалось выше, проявилась одна из главных сторон идейно-поэтической позиции писателя.

Айдамиров обращается к «крупному плану» гораздо чаще, когда рисует демократическую среду, создает групповые портреты простых людей. В их образах писатель выделяет взаимовыручку, самоотверженность, готовность с риском для себя помочь ближнему. Его герои добры и чистосердечны, верны дружбе; проникнутые сознанием своей социальной общности, они свободны от чувства неприязни национального или религиозного порядка. Это легко можно проиллюстрировать на примере взаимоотношений Маьчига и Вассала, Эльсы и Кайсара, Хайбуллы и Коьри, Али и Айзы.

И наоборот, религиозными, национальными и тайповыми чувствами пытаются манипулировать царские слуги — генералы, осуществляющие карательные экспедиции против мятежных и мирных аулов, и пресмыкающиеся перед ними чеченские «верхи».

Автор убедительно раскрывает двурушническую, антинародную сущность продажного местного духовенства, пытающегося дискредитировать в глазах соплеменников вождей восстания, как отступников от заповедей Аллаха.

Исторически конкретны и социальны обусловлены образы «классовых врагов» — Орцу Чермоева, Боьршига Шалинского, майора Мустафинова, поручика Лаудаева и других. Образу Алибека — Хаджи, молодого вождя, Айдамиров уделяет внимание не на много больше, чем другим персонажам. Алибек Олдамов, как и его исторический прототип, получил религиозное образование, совершил паломничество в Мекку для совершения хаджа. По настоянию предводителей восстания Алибек принимает титул имама. Как известно, исторический, реальный Алибек не объявлял газавата. Не объявляет его и герой Айдамирова.

В образе айдамировского Алибека-Хаджи, разумеется, имеет место художественный вымысел, сопряженный с идейно-эстетическими задачами автора. В целом же, автор стремился как можно полно передать подлинный облик прототипа своего героя и воплотить замысел, иначе говоря, аккумулировать в нем лучшие черты народного характера.

Алибек-Хаджи Айдамирова — один из многих и первый среди равных. Писатель как будто избегает показа его крупным планом, в выигрышных сценах и ситуациях. Так, в начале романа, где в конных состязаниях молодой Алибек завоевывает главный приз, автор сосредотачивает внимание не на победителе, а на его друзьях — Къайсаре, Болате и через их восприятие подает героя. На втором и даже на третьем плане находится ичкерийский имам и во время самого крупного, решающего сражения.

Писателю важно было показать, что восстание — следствие всеобщего недовольства, а не одной личности, пусть даже наделенной незаурядным умом и силой воли.

И какими бы ни были личные качества имама, ему и так и не удается полностью контролировать ход военных действий. Здесь Айдамиров добросовестно следует реальной правде, воспроизведя характерные черты стихийного народного выступления, с его бурным всплеском и активностью участников в случае успеха и таким же неожиданным спадом при первой же неудаче.

В личности и судьбе Алибека — Хаджи нашли отражение сильные и слабые стороны возглавляемого им движения. Ему не хватает организаторского опыта, не достает ему и решительности, особенно, когда он становится перед необходимостью преодолеть противодействие единоплеменников …

И тем не менее это незаурядная личность, натура глубокая, противоречивая, ищущая. Писатель стремится дать его образ в движении, эволюции. Как отмечалось, Алибек-Хаджи религиозное образование, но он не фанатик. Горький опыт поражения приводит его к мысли о необходимости просвещения, знания наук: в родном селе открыл школу, хотел выучиться русскому языку.

Конечно молодой предводитель повстанцев не понял и не мог понять всей сложности мотивов, приведших к столкновению людей, вставших под его начало. Но он был твердо убежден в праве обездоленных на сопротивление против несправедливости обирающих их под прикрытием чужого закона местных мироедов и их хозяев.

Своим воспитанием и уважением к старшим, готовностью к самопожертвованию Алибек тесно связан с простыми людьми. Искренняя дружба и беззаветная любовь к родной земле объединяет его с товарищами по борьбе. Когда дальнейшее продолжение борьбы становится бессмысленным и может лишь увеличить жертвы, Алибек отдается в руки карателей. Это трудное решение было плодом всей его жизни, логическим результатом его воспитания и характера.

Литература:

  1. Джамбеков О. А. Историзм и фольклорные истоки трилогии Абузара Айдамирова «Долгие ночи».2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): предводителей восстания Алибек, Айдамирова «Долгие, Абузара Айдамирова, состязаниях молодой Алибек, реальный Алибек, самопожертвованию Алибек, Айдамирова «Долгие ночи», религиозное образование, содержания романа Айдамирова, романе Абузара Айдамирова, Проблема романа широка, соплеменников вождей восстания, характера восстания, следствие многолетней изнурительной, своеобразие исторического романа, Айдамирова «Долгие ночи».2009, черты народного характера, черт национального характера, трети xix столетия», истинные причины возмущения.


Похожие статьи

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

На страницах романа «Долгие ночи» ожили новые герои, о которых в свое время знали во всей Европе, военачальники и мыслители.

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи».

Начало борьбы за независимость в Западной Сахаре (1936–1975 гг.)

Западная Сахара имеет долгую колониальную историю.

9000 испанских солдат, при поддержке авиации, начали наступление от Эль-Аюна и Вилья-Бенс (Тарфая) на

С лета 1975 г. президент Х. Бумедьен поддерживал Полисарио и признал его освободительным движением.

Фантастическое начало в системе художественного мира Воннегута

на положении «крраховцев» — работников Корпуса Реконструкции и Ремонта или же солдат.

Именно в этом романе читатель впервые знакомится с забавным персонажем, автором

Анастасьев Н. «У слов долгое эхо»: постмодернизм — концепция и реальность. /

Художественное воплощение национального характера...

Автор «Глухого Вилюя» подчёркивает глубокую веру народа саха в силу слова. Так, долгие зимние вечера якуты проводили время у камина, слушая песни

Нередко ведутся споры между «отцами» и «детьми», в том числе и о назначении человека, смысле жизни, о результатах труда.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

«Они живут плодами своего труда», - записал русский паломник, - Киккский

И одному только человеку и созданной им религии, роскошной как ночи и вечера Востока, и пламенной как

5. Каганович С.Л. (зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского...

К вопросу «нового» видения сущности терроризма и личности...

При исследовании такого явления как терроризм автор ссылался не только на научные труды признанных мировых ученых юристов, философов и

Библиографическое описание: Середнев В. А. К вопросу «нового» видения сущности терроризма и личности террориста.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Автор: Курмангалиева Меруерт Санатовна.

Во многих русских документах содержатся ясные указания на мусульманский облик народа в XVI-XVIII вв. и сегодня базовыми в познании суфийского мира считаются труды: Ибн Рузбихана, Балазури, Табари, Яссави, Баласагуни...

Идейно-художественное осмысление романа Василия Гроссмана...

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи». Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Похожие статьи

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

На страницах романа «Долгие ночи» ожили новые герои, о которых в свое время знали во всей Европе, военачальники и мыслители.

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи».

Начало борьбы за независимость в Западной Сахаре (1936–1975 гг.)

Западная Сахара имеет долгую колониальную историю.

9000 испанских солдат, при поддержке авиации, начали наступление от Эль-Аюна и Вилья-Бенс (Тарфая) на

С лета 1975 г. президент Х. Бумедьен поддерживал Полисарио и признал его освободительным движением.

Фантастическое начало в системе художественного мира Воннегута

на положении «крраховцев» — работников Корпуса Реконструкции и Ремонта или же солдат.

Именно в этом романе читатель впервые знакомится с забавным персонажем, автором

Анастасьев Н. «У слов долгое эхо»: постмодернизм — концепция и реальность. /

Художественное воплощение национального характера...

Автор «Глухого Вилюя» подчёркивает глубокую веру народа саха в силу слова. Так, долгие зимние вечера якуты проводили время у камина, слушая песни

Нередко ведутся споры между «отцами» и «детьми», в том числе и о назначении человека, смысле жизни, о результатах труда.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

«Они живут плодами своего труда», - записал русский паломник, - Киккский

И одному только человеку и созданной им религии, роскошной как ночи и вечера Востока, и пламенной как

5. Каганович С.Л. (зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского...

К вопросу «нового» видения сущности терроризма и личности...

При исследовании такого явления как терроризм автор ссылался не только на научные труды признанных мировых ученых юристов, философов и

Библиографическое описание: Середнев В. А. К вопросу «нового» видения сущности терроризма и личности террориста.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Автор: Курмангалиева Меруерт Санатовна.

Во многих русских документах содержатся ясные указания на мусульманский облик народа в XVI-XVIII вв. и сегодня базовыми в познании суфийского мира считаются труды: Ибн Рузбихана, Балазури, Табари, Яссави, Баласагуни...

Идейно-художественное осмысление романа Василия Гроссмана...

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи». Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Задать вопрос