Проблемы совершенствования инновационного образования и технологии его реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дарибаева, Р. Д. Проблемы совершенствования инновационного образования и технологии его реализации / Р. Д. Дарибаева, К. К. Толегенова, А. Р. Тургантаева, Г. Ж. Назанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 556-558. — URL: https://moluch.ru/archive/147/39798/ (дата обращения: 24.04.2024).



Keywords: innovation, technology, dynamics, law, plans, programs, tendency, prognosis, priority, methods, scientific research

Для активизации инновационной деятельности в системе образования давно назрела необходимость создания отраслевой инновационной системы со своей спецификой, своим набором приоритетов и механизмов их реализации. Она должна стать неотъемлемой частью национальной инновационной системы.

В нашем понимании инновационная система в системе образования представляет собой совокупность взаимосвязанных научно-исследовательских и образовательных организаций (вуз, факультет, кафедра), организаций инфраструктуры, осуществляющих законченный комплекс работ в рамках инновационного цикла «выявление или формирование спроса на новую образовательную продукцию (услугу) — разработка научно-технической продукции — внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности в образовательную практику».

Основными элементами инновационной системы должны быть: среднесрочное и долгосрочное прогнозирование научно-технологического и инновационного развития образования с учетом прогнозов развития технологически сопряженных отраслей экономики; формирование перечня инновационных приоритетов в образовании; развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и распространение научно-технических достижений вузов и академических институтов; формирование организационно-экономического механизма реализации приоритетов инновационного развития образования (республиканские и отраслевые целевые инновационные программы, бюджетные и внебюджетные инновационные фонды, кредитование инновационных проектов и др.).

Основное требование к инновационной системе должно заключаться в обеспечении целостности и непрерывности инновационных процессов в образовании.

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения студента к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыт осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыт творческойдеятельности — в форме принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентации.

Выше указанные элементы образуют целостную систему и связаны между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к последующему.

Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм). Рассматривая инновационный цикл как динамический процесс, представляется правомерным учитывать качество профессионального образования и размер средств, направляемых на науку и подготовку кадров, как самостоятельное и определяющее звено этого цикла. Недооценка роли науки и инноваций в системе профессионального образования в Казахстане уже дала свои негативные результаты, что отразилось на падении интеллектуального потенциала нации.

Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв между потребностями производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания профессионального образования, требований к его качеству, должно коррелировать с темпами НТП. Данное обстоятельство требует переориентации системы профессионального образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, профессионального образования и школ. Все большее внимание должно уделяться в сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение действовать условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрализации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности.

Интеграция учебной, научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере профессионального образования осуществляется:

а) путем участия преподавателей, студентов в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

б) через систему стажировок преподавателей в научных и инновационно-активных организациях;

в) путем создания сети учебно-научных центров и учебно-инновационных комплексов на базе образовательных учреждений, научных организаций и научно-производственных объединений;

г) через создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, инновационно-технологических центров) при высших учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

д) путем использования и передачи научных знаний в образовательном процессе, издания учебников и учебных пособий на основе новых методик обучения;

е) путем привлечения преподавателей, сотрудников и студентов к участию в научных конкурсах и конференциях, инновационных выставках.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, инноваций и экономики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. В смене поколений образовательных технологий, содержания, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новых результатов НИР и замещения базисных инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики профессионального образования. Основными направлениями внедрения результатов НИР в сфере профессионального образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе со студентами. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи студентам совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество профессионального образования.

Важными факторами активизации научно-исследовательской деятельности студентов и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов. Так, государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров предполагает в качестве обязательного компонента системы профессиональной подготовки научно-исследовательскую работу студента-бакалавра и студента-магистранта и подготовку выпускных работ, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности и владения методами научного исследования в предметной области знаний выражено и в стандартах профессионального образования.

Решение задачи формирования экономики, основанной на знаниях, немыслимо без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. В этой связи следует указать на необходимость формирования инновационной системы в сфере образования в качестве неотъемлемой части национальной инновационной системы. Инновационная система в сфере образования должна осуществлять законченный цикл работ «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — внедрение научных (научно-технических) результатов». Объектами внедрения научных (научно-технических) результатов в первую очередь должны выступать факультеты и кафедры.

Для формирования инновационной системы в сфере образования необходимо внесение поправки в законы «О науке», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», закрепляющие за научными и образовательными организациями обязательное осуществление инновационной деятельности.

Решение задачи повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации требует надлежащего и сбалансированного финансового обеспечения научной, инновационной и образовательной деятельности. При разработке стратегических планов инновационного развития высшей школы необходимо учитывать следующее условие: темпы роста затрат на науку и высшее образование должны превышать темпы роста числа студентов и соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук, поскольку процесс получения и усвоения новых знаний на современном этапе научно-технологического развития становится все более дорогостоящим по причине расширения состава, сложности и масштабности решаемых научных и научно-технических проблем, неуклонного повышения новизны и научно-технического уровня ожидаемых научных результатов, использования в больших масштабах уникального и дорогостоящего оборудования и приборов.

Литература:

1 Абдирайымова Г. С. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Г. С. Абдирайымова. — Алматы: Қазақ ун-тi, 2003. — 109 с.

2 Агафонов А. Н. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / А. Н. Агафонов,К. Н. Менлибаев. — Караганда: Изд-во Кар ГУ, 2003. — 380 с.

3 П. Д. Павленок, М. Я. Руднева Технологий социальной работы с различными группами население Учеб.пособие / Под.ред П. Д. Павленка — М, ИНФРА-М 2011.-267с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионального образования, инновационной системы, инновационной деятельности, сфере профессионального образования, качество профессионального образования, национальной инновационной системы, инновационного развития образования, формирования инновационной системы, сфере образования, системе образования, активизации инновационной деятельности, системы профессионального образования, системе профессионального образования, содержания профессионального образования, инновационной системы должны, инфраструктуры инновационной деятельности, структуры профессионального образования, отраслевой инновационной системы, совершенствования инновационного образования, дополнительного профессионального образования.


Ключевые слова

инновация, методы, научное исследование, технологии, динамика, закон, планы, программы, тенденция, прогноз, приоритет, Innovation, tendency, methods, technology, scientific research, dynamics, law, plans, programs, prognosis, priority

Похожие статьи

Задать вопрос