Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 886 раз

Библиографическое описание:

Якунькова, А. В. Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества / А. В. Якунькова, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 564-567. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39899/ (дата обращения: 23.04.2024).



Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества

Якунькова Альбина Васильевна, студент;

Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.

Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество

Современная семья представляет собой сложную устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Исследователем С.В. Мельниковой семейное воспитание рассматривается как «целенаправленное, сознательное воздействие, осуществляемое родителями с целью формирования определенных качеств и умений» [3]. Однако воспитание в семье не лишено и родительских стереотипов, с помощью которых взрослые прививают ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Время позволило выявить слабые места в педагогическом руководстве семейным воспитанием, основными из которых являются: «недостаточное внимание со стороны администрации школ по вопросам управления взаимодействием триады «школа-ребенок-семья»; несовершенство теоретической, методической и практической подготовленности некоторой части педагогов, особенно молодых, к обеспечению позитивным процессом воспитания школьников в семье; недостаточная эффективность педагогической компетентности родителей к воспитанию детей в семье; низкая согласованность коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями; недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка» [1, С. 203-204].

Несомненно, семья занимает ведущее место в формировании личности.Через изучение характера взаимоотношений, складывающихся в семье, анализ сферы материально-бытовых и иных условий жизни детей можно получить возможность не только выявлять те или иные факторы, обуславливающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном счете, противоправное поведение подростков, но и проследить процесс их зарождения, увидеть причины и механизм их функционирования. Именно традиции, семейный уклад жизни, формирование ценностей семьи и ответственного родительства позволяют формировать личность подростка [2]. Поскольку семья – это социальная группа, то она в силу ряда определенных социальных факторов, причин или нарушения нормального функционирования, а также под воздействием различных условий, способствующих развитию патологических состояний, может стать группой социального риска. Семья «группы риска» - это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психолого-педагогических, социально-демографических и иных факторов не имеющая возможности создать надлежащие условия жизни и воспитания детей и нуждающаяся в социальной помощи и поддержке для более успешного выполнения своих основных функций по содержанию и воспитанию детей [4]. Иными словами, семьи «группы риска» - это семьи, которым в одиночку практически невозможно преодолеть трудности, возникшие в их жизни, что, в результате, может привести их к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров, к потере ими социальной значимости, духовного и морального облика. Все это, несомненно, оказывает негативное влияние на развитие личности детей, которому, в большей степени, подвержены именно дети подросткового возраста, как лакмусовая бумага впитывающие в себя все пороки семейного неблагополучия.

Подростковый возраст – это долгий и довольно сложный переходной период возрастного развития, в котором происходит ряд психофизических изменений, связанных с половым созреванием ребенка и вхождением его во взрослую жизнь. Наибольшая сeнзитивность пубертатного периода заключается в формировании различных качественных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Подобная перестройка организма напрямую влияет на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды, что, в сою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка в целом. Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблемы девиантного поведения, отмечали, что одним из основных факторов, непосредственно влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений со своими родителями в детском возрасте. Ведь именно семья с давних времен рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ведущую роль в формировании личностных черт, нравственных мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче норм, ценностей и веры, свойственных данной культуре. Так, К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью, при которойребенок лишается уверенности в своей значимости и ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Э. Эриксон в своих исследованиях установил прямую зависимость личностных особенностей ребенка и особенностей характера от особенностей его взаимоотношений с родителями на разных стадиях возрастного развития. В подростковом возрасте, выработанные на ранних стадиях положительные качества, значительно увеличивают шансы на успешную и гармоничную психосоциальную идентификацию. У стыдливого недоверчивого и неуверенного в себе подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают существенные трудности с идентификацией. В свою очередь, А. Адлер, понимая невроз как нарушенный стиль жизни, считал одной из основополагающих причин его формирования неправильное воспитание ребенка в семье. Поэтому, можно сказать о том, что именно семья, в большинстве случаев, оказывает отрицательное и десоциализирующее влияние на развитие и формирование личности ребенка, проявляющееся в виде разного рода ранних нарушений индивидуального, личностного развития и поведенческих отклонений. Не удивителен и тот факт, что в семьях, где преобладает напряженная и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств и эмоций детей. Дети, не испытывающие любви и заботы в семье по отношению к себе, в свою очередь, не имеют возможности и не умеют адекватно проявлять эти чувства. Наиболее пагубное влияние на ребенка оказывает ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимные обиды и безразличие родителей. Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. Следствием семейного воспитания в семьях «группы риска»зачастую становится ярко выраженный эгоизм детей, нетерпимость, заносчивость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска», а так же с целью изучения личностных особенностей детей, воспитывающихся в этих семьях, нами было проведено диагностическое исследование. Экспериментальной базой исследования являлась одна из общеобразовательных школ Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся восьмых, девятых классов в количестве 52 человек. Общее количество обследуемых подростков мы условно разделили на две основные группы. Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа). Это многодетные, неполные и малообеспеченные семьи. Возраст участников эксперимента варьировался от 14 до 15 лет. Основным диагностическим инструментарием являлись: методика «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), методика диагностики социально-психологической адаптации личности (К. Роджерс и Р. Даймонд). Обобщив и систематизировав результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы по методике «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте», можно сделать вывод о том, что 8 человек, а это 40% от общего количества подростков данной группы, не чувствуют принятия со стороны родителей. В свою очередь, 9 подростков (45%) ощущают эмоциональную дистанцию со стороны родителей. У 12 исследуемых подростков (60%) в семье происходят частые и интенсивные конфликты. Вместе с тем, со стороны родителей 10 подросткам (50%) предоставляется чрезмерная автономность в действиях и поступках, а в семьях 7 подростков (35%), наоборот, царит полнота и непререкаемость власти родителей. Результаты 11 подростков (55%) свидетельствуют о низком качестве удовлетворения родителями материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и информации. Таким образом, больше половины подростков экспериментальной группы, а это 12 человек (60%) не удовлетворены отношениями с родителями.

В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы показали, что 4 подростка (18%) не чувствуют принятия со стороны родителей, 5 подростков (22%) со стороны родителей ощущают эмоциональную дистанцию. У 8 исследуемых подростков (36%) в семьях происходят частые и интенсивные конфликты. Чрезмерная автономность в действиях и поступках предоставляется в семьях 7 подросткам (32%), а в семьях 3 подростков (14%), наоборот, царит полнота и непререкаемость власти родителей. О низком качестве удовлетворения родителями материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и информации свидетельствуют результаты 4 подростков (18%). И только 3 подростка (14%) из общего числа контрольной группы в полной мере не удовлетворены отношениями с родителями.

Вместе с тем, проанализировав и обобщив результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы по методике самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), можно сделать вывод о том, что 7 подростков (35%) имеют высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Эти дети боятся трудностей, неудач, неуверенные в себе, зависимые от мнения группы, ранимые, чувствительны к мнению окружающих, сдержаны, не агрессивны, ригидны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, боятся резких изменений в учебе и семье. Вместе с тем, 8 подростков (40%) имеют средний уровень тревожности, средний уровень самооценки, агрессивны, несдержанные, импульсивные, не способны контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение в целом. Результаты 5 подростков (25%) свидетельствуют о том, что они обладают нормальным, допустимым уровнем тревожности, адекватной для данного возраста самооценкой, сдержаны, умеют контролировать свое поведение, жизнерадостные, добросовестные и ответственные. Легко переключаются с одной деятельности на другую, не боятся перемен. В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы свидетельствуют о том, что большая часть участников данной группы, а именно 13 подростков (60%) обладают адекватной для данного возраста самооценкой, нормальным, допустимым уровнем тревожности, сдержаны, не агрессивны, умеют контролировать проявление эмоциональных реакций и свое поведение в целом, жизнерадостные, активные, добросовестные и ответственные. Легко переключаются с одной деятельности на другую, не боятся перемен. Вместе с тем, 6 подростков (28%) имеют средний уровень тревожности, высокий уровень самооценки, агрессивны, несдержанные, импульсивные, не способны контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение, задиристы и непослушны. Результаты же 3 подростков (14%) свидетельствуют о том, что эти дети имеют высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Эти дети боятся трудностей, неудач, неуверенные в себе, зависимые от мнения группы, ранимые, чувствительны к мнению окружающих, сдержаны, не агрессивны, ригидны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, боятся резких изменений в учебе и семье.

Обобщая и систематизируя результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы подростков по методике определения социально-психологической адаптации личности, можно сказать о том, что 9 подростков (45%) имеют низкий уровень адаптивности; 8 подростков (40%) имеют низкий уровень приятия себя и других; 9 подростков (45%) не испытывают эмоционального комфорта при нахождении в коллективе; 10 подростков (50%) имеют низкий уровень внутреннего контроля; у 9 подростов (45%) низкий уровень внешнего контроля; 7 подростков (35%) имеют низкий уровень стремления к доминированию; у 9 (45%) подростков проявляется высокий уровень ведомости; у 7 подростков (35%) проявляется стремление к эскапизму (уход от проблем). В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы свидетельствуют о том, что 5 подростков (22%) имеют низкий уровень адаптивности, 4 подростка (18%) имеют низкий уровень приятия себя и других; 3 подростка (14%) не испытывают эмоционального комфорта при нахождении в коллективе. Вместе с тем, 6 подростков данной группы (28%) имеют низкий уровень внутреннего контроля, а 4 подростка (18%) имеют низкий уровень внешнего контроля; 4 подростка (18%) имеют низкий уровень стремления к доминированию; у 2 (10%) подростков проявляется высокий уровень ведомости; у 5 подростков (22%) проявляется стремление к эскапизму (уход от проблем). Опираясь на представленные выше результаты диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что подросткам, чье воспитание осуществляется в семьях «группы риска», в сравнении с подростками из благополучных семей, в большей степени свойственны такие личностные качества, как высокий уровень тревожности, низкая самооценка, ригидность, неуверенность в себе, чрезмерная уступчивость и угодливость, чувствительность и зависимость от мнения окружающих. Воспитываясь в обстановке постоянных конфликтов родителей, эмоционального напряжения и отвержения, подростки становятся агрессивными, вспыльчивыми, импульсивными, проявляют жесткость к другим детям и животным, проявляют неспособность контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение в целом. Они плохо адаптируются, боятся неудач и оскорблений, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что окружающая микросреда и психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера является неблагоприятной для гармоничного психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Вместе с тем, ребенок может стать носителем некого симптома, который в скрытой или явной форме присутствует в семье, что непременно скажется на свойствах его личности. Именно поэтому, с семьями «группы риска» необходимо осуществлять своевременную и комплексную профилактическую работу с целью нивелирования случаев семейного неблагополучия.

Литература:

  1. Акутина С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П. Акутина // Социосфера.- 2014.- « 1.- С. 203-206.
  2. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник .- 2009.- № 2.- С. 51-54.
  3. Мельникова С.В. Семья как институт социализации ребёнка. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 3. – С. 31-36.
  4. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 905 с.
Основные термины (генерируются автоматически): низкий уровень, «группы риска», высокий уровень, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, результаты подростков, стороны родителей, семей «группы риска», проявления эмоциональных реакций, обследования экспериментальной группы, ходе обследования экспериментальной, личности ребенка, семьях «группы, контрольной группы, низкий уровень адаптивности, семьях «группы риска», низкий уровень стремления, низкий уровень приятия, низкий уровень внешнего, формирование личности ребенка.


Ключевые слова

подростки, отклоняющееся поведение, современное общество, семьи «группы риска»

Похожие статьи

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний, а также сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

– Снижение уровня тревожности. – Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

Для снижения уровня тревожности с подростками контрольной группы проведена комплексная психологическая коррекция...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Тест выявляет уровень и характер тревожности

Высокий уровень директивности присущ 12 % (3 человека) учащихся, средний уровень директивности

Направленность на проявление своей власти над подростком, управление и своевременную коррекцию его поведения [2].

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

общий уровень жизнестойкости. 80,5. 48,1.

Воспитанники детского дома, имеющие значимых взрослых, характеризуются низким уровнем «Принятия риска», в отличие от воспитанников детского дома

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Для исследования в общем континууме обучающихся техникума выбраны испытуемые группы риска, имеющих высокий уровень социальных проблем, полярные по степени социальной адекватности поведения...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

...высокий уровень тревожности; низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное...

Похожие статьи

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний, а также сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

– Снижение уровня тревожности. – Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

Для снижения уровня тревожности с подростками контрольной группы проведена комплексная психологическая коррекция...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Тест выявляет уровень и характер тревожности

Высокий уровень директивности присущ 12 % (3 человека) учащихся, средний уровень директивности

Направленность на проявление своей власти над подростком, управление и своевременную коррекцию его поведения [2].

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

общий уровень жизнестойкости. 80,5. 48,1.

Воспитанники детского дома, имеющие значимых взрослых, характеризуются низким уровнем «Принятия риска», в отличие от воспитанников детского дома

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Для исследования в общем континууме обучающихся техникума выбраны испытуемые группы риска, имеющих высокий уровень социальных проблем, полярные по степени социальной адекватности поведения...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

...высокий уровень тревожности; низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное...

Задать вопрос