Современные представления о структуре немоторных симптомов при болезни Паркинсона и их взаимосвязи с основными характеристиками заболевания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гельпей, М. А. Современные представления о структуре немоторных симптомов при болезни Паркинсона и их взаимосвязи с основными характеристиками заболевания / М. А. Гельпей, З. А. Гончарова, Е. А. Рабаданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39867/ (дата обращения: 23.04.2024).



Основные клинические проявления болезни Паркинсона (БП) хорошо изучены, однако, эволюция клинической картины заболевания по мере его прогрессирования требует дальнейшего изучения. Цели исследования: изучение структуры и частоты немоторных симптомов (НМС), сравнение выраженности НМС при БП с выраженностью схожих симптомов при естественном старении, изучение качества жизни (КЖ) пациентов с оценкой влияния НМС и моторных симптомов на данный критерий. Материалы и методы. В исследование включены 79 пациентов с БП и 25 пациентов без нейродегенеративной патологии (контрольная группа). Степень тяжести двигательных расстройств оценивалась с помощью шкалы UPDRS. Для выявления и оценки выраженности НМС использовался опросник NMSS. Оценку КЖ пациентов проводили при помощи анкеты PDQ-39. Результаты. Выявлено значительное различие между выраженностью НМС у пациентов с БП и в контрольной группе. Выраженность НМС достоверно коррелировала со стадией заболевания, продолжительностью болезни, с выраженностью моторных проявлений. Заключение. НМС достоверно влияют на КЖ, их выраженность и структура значительно изменяется от ранней к поздней стадии БП, и они являются следствием нейродегенеративного процесса, присущего БП, а не процессов естественного старения.

Ключевые слова: болезнь Паркинсона, немоторные симптомы, качество жизни

1. Введение. Болезнь Паркинсона (БП) — неуклонно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, в основе которого лежит преимущественное поражение дофаминергических нейронов черной субстанции (ЧС), проявляющееся сочетанием гипокинезии с мышечной ригидностью, дрожанием, постуральной неустойчивостью, а также широким спектром немоторных проявлений [1].

По данным литературы, немоторные симптомы (НМС) выявляются у 70–100 % пациентов с БП [2]. Установлено, что клинические проявления болезни Паркинсона многообразны и включают в себя вегетативные, сенсорные и нервно-психические расстройства. В настоящее время этот спектр немоторных проявлений рассматривается как предиктор БП, опережающий двигательные симптомы более чем на 10–20 лет [3].

На поздних стадиях диагностика БП не вызывает трудностей не только для неврологов, но и для врачей других специальностей. В настоящее время серьезной проблемой остается диагностика заболевания на ранних стадиях, когда моторный дефект выражен минимально, а лечение патологии наиболее эффективно. По данным эпидемиологического исследования Гончаровой З. А. (2014 г.) в г. Ростове-на-Дону на I стадию приходится всего 8,1 % из всех пациентов. В то же время на II стадии на учете состоит 41,6 % пациентов, на III — 40,37 %. Такой низкий эпидемиологический показатель частоты встречаемости I стадии БП авторы связывают с недостаточной диагностикой данного заболевания на ранней стадии [4].

Таким образом, в настоящее время обсуждается роль НМС в качестве маркеров групп риска по БП, а в дальнейшем их использование для оценки и прогноза развития заболевания.

Согласно исследованию Рабадановой Е. А. НМС являются облигатным проявлением в клинической картине БП, существенно влияющими на КЖ больных. Кроме того, выраженность НМС достоверно связана со стадией и двигательными проявлениями БП [5].

Однако, данные о структуре и выраженности НМС на различных стадиях БП и их взаимосвязи с моторными нарушениями и продолжительностью заболевания весьма противоречивы. Таким образом, более подробное исследование данных характеристик будет способствовать выявлению и изучению немоторных фенотипов заболевания.

По мере прогрессирования болезни, в клинической картине большее значение приобретают немоторные проявления, которые могут сильнее влиять на качество жизни (КЖ) больных, чем классические моторные симптомы БП [6]. В последнее время много внимания уделяется оценке влияния заболеваний на КЖ пациентов, так как в основе использования критерия КЖ лежит концепция целостного подхода к пациенту, рассматривающая больного не только через призму основных клинических проявлений, но и включающая различные аспекты его состояния как личности [7]. Поэтому изучение структуры и частоты НМС при БП является актуальной и социально значимой проблемой.

2. Материал иметоды. Исследование проводилось на базе неврологического отделения клиники ГБОУ ВПО РостГМУ в период с ноября 2014 года по ноябрь 2016. При выполнении работы использовались данные анамнеза, медицинской документации, полного неврологического осмотра, инструментального обследования и оценки по специализированным шкалам 79 пациентов с БП (28 мужчин, 51 женщина). Критериями включения в исследование были: соответствие диагноза БП критериям Британского банка мозга. Критериями исключения были: вторичный паркинсонизм, паркинсонизм-плюс, деменция. Степень тяжести двигательных расстройств оценивалась с помощью Унифицированной рейтинговой шкалы болезни Паркинсона (UPDRS). Для выявления и оценки выраженности НМС использовались специальные шкалы, созданные Европейской Ассоциацией Болезни Паркинсона: опросник НМС (Non-motor symptoms survey (NMSS)) и анкета НМС (PD NMS Questionnaire). Оценку КЖ пациентов проводили при помощи валидизированной по отношению к БП анкеты PDQ-39, в которой максимум 100 баллов указывает на очень низкое КЖ.

Для отграничения специфических нарушений, связанных с естественными процессами старения, от НМС при БП в качестве группы контроля было обследовано 25 (8 мужчин, 17 женщин) пациентов в возрасте от 49 до 83 лет (средний возраст — 61,3±9,2 года), находящихся на лечении в неврологическом отделении по поводу цереброваскулярных нарушений, остеохондроза позвоночника. Критерием исключения были нейродегенеративные заболевания. Пациенты контрольной группы были сопоставимы по полу и возрасту с основной группой.

Статистическая обработка осуществлялась с использованием программ Microsoft Office Exсel 2007 (Microsoft Corp., США) и Statistica 10.0.

3. Результаты. Ванализируемой нами выборке средний возраст составил 62,2±8,8 года, стадия по Хен-Яру в среднем составила — 2,0±0,5. Дебют заболевания наблюдался в среднем в 58,1±9,7 года. Длительность заболевания была от 0,5 до 15 лет, средняя длительность заболевания — 5,1±4,7 лет. Анализ распределения пациентов в зависимости от клинической формы БП показал значительное преобладание в исследуемой выборке ригидно-дрожательной формы заболевания (67 % случаев).

НМС выявлены нами у всех пациентов в исследуемой группе. Самыми часто встречающимися из них были: утомляемость — 70 %; запоры, нарушение мочеиспускания выявлены у 52 % опрошенных; тревожность, когнитивные нарушения, тахикардия — 51 %; сухость во рту, депрессия, парастезии — 48 %; диссомния — 47 % (табл. 1). В исследуемой когорте все пациенты имели более одного НМС, а у 62 % (49 пациентов) — была выявлена комбинация более 10 симптомов.

Таблица 1

Частота встречаемости НМС висследуемой выборке (n=79)

НМС

Частота встречаемости

НМС

Частота встречаемости

Утомляемость

70 %

Кардиалгия

41 %

Запоры

52 %

Сонливость

41 %

Нарушение мочеиспускания

52 %

Отеки ног

39 %

Тахикардия

51 %

Раздражительность

39 %

Тревога

51 %

Ощущение жара

38 %

Когнитивные нарушения

51 %

Брадифрения

35 %

Сухость во рту

48 %

Гиперсаливация

34 %

Депрессия

48 %

Диспноэ

34 %

Парастезии

48 %

Симптом беспокойных ног

34 %

Инсомния

47 %

Ортостатическая гипотензия

28 %

Боль

46 %

Аносмия

27 %

Гипергидроз

43 %

Приливы

25 %

Покраснение лица

43 %

Панические атаки

19 %

Выраженность НМС (по шкале NMSS) и двигательных нарушений (по 3 части шкалы UPDRS) достоверно коррелировали со стадией заболевания (r=0,35 и r=0,61 соответственно, p≤0,05). При исследовании зависимости формы БП и выраженности НМС было выявлено, что при ригидно-дрожательной форме отмечаются более высокие баллы по шкале NMSS — 58,5, чем при акинетико-ригидной — 51,3 баллов. Выявлена связь между продолжительностью болезни и выраженностью НМС (r=0,32, p≤0,05). Кроме того, выраженность НМС достоверно коррелировала с баллами по шкале UPDRS (r=0,51, p≤0,05). Между тем, значительной корреляции выраженности НМС с возрастом и полом пациентов не было выявлено.

Было выявлено значительное различие между выраженностью НМС у пациентов с БП и лиц в контрольной группе. Показатели выраженности НМС при БП составили 41,5 баллов, выраженность симптомов в контрольной группе — 16.

Анализ зависимости КЖ и стадии заболевания показал, что с увеличением стадии КЖ пациентов снижается. Выявлена достоверная зависимость показателя КЖ пациентов от НМС и от моторных проявлений заболевания (r=0,54, r=0,51 соответственно, p≤0,05).

4. Заключение. Таким образом, немоторные нарушения отличаются большим разнообразием проявлений и сочетаний, и их структура значительно изменяется от ранней к поздней стадии БП. Наличие НМС является облигатным признаком БП. Хотя структура недвигательных проявлений заболевания не является специфичной, обращает на себя внимание сочетание у большинства пациентов более 10 различных немоторных симптомов, что не встречается при естественном старении. НМС достоверно влияют на КЖ, в значительной степени инвалидизируют больных.

В литературе обсуждается возможность связи НМС при БП с процессами естественного старения. Анализ полученных данных показал отсутствие зависимости изученных НМС от возраста и пола пациентов и достоверное различие выраженности симптомов в основной и контрольной группах, что подтверждает имеющиеся сведения о том, что НМС являются следствием нейродегенеративного процесса, присущего БП.

Литература:

1. Левин О. С., Федорова Н. В. Болезнь Паркинсона. — М.: МЕДпресс-информ, 2012. — 352 с.

2. Global Parkinson’s Disease Survey Steering Committee. Factors impacting on quality of life in Parkinson’s disease. // Mov Disord. — 2002. — № 17 (1). — Р. 60–67.

3. Черникова И. В., Гончарова З. А., Хадзиева Х. И., Рабаданова Е. А. Клинические предикторы болезни Паркинсона. // Кубанский научный медицинский вестник. — 2015. — № 3 (152). — С. 134–139.

4. Гончарова З. А., Черникова И. В., Рабаданова Е. А., Хадзиева Х. И. Современные аспекты эпидемиологии и ранней диагностики болезни Паркинсона. // Медицинский вестник юга России. — 2014. — № 3. — С. 15–21.

5. Рабаданова Е. А., Гельпей М. А., Гончарова З. А. Немоторные симптомы болезни Паркинсона, их структура и влияние на качество жизни пациентов. // Практическая медицина. — 2015. — № 5 (90). — С. 111–115.

6. Chaudhuri KR, et al. The nondeclaration of nonmotor symptoms of Parkinson's disease to health care professionals: an international study using the nonmotor symptoms questionnaire. // Mov Disord. — 2010. — № 25 (6). P. 704–709.

7. Титова Н. В., Катунина Е. А. Современные возможности улучшения качества жизни пациентов на поздних стадиях болезни Паркинсона. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2015. — № 3. С. 94–99.

Основные термины (генерируются автоматически): выраженности НМС, болезни Паркинсона, стадии БП, выраженностью НМС, КЖ пациентов, оценки выраженности НМС, поздней стадии БП, присущего БП, выраженность НМС, Выраженность НМС, формы БП, сравнение выраженности НМС, стадии БП авторы, клинической картине БП, оценкой влияния НМС, стадиях диагностика БП, Оценку КЖ пациентов, двигательными проявлениями БП, стадиях БП, предиктор БП.


Ключевые слова

качество жизни, болезнь Паркинсона, немоторные симптомы

Похожие статьи

Задать вопрос