Международно-правовое регулирование деятельности СМИ в условиях информационных войн | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 1497 раз

Библиографическое описание:

Дорошенко, М. Н. Международно-правовое регулирование деятельности СМИ в условиях информационных войн / М. Н. Дорошенко, Д. М. Казарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39600/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрена проблема международно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в условиях ведения «информационных войн» начала XXI века. Приведены научно обоснованные методы повышения юридической ответственности СМИ в этих условиях.

Ключевые слова: международно-правовое регулирование, средства массовой информации, информационная война, информационное оружие

Рубеж XX-XXI вв. — это период становления информационного общества. Научно-техническая революция, обеспечившая прорыв в развитии информационно-коммуникационных технологий, изменила не только социально-экономические условия жизни, но и сформировала особую глобальную информационную среду.

Однако глобализация мирового пространства привела не только к цивилизационным прорывам, но и усугубила многие противоречия между отдельными государствами, переводя их и в виртуальное пространство.

«Информационное противостояние определяется следующими состояниями:

– поведение сражающихся субъектов определяется имеющимися у них моделями мира, области интересов;

– используются специфические методы ведения противостояния, основанные на использовании знаний и информации;

– средство ведения войны — информационный поток;

– применяется информационное оружие;

– борьба осуществляется исключительно путем целенаправленного информационного воздействия на субъектов» [4, с. 49].

История человечества на всем своем протяжении сопровождалась войнами. Две мировые войны XX века, сменились десятилетиями холодной войны и экономического противостояния 90-х гг. Начало XXI века стало временем подготовки к полномасштабным информационным войнам.

«Информационная война — действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации» [9, с. 298].

«Целью информационного противоборства выступает психологическое состояние человека, общества. Можно говорить о победе, если эти системы (люди, общество), на которые направлено разрушение, стали реагировать на созданную противником модель, сделались зависимыми от такой модели и пытаются исправить ситуацию, бросая на это огромные силы» [4, с.53]. По характеру воздействия это можно сравнить с Третьей мировой войной.

Сегодня информационные войны преследуют как политические, так и экономические цели: дискредитация политического режима или государственного деятеля, дестабилизация общественной жизни, оказание идеологического влияния на сознание людей, изменение ценностных ориентаций определенных социальных групп, завоевание рынков сбыта, оказание влияние на стабильность финансовой сферы и т. д. через распространение дезинформации о событиях в стране и за рубежом, освещение деятельности государственных органов и отдельных политиков.

Статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) дает исчерпывающее определение понятию информационные технологии — «…это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [7, ст.2].

Анализ современной военно-политической ситуации показывает, что данные технологии, созданные для обеспечения развития общества, в настоящее время становятся одним из самых опасных видов вооружения.

«Информационное оружие — средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывание из них необходимой информации после преодоления систем защиты, негативного воздействия на интересы личности, общества и государства в информационном пространстве, а также разрушения информационной и коммуникационной структуры государства» [9, с.301].

С началом массового внедрения информационно-коммуникационных технологий и использованием информационного оружия меняется цель ведения войны: от физического уничтожения врага к управлению его сознанием, а значит, изменению мировоззрения, внутренних стимулов и ценностей, психологическому манипулированию его поведением, что, несомненно, является нарушением права на неприкосновенность личности.

В последние годы отмечается повышение агрессивности применения методов информационных войн в отношении Российской Федерации и ее партнеров со стороны США и стран НАТО. Особенно явно это проявлялось в период обострения международных противоречий или нарастания внутриполитических проблем в западных странах: грузино-южно-осетинского конфликта 2008 г., присоединения Крыма 2014 г., гражданской война в Сирии, Конго, Судане, Украине, президентской гонки в США и др.

Анализ этих событий показывает актуальность проблемы изучения феномена информационных войн и определения механизмов международно-правового регулирования деятельности государственных и частных СМИ с учетом реализации права человека на свободный доступ к информации.

Право на информацию является одним из базовых прав человека и гражданина. Впервые оно было отражено во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В статье 2 указывается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения...» [1, ст.2].

Статья 19 непосредственно провозглашает право на информацию «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [1, ст.19].

При этом статья 30 подчеркивает, что «ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации» [1, ст.30].

Логическим продолжением этого документа стала разработка Конвенции о защите прав человека и основных свобод (04 ноября 1950 г.), статья 10, которой подчеркивает, что «Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ» [5, с.10].

Информационные права и свободы были подтверждены Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Важным этапом в осуществлении норм международной защиты информационного права личности стала разработка Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, утвержденная Резолюцией 4/9.1/3 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 28 ноября 1978 года.

В статье 1 указывается, что «укрепление мира и международного взаимопонимания, развития прав человека и борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне нуждается в свободном, более широком и более сбалансированном распространении информации. В этих целях средства массовой информации должны внести вклад первостепенной важности» [2, ст.1].

Резолюция отмечает, что доступ к информации должен гарантироваться разнообразием источников, позволяя, таким образом, каждому человеку убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события. Главную задачу СМИ авторы видят в их содействии в ослаблении международной напряженности и мирному урегулированию международных споров. Средства массовой информации, должны обеспечивать правдивость информации, исключать использование ложных фактов как средства формирования общественного мнения и оправдания агрессивной политики правительств отдельных государств.

Российская правовая система также уделяет особое внимание механизму реализации информационных прав граждан РФ. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19 Конституции РФ). Важен тот факт, что в соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [6, ст.46 ч.3].

Вышеприведенный перечень информационных правовых норм подразумевает обеспечение гарантий по защите личности, общества и государства от воздействия ложной, вредной информации и дезинформации и установление юридической ответственности в информационной сфере.

Информационное право получило свое развитие в условиях разработки и принятия новой редакции Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646). Одной из составляющих национальной безопасности является «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире; содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве» [3, с.8].

При этом Доктрина определяет приоритеты государственной деятельности в сфере информационной безопасности: «стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий; нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества; создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве; продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере» [3, с.21].

Таким образом, основными направлениями деятельности Российской Федерации и всего мирового сообщества в области обеспечения информационной безопасности на сегодняшний момент являются:

– запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;

– расширение прав международных организаций (прежде всего, ООН) по контролю за содержанием и способами распространения информации, имеющей глобальное и региональное значение с целью определения достоверности ее источников, проведение заседаний Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН по предотвращению последствий информационных войн;

– активизация деятельности Европейского Суда по правам человека в области защиты права личности на получение достоверной информации, Гаагского международного трибунала и Управления Верховного комиссара и Совета ООН по правам человека по вопросам обеспечения национального суверенитета и репутации государства на международной арене;

– усиление юридической ответственности СМИ, печатных и телекоммуникационных, и отдельных журналистов, комментаторов, блоггеров и т. д. за распространение дезинформации.

Изучение международных и национальных нормативно-правовых актов доказывает, что для обеспечения базовых прав человека, в том числе права на объективную, достоверную информацию, мировым сообществом созданы необходимые юридические и организационные условия. Однако события последних лет убеждают нас в том, что для предотвращения глобальных проблем, угроза которых уже становится очевидной, требуется активизация усилий как со стороны отдельных лиц и организаций, так и со стороны государств.

Исторический опыт должен научить нас, что предотвращение войны, в том числе и информационной, недопущение превращения ее в мировую, единственно возможный цивилизационный путь развития человечества.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс] URL:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 26.12.2016).
  2. Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. [Электронный ресурс] URL:www.consultant.ru/view_base.php?id=85 (дата обращения 26.10.2016).
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL:https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения 07.12.2016).
  4. Жарова А. К. Сущность и структура информационного противоборства / А. К. Жарова // Государство и право. — 2009, № 2, С. 49.
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (04 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] URL:www.echr.ru/documents/doc/2440800–001.html (дата обращения: 26.12.2016).
  6. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 27.12.2016).
  7. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 61798/ (дата обращения 05.02.2017).
  8. Цой Л. Н. Информационная война как форма виртуального конфликта: проблема и терминология [Текст]/ Л. Н. Цой // Обеспечение общественной безопасности при активизации социально-политических процессов в современных условиях: материалы XVI международной научно-практической конференции (Москва, 27 ноября 2014 г.) — М.: Академия управления МВД России, 2014. — с.400–406.
  9. Якубенко Н. О. Информационное право [Электронный ресурс] URL: http://www. be5.biz/pravo/iyno/79.htm (дата обращения: 05.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, массовая информация, информационное оружие, война, достоверная информация, информационная безопасность, информация, свобода, информационная война, информационное пространство.


Похожие статьи

Государственная информационная политика как элемент...

информационная безопасность, информационное противоборство, государственная информационная политика, информационное оружие, информационная сфера, система, информация, Политический...

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

В данной статье рассматриваются различные аспекты войн нового поколения, в честности, информационно-сетевой механизм оккупации геополитического пространства с помощью сетевых войн. Рассматриваются примеры, аргументирующие авторский взгляд на проблематику.

Исторический аспект информационной борьбы | Статья...

Информационно-психологическая борьба велась во всех войнах и противостояниях человечества. Ее содержание в основном составляли действия противоположных сторон по распространению дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки...

Современные информационные войны и политика. Обзор

Данная статья посвящена изучению такого явления, как современная информационная война. Здесь вкратце освещена теоретическая часть этого понятия, а также содержится практический анализ феномена информационной войны на примере украинского конфликта.

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале...

В информационных войнах в социальных сетях используются те же методы, которые характерны для различных форм манипуляции сознанием. В первую очередь, это замалчивание или скрытие важной информации.

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

В современных условиях непрерывно развивающаяся техника неуклонно повышает объем и быстроту распространения информации. Совершенствуются возможности информационного охвата огромных масс людей в кратчайшие сроки.

Духовность — основа информационной безопасности

информационная безопасность, Узбекистан, национальная идея, информационная угроза, духовная безопасность, народ, информационное пространство, ценность, объективная информация, современное общество.

Роль информационных технологии в обеспечении безопасности...

национальная безопасность, информационная война, информационное пространство, информационная сфера, информационное противоборство, информационное оружие.

Информационная война в Интернете (на примере текстов...)

В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности...

Похожие статьи

Государственная информационная политика как элемент...

информационная безопасность, информационное противоборство, государственная информационная политика, информационное оружие, информационная сфера, система, информация, Политический...

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

В данной статье рассматриваются различные аспекты войн нового поколения, в честности, информационно-сетевой механизм оккупации геополитического пространства с помощью сетевых войн. Рассматриваются примеры, аргументирующие авторский взгляд на проблематику.

Исторический аспект информационной борьбы | Статья...

Информационно-психологическая борьба велась во всех войнах и противостояниях человечества. Ее содержание в основном составляли действия противоположных сторон по распространению дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки...

Современные информационные войны и политика. Обзор

Данная статья посвящена изучению такого явления, как современная информационная война. Здесь вкратце освещена теоретическая часть этого понятия, а также содержится практический анализ феномена информационной войны на примере украинского конфликта.

Информационная война в социальных сетях | Статья в журнале...

В информационных войнах в социальных сетях используются те же методы, которые характерны для различных форм манипуляции сознанием. В первую очередь, это замалчивание или скрытие важной информации.

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

В современных условиях непрерывно развивающаяся техника неуклонно повышает объем и быстроту распространения информации. Совершенствуются возможности информационного охвата огромных масс людей в кратчайшие сроки.

Духовность — основа информационной безопасности

информационная безопасность, Узбекистан, национальная идея, информационная угроза, духовная безопасность, народ, информационное пространство, ценность, объективная информация, современное общество.

Роль информационных технологии в обеспечении безопасности...

национальная безопасность, информационная война, информационное пространство, информационная сфера, информационное противоборство, информационное оружие.

Информационная война в Интернете (на примере текстов...)

В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности...

Задать вопрос