Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Разуваева, И. Ю. Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса / И. Ю. Разуваева, Е. Б. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 460-462. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39393/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: тревожность, студенты, самооценка, гандбол, образовательный процесс

Современное студенчество относится к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, формированием новых и профессионально-обусловленных межличностных отношений. Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить факторы, влияющие на эмоциональную неустойчивость и снижение уровня качества жизни. С одной стороны, это низкий уровень физической и психической культуры студентов, позволяющий преодолеть стрессовые ситуации, с другой, недостаточно педагогически и технологически адаптированная образовательная среда вуза (1).

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Активная познавательная деятельность учащихся и студентов часто сопровождается тревогой, так как ситуация зачета или экзамена всегда таит в себе неопределённость, а следовательно, и повод для тревоги. Ее влияние на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека.

В работе исследовалось тревожность у студентов первого курса и проведена коррекционная работа по снижению уровня тревожности, с помощью средств гандбола. На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих поступков. Часто формируется неадекватная идентичность; неспособность строить жизненные планы, избегание тесных межличностных отношений, выбор отрицательных образов для подражания.

В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как: 1) отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива. С его взаимопомощью и моральной поддержкой; 2) недостаточная психологическая подготовка к профессии; 3) неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; 4) недостаточно развито стремление к самообразованию.

На основе исследований с использованием опросника Дж.Тейлора выявлено, что из 20 обучающихся у двух она средняя (10 %) и у 18 низкая (90 %). Коэффициент вариации составил V = 26,7 %. Наиболее высокий ранг влияния выявлен у показателей соревновательной личной тревожности (R = 13).

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности с реальной действительностью. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то-есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к себе и является наилучшей для конкретных условий и ситуаций, низкая самооценка сама по себе низкий показатель, ибо крайне негативно сказывается на социальное поведение людей. Поэтому необходимость повышения уровня своей самооценки трудно переоценить(2).

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль, лица с завышенной и заниженной самооценкой чаще выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, при заниженной самооценке — из-за чрезмерной критичности этих людей. И тот и другой случай может стать причиной непреодолимых противоречий к организации личных отношений в частности (3).

Как видно из таблицы 1, у студентов выявлена низкая самооценка (90 %). В этой связи спортивная игра гандбол за счет оценки приемлемости избранного вида спорта по нашему мнению, стал фактором не решающим, но стабилизирующих занятий вида спорта, который расценивает как мало приемлемый, может вызвать рост психической напряженности.

По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (90 %) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они безынициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой (20 %). В то же время у студентов (90 %) выявляется низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образования и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, бояться выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их (таб. 1.1; 1.2).

Таблица 1

Данные эмоциональной устойчивости студентов экспериментальной группы до эксперимента

Ф.И.О.

Шкала самооценки

1.

Х-в З. Н.

17

2.

К-в Ш. В.

17

3.

З-н Я. В.

33

4.

И-в А. А.

19

5.

У-в Н. У.

23

6.

И-в Г. Д.

27

7.

Р-в М. Т.

17

8.

Р-в Ш. Х.

33

9.

Т-в С. Л.

25

10.

Р-в Ш. Н.

19

11.

С-в Д. А.

13

12.

Н-в Д. Э.

20

13.

Т-в Ж. Д.

25

14.

К-в А. К.

22

15.

М-в Д. У.

20

16.

С-в Б. К.

27

17.

О-в Д. Ж.

33

18.

С-в Т. В.

20

19.

Т-в А. П.

30

20.

Ш-в Г. Ф.

34

X Cр ариф

23,7

Ср квадр

6,3

V% Коэф вар

26,7

Распр Ст

1,3%

R Ранг вл

10

Cтанд ошибка(m)

4,6

Таблица 2

Динамика показателей эмоциональной устойчивости студентов экспериментальной иконтрольной групп до ипо окончании эксперимента

Показатели

Группы

экспериментальная

контрольная

до экспери-мента

по окончанию экспери-мента

достовер-ность

до экспери-мента

по окончанию экспери-мента

достове-рность

Х

Х

t

Р

Х

Х

t

Р

1.

Шкала самооценки, баллы

22

6,0

24

6,3

3,7

<0,001

18,9

7,1

31,5

5,6

2,66

<0,01

К окончанию учебного года у студентов экспериментальной группы улучшаются показатели самооценки. Участие в соревнованиях обеспечивает снижение уровня тревожности, и повышает самооценку. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, пришли в равновесие внутренние потребности в признание с реальными отношениями с окружающими.

У студентов контрольной группы уровень тревожности тоже повысилась самооценка (t = 2,16; p<0,01).

Изложенное говорит о целесообразности использования средств гандбола (групповой работы со студентами и в первую очередь, направленную на повышение самооценки и снижение тревожности).

Литература:

  1. Агаев Н. Ф. Формирование у студентов вуза мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом // Матер. межрегион. науч.-практич. очно-заочн. конф. «Российское образование в XXI веке» (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты). — Бийск, 2010.- С.8–12.
  2. Психология физического воспитания и спорта. Учеб.пособие для инс.физ.культ. Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. — М.: ФиС., 1979.-147с.
  3. Павзун А. А., Мулюкина Ю. А., Сибгатулина А. А., Казыханов Э. Д. Самоанализ гендерных предпочтений и его роль в оценке уровня полоролевой социализации спортсменов // Мат. Всероссийский научно-практ. конф. Саранск, 2012. — С. 217–220.
Основные термины (генерируются автоматически): самооценка, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, окончание экспери-мента, студент, шкала самооценки, эмоциональная устойчивость студентов.


Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Низкие баллы по шкале «цели в жизни» даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) присущи человеку, живущему сегодняшним

Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру.

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости...

В научных источниках отмечено влияние различных факторов на устойчивость к стрессу, таких как беспокойность, психически-нервное напряжение, работоспособность, самооценка, уровень интеллекта

Чем выше стрессоустойчивость у студента, тем выше его самооценка, что...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

Ряд № 2 итоговая высота самооценки. Увеличился показатель уровня заниженной самооценки до адекватной величины у 100 % испытуемых (средний уровень 52–65 высокий 66–79).

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера».

Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Далее, мы выяснили, что ученики с высоким уровнем личностной тревожности также имеют низкий уровень самооценки (r=0,62, при p≤0,01), как и ученики с высоким уровнем ситуативной тревожности.

Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов

Уровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): завышенная самооценка, конфликтное поведение, стиль поведения, стиль соперничества, конфликт, адекватная самооценка, студент, уровень...

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.

Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов...

Таким образом, студенты, которые слабо заинтересованы в учебной деятельности, при низкой степени ситуативной тревожности будут в большей степени испытывать волнение

С организованностью отрицательно связан уровень самооценки (r= –0,508; p≤0,05).

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на...

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Низкие баллы по шкале «цели в жизни» даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) присущи человеку, живущему сегодняшним

Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру.

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости...

В научных источниках отмечено влияние различных факторов на устойчивость к стрессу, таких как беспокойность, психически-нервное напряжение, работоспособность, самооценка, уровень интеллекта

Чем выше стрессоустойчивость у студента, тем выше его самооценка, что...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие...

Ряд № 2 итоговая высота самооценки. Увеличился показатель уровня заниженной самооценки до адекватной величины у 100 % испытуемых (средний уровень 52–65 высокий 66–79).

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера».

Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Далее, мы выяснили, что ученики с высоким уровнем личностной тревожности также имеют низкий уровень самооценки (r=0,62, при p≤0,01), как и ученики с высоким уровнем ситуативной тревожности.

Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов

Уровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): завышенная самооценка, конфликтное поведение, стиль поведения, стиль соперничества, конфликт, адекватная самооценка, студент, уровень...

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.

Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов...

Таким образом, студенты, которые слабо заинтересованы в учебной деятельности, при низкой степени ситуативной тревожности будут в большей степени испытывать волнение

С организованностью отрицательно связан уровень самооценки (r= –0,508; p≤0,05).

Задать вопрос