Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 2119 раз

Библиографическое описание:

Шулунова, Л. И. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе / Л. И. Шулунова, Г. Л. Ажимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 431-435. — URL: https://moluch.ru/archive/206/36003/ (дата обращения: 19.04.2024).



Некоторые особенности освоения народных традиций ифольклора вкультурно-досуговой работе

Шулунова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор;

Ажимбекова Гаухар Лесовна, магистрант

Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова (г. Чимкент, Казахстан)

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к традиционным формам культуры, таким как фольклор, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, народные обряды и праздники, что, вероятно, связано с повышением национального самосознания народа нашей страны и других стран. Каждый народ хочет показать оригинальность и неповторимость своей этнической культуры, наиболее самобытные формы которой отражаются именно в фольклоре, обрядах, праздниках, декоративно-прикладном народном искусстве, то есть в том, что получило название «этнографическая культура». Недаром ученые назвали вторую половину ХХ века «эпохой этнического ренессанса».

Освоение фольклора в условиях современности и различные формы его использования получили в науке название фольклоризма. (Термин введен в конце XIX века французским ученым П. Себийо). На наш взгляд, наиболее удачное определение фольклоризма дает российский ученый В. Е. Гусев. Он пишет: «Фольклоризм — социально-детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в которых развивался и бытовал фольклор». Далее В. Е. Гусев отмечает, что фольклоризм — это «сложный противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества. [1]. Наиболее часто интерес к различным видам традиционной народной культуры проявляется в рамках свободного времени, в сфере досуга. Это подтверждается деятельностью этно-культурных центров, которые активно проводят народные праздники, создают художественные коллективы фольклорной направленности, проводят мероприятия по ознакомлению молодежи с народными обычаями и традициями, привлекают молодежь к проведению художественно-массовой работы, ориентированной на традиционную народную культуру. Только в Шымкенте проводят такую деятельность двадцать этно-культурных центров (славянский, татаро-башкирский, немецкий, корейский, уйгурский, турецкий, чеченский, еврейский, греческий и другие). Освоение фольклора в сфере культурно-досуговой работы может обладать, большим воспитательным эффектом, поскольку фольклор — это особая форма общественного сознания, в которой отразились представления народа о природе, об окружающей действительности, о красоте, о нравственном идеале, об отношении к труду и т. п. Фольклор представляет собой не только художественную сокровищницу народа, но и комплексное средство воспитания молодого поколения. Все это относится и к казахскому устному народному творчеству, в котором отражено мировоззрение, нравственно-этические и эстетические взгляды народа, передававшиеся из поколения в поколение. Особенностью восприятия фольклора является установление состояния сотворчества между исполнителем и аудиторией. «Культура сотворчества была той одухотворяющей основой, которой устная художественная культу и другихра преемственно осуществляла себя, являясь непосредственным источником и Знания, и Доброты, и Красоты» [2]. Опыт воспитания детей и молодежи, накопленный на протяжении веков тем или иным народом реализуется в фольклоре особым, художественным способом. Поэтому высокий гуманизм, свойственный фольклору, может стать стержнем содержания современных массовых праздников. Уважение к старшим, помощь слабым, любовь к труду, коллективные начала взаимодействия людей в обществе, любовь к родному краю — должны стать основой нравственного, трудового и патриотического воспитания современного молодого человека, человека-гражданина.

О необходимости использования фольклора в культурно-досуговой работе говорит тот факт, что социальные функции культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают.

Одной их основных социальных функций культурно-досуговой работы является вовлечение людей в процесс непрерывного просвещения. Фольклор тоже с давних времен выполняет функцию передачи культурных знаний, способствуя социализации индивида той или иной этнической общности. В настоящее время эта функция фольклора подверглась ослаблению и переосмыслению, но тем не менее он сохранил свое познавательное значение как педагогическая, нравственная и эстетическая ценность.

Другой социальной функцией культурно-досуговой работы является вовлечение людей в различные виды самодеятельного творчества, в том числе и в сфере народных художественных традиций. Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности. Причем не только исполнение, но и восприятие фольклорных произведений предполагает момент соучастия, сотворчества, сопереживания, что связано с особым характером фольклора как вида искусства. Сотворчество — поистине та «платформа», на основе которой развертывается во времени указанная форма культуры [2]. Именно в условиях сопереживания-сотворчества происходит «социально-значимое присвоение продуктов индивидуальной деятельности» [3].

К числу основных социальных функций культурно-досуговой работы принадлежит и организация культурного отдыха и развлечений. Учреждения культуры должны выступать в качестве коллективного организатора, влияющего на структуру досуга, способствуя большей эффективности организации отдыха трудящихся. И в этом плане функциональные нагрузки культурно-досуговой работы и фольклора тоже совпадают, поскольку произведения фольклора создавались и исполнялись в основном в свободное время, способствуя отдыху и разрядке напряжения. Этой же цели служили и различные фольклорные игры, которые предназначались не только для детей, но и для молодежи и взрослого населения.

Культурно-досуговая работа должна организовывать общение людей на основе духовных потребностей и интересов, способствовать их непосредственным межличностным и коллективным контактам, дефицит которых наблюдается в современной урбанизированной среде. Организация широкого общения, свободного обсуждения самых разнообразных жизненных вопросов приводит к формированию общественного мнения, способствует объединению людей на основе общих точек зрения на те или иные вопросы и общих интересов. В плане организации общения и формирования общественного мнения между культурно-досуговой работой и фольклором тоже есть много общего, поскольку коммуникативная функция фольклора является одной из основных, так как соучастие в исполнении фольклорных произведений связано с непосредственным межличностным и коллективным общением. [4].

Поскольку функциональные нагрузки культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают, то их взаимодействие будет способствовать повышению эффективности воспитательного процесса в условиях свободного времени, а также освоению и развитию традиционного народного творчества. Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая работа может быть сферой и средством сохранения, освоения и пропаганды традиционного народного творчества, а культурно-досуговые учреждения обладают необходимыми для этого возможностями.

Эффективность использования традиционного народного творчества в культурно-досуговой работе может быть объяснена рядом причин. Во-первых, это понятность и доступность произведений фольклора, поскольку познавательный процесс идет как бы уже проторенными путями, так как многие произведения уже знакомы слушателям, а услышанное старое доставляет истинное удовольствие от того, что оно известно, находится постоянно в памяти слушателя, проверяется им и закрепляется.

Во-вторых, восприятие произведений фольклора обязательно предполагает момент соучастия. Эстетическое сопереживание возникает и от узнавания действительности и от того, что слушателю приходится домысливать услышанное. Зачастую такое домысливание происходит вслух, подхватывается всей аудиторией, если находит одобрение. И эта возможность слушателю и самому раскрыться, самому актуализироваться составляет существенную сторону восприятия произведения фольклора: в известной мере и самому «прозвучать», а не только лишь воспринимать услышанное от исполнителя. [2]. В-третьих, немаловажную роль играет и то, что в большинстве случаев произведения фольклора звучат в праздничной обстановке, с преобладанием торжественно-эмоционального настроя, способствующего лучшему восприятию и усвоению полученной эстетически значимой воспитательной информации. Именно наполненность народных праздников фольклорными произведениями разных жанров, обрядами и ритуалами, играми и забавами превращает их в незаменимое средство комплексного воспитательного воздействия на молодое поколение.

В-четвертых, фольклор как искусство широких народных масс наиболее полно удовлетворяет потребность людей в художественно-творческом осмыслении окружающей действительности, а также реализует потребность в социальной активности.

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию народных традиций и фольклора в своей воспитательной деятельности в нескольких направлениях.

  1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать его в художественно-массовой работе.
  2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного декоративно-прикладного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.
  3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллективов художественной самодеятельности, использующих фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в своей работе.

В числе форм работы культурно-досуговых учреждений по использованию народных традиций и фольклора можно назвать такие, как фольклорно-этнографические концерты, смотры-конкурсы фольклорных коллективов, фольклорные фестивали, конкурсы семейных ансамблей, смотры-конкурсы исполнителей фольклорных произведений: акынов, макомистов, частушечников, гармонистов, домбристов, балалаечников, бандуристов, сказителей, жырши, оленши и других.

Большое распространение в последнее время получили праздники, организуемые на традиционной народной основе. Чаще всего это календарные праздники, связанные с временами года и приуроченные к определенному циклу сельскохозяйственных работ. К ним относятся празднование Нового года («Коляда», «Овсень»), «Проводы зимы» (на основе масленичных обрядов), «Праздник русской березки» (на основе троицких и семицких обрядов), «Наурыз» (встреча весны в период весеннего равноденствия), «Праздник Нептуна», «Купалье» (на основе обрядов в день Ивана Купалы»), «Праздник урожая» (на основе жнивных и осенних обрядов). [5]

На наш взгляд, нужно согласиться с А. А. Коновичем, который предлагает выделить следующие методические особенности использования народных традиций и фольклора в театрализованном праздничном действии:

  1. Они могут служить глубокой, серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности.
  2. Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.
  3. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы праздника. [6]

Культурно-досуговая работа по пропаганде народных традиций и фольклора ведется не только в клубных учреждениях, но и в народных, художественных, краеведческих, исторических, этнографических музеях, музеях народного быта, музеях деревянного зодчества, в парках культуры и отдыха, где чаще всего проводятся народные праздники и гуляния, в программе которых широко представлены народные песни, танцы, игры, национальные виды спорта, аттракционы и т. п.

В процессе фольклорной работы сотрудникам культурно-досуговых учреждений необходимо прибегать к помощи этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков. Эта помощь особенно нужна при организации собирательской работы, а также в процессе подготовки того или иного мероприятия по пропаганде народных традиций и фольклора.

Для выяснения отношения молодежи к народным традициям и фольклору нами было проведено анкетирование представителей молодежи города Шымкента. В частности, на вопрос «Сохранены ли у вас дома народные традиции?» были получены такие ответы: «Да» — 30 %, «Нет» — 20 %, «Немного» — 50 %. На вопрос «Соответствует ли использование фольклора современным условиям?» даны ответы: «Да» — 25 %, «Нет» — 40 %, «Не очень» — 35 %. А вопрос «Каков основной источник получения знаний о народных традициях?» дал такие ответы: «Общение с родителями» — 35 %, «Просмотр телепередач» — 25 %, «Посещение народных праздников» — 20 %, «Чтение книг» — 15 %. На вопрос «Посещаете ли вы народные праздники?» даны следующие ответы: «Да» — 20 %, «Иногда» — 40 %, «Нет» — 40 %. Ответы на вопрос «Умеешь ли ты играть на каком-нибудь народном инструменте?» распределились таким образом: «Да» — 25 %, «Нет» — 50 %, «Нет, но хочу научиться» -25 %. Как видим, современная молодежь недостаточно интересуется народными традициями и фольклором, что, вероятно, связано с тем, что пропаганда народной культуры ведется не на должном уровне. Значит, культурно-досуговые работники должны более эффективно заниматься этим направлением деятельности.

Литература:

  1. Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура. // Современность и фольклор.- М., 1977.-С. 10.
  2. Нурланова К. Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. — Алм-Ата, 1987, С.39.
  3. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство.- Киев, 1977.- С. 233.
  4. Шулунова Л. И. Культурно-просветительная работа как сфера освоения традиций народной художественной культуры. — Шымкент, 1993.
  5. Паршин Ю. М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Л., 1989.
  6. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М., 1990.- С.127.
Основные термины (генерируются автоматически): фольклор, работа, традиция, праздник, традиционное народное творчество, освоение фольклора, учреждение, молодое поколение, общественное мнение, свободное время.


Похожие статьи

традиционное народное творчество, фольклор, работа...

традиционное народное творчество, фольклор, учреждение, праздник, работа, традиция, свободное время, различная категория населения, молодое поколение, время.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

традиционное народное творчество, фольклор, работа, использование фольклора, учреждение, народное искусство, молодое поколение, культурная среда, воспитательное воздействие, свободное время.

Воспитательная эффективность освоения народных традиций...

Педагогический эффект использования фольклора в сфере культурно-досуговой работы многопланов, поскольку фольклор — это особая форма общественного сознания, в которой отразились представления народа о природе, об окружающей действительности, о красоте...

Фольклорные праздники как средство приобщения...

Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников.

3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний

А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной...

Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном...

Действительно, полифункциональность традиционного народного творчества, особенно фольклора, являвшегося в

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

Фольклорный праздник как средство приобщения детей...

В настоящее время коллективы многих образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной воспитательной работы, обращаясь к традиционному народному

При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры.

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

Традиции русского устного народного творчества в рок-поэзии

Причём, помимо традиционного народного творчества в рок-поэзии наблюдается явление так называемого постфольклора — народного творчества Советского времени. Вкрапления фольклора в рок-тексты служат для выражения самобытности творчества поэта или же для...

Похожие статьи

традиционное народное творчество, фольклор, работа...

традиционное народное творчество, фольклор, учреждение, праздник, работа, традиция, свободное время, различная категория населения, молодое поколение, время.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

традиционное народное творчество, фольклор, работа, использование фольклора, учреждение, народное искусство, молодое поколение, культурная среда, воспитательное воздействие, свободное время.

Воспитательная эффективность освоения народных традиций...

Педагогический эффект использования фольклора в сфере культурно-досуговой работы многопланов, поскольку фольклор — это особая форма общественного сознания, в которой отразились представления народа о природе, об окружающей действительности, о красоте...

Фольклорные праздники как средство приобщения...

Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников.

3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний

А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной...

Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном...

Действительно, полифункциональность традиционного народного творчества, особенно фольклора, являвшегося в

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

Фольклорный праздник как средство приобщения детей...

В настоящее время коллективы многих образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной воспитательной работы, обращаясь к традиционному народному

При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры.

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией.

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка.

Традиции русского устного народного творчества в рок-поэзии

Причём, помимо традиционного народного творчества в рок-поэзии наблюдается явление так называемого постфольклора — народного творчества Советского времени. Вкрапления фольклора в рок-тексты служат для выражения самобытности творчества поэта или же для...

Задать вопрос