Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 12.02.2017

Статья просмотрена: 1120 раз

Библиографическое описание:

Онос, М. И. Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста / М. И. Онос. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39536/ (дата обращения: 25.04.2024).



Каждый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет представления мире с другой — начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину мира. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи человека и природы. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных организаций он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства:

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
  3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.

‒ «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» (с. 6). Н. Н. Поддьяков, 1997 г.

‒ И. Г. Песталоцци, 1800–1805 гг.: «...созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» (1974, с. 159).

‒ «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению» (1974, с. 163).

Главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, что в процессе исследования:

‒ Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

‒ Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

‒ Развивается речь ребёнка.

‒ Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.

‒ Формируется самостоятельность.

‒ Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её надо рассматривать не как самоцель и развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причин станет основой для формирования у детей полноценных знаний при дальнейшем обучении в школе.

Литература:

  1. Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
  2. Каменский Я. А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики:
  3. Каменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках // Хрестоматия. М., 1974.
  4. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
  5. Манасеина М. М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX — начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990.
  6. Песталоцци И. Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деятельность экспериментирования, детская жизнь, знание, исследовательская деятельность, накопление фонда, окружающий мир, операция анализа, среда обитания, чувственное восприятие.


Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность, деятельность экспериментирования...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Один из них − познавательно-исследовательская деятельностьисследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная...

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром

В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить

И именно с этого времени ребенок начинает изучать окружающий мир с помощью слов.

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует

В период от 1,5 до 3-х лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды

Экспериментирование как средство интеллектуального...

Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать, понюхать, постучать.

Экспериментирование. Применение исследовательской деятельности ознакомлении с природой предполагает использование разнообразных форм...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного...

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность...

Педагогический проект на тему «Экспериментальная...»

Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.

В этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в...

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственная среда, проведение игр, познавательная деятельность, деятельность экспериментирования...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Один из них − познавательно-исследовательская деятельностьисследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная...

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром

В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить

И именно с этого времени ребенок начинает изучать окружающий мир с помощью слов.

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует

В период от 1,5 до 3-х лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды

Экспериментирование как средство интеллектуального...

Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать, понюхать, постучать.

Экспериментирование. Применение исследовательской деятельности ознакомлении с природой предполагает использование разнообразных форм...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного...

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность...

Педагогический проект на тему «Экспериментальная...»

Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.

В этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в...

Задать вопрос