Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов с использованием медиаресурсов для реализации дополнительных общеобразовательных программ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 3819 раз

Библиографическое описание:

Шматов, А. В. Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов с использованием медиаресурсов для реализации дополнительных общеобразовательных программ / А. В. Шматов, С. В. Мальцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 465-469. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39524/ (дата обращения: 28.03.2024).



Данная статья представляет собой разработку модели сетевого взаимодействия межведомственных организаций разных уровней для реализации дополнительных общеобразовательных программ. Данная модель основана на внедрении новой автоматизированной системы, которая выступает в роли инструмента взаимодействия межведомственных организаций разных уровней.

В проектной работе используется SWOT-анализ для выявления слабых и сильных сторон модели.

Статистика данных показывает, что детей в возрасте от 5 до 18 лет, пользующихся услугами дополнительного образования, всего 49,1 %. Когда как, согласно «Проекту Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», таких детей к 2020 году должно быть порядка 70–75 %.

Обращаясь вновь к тому же документу, мы можем выделить, что система дополнительного образования детей носит интеграционный и межведомственный характер, что и должно позволять реализовывать дополнительные образовательные программы в разноуровневых образовательных организациях.

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем, создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы рассматриваются как основные механизмы развития системы дополнительного образования детей.

Также стоит заметить, что важной отличительной чертой дополнительного образования, согласно Концепции, должна стать открытость. Открытость должна осуществлять взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и детей и обеспечивать доступность дополнительного образования.

Концепция предусматривает возможность реализации дополнительного образования детей и подростков с использованием ресурсов научных организаций, организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров), здравоохранения, бизнеса, медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети «Интернет», телевидения, радио, мультипликации) проектов.

Таким образом, основной задачей руководителей образовательных организаций является объединиться в единую сетевую структуру, способную реализовывать задачи дополнительного образования. Актуальным встаёт вопрос о создании такой структуры, преобразующая дополнительное образование как функцию способную повысить качество образования и вовлечь большее количество детей, использующих её. Данная структура должна учитывать задачи, представленные в Концепции, и опираться на современные подходы её формирования. Всё большее значение приобретают создание информационных систем, как инструмента взаимодействия.

Исходя из заявленных задач, сформулируем цель проекта: создание эффективной модели структуры сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования, использующую медиа-ресурсы.

Для реализации цели проекта необходимо решить следующие задачи:

‒ выбрать стратегию партнёрства в модели межведомственных взаимодействия организаций разных типов;

‒ построить схему модели;

‒ определить взаимосвязи между объектами структуры;

‒ определить способы финансирования модели;

‒ выбрать возможность реализации предложенной стратегии при помощи медиа-ресурсы;

‒ построить схему данного ресурса;

‒ оценить эффективность построенной модели.

Межведомственные организации в сфере дополнительного образования и выбор стратегий их сетевого взаимодействия.

Определимся какие межведомственные организации должны участвовать в сетевом взаимодействии:

‒ образовательные организации, которые в своей основной деятельности опираются на дополнительное образование, и образовательные организации, которые помимо общеобразовательной программы выполняют программы дополнительного образования (далее УДОД и ОО);

 организации, занимающиеся культурой и искусством;

 разноуровневые представительства власти, осуществляющих контроль за образованием и культурой;

 спортивные клубы;

 коммерческие образовательные организации как дополнительного образования, так и общего;

 профессиональные образовательные организации;

 бизнес

 медиа-системы

Существует три основных стратегии партнёрства: «вертикаль» (иерархическая модель), «горизонталь» (распределительная модель) и «синтез» (объединительная модель).

Чтобы построить эффективную модель структуры взаимодействия необходимо использовать преимущества всех трёх стратегий.

Содержанием дополнительного образования детей является совокупность познавательной, продуктивной, творческой деятельности детей, осуществляемой в рамках программ научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, естественнонаучной, эколого-биологической, военно-патриотической и социально-педагогической, культурологической направленности.

Очевидно, что модели межведомственных взаимодействий будут отличаться. Условно эти модели можно разделить на модели, в которых используются учебно-познавательные программы, модели, программы которых направлены на развитие спортивных, нравственных, художественно-эстетических качеств, а также смешанные модели.

В контексте данного проекта рассмотрим модель, использующую учебно-познавательные программы.

Тогда для описания нашей модели возьмём в качестве основного методологического базиса системно-деятельностный подход, заложенный во ФГОС и ориентированный на практическую учебно-познавательную деятельность учащихся. Основным инструментом для создания мотивационной среды служит проектная работа.

Рассмотрим схему взаимодействия.

Рис. 1. Схема сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования

Из данной схемы видно, что стратегия «синтез» будет осуществляться в результате объединения ОО, УДОД, ВУЗов и др. профессиональных образовательных учреждений. Данное межведомственное взаимодействие должно проходить в окружении среды медийных средств. Функция контроля процессов взаимодействия передаётся различным местным и федеральным ведомствам. Т.о. происходит осуществление стратегии «вертикаль». Финансовую часть модели составляют бюджетные средства, инвестиционные средства бизнеса, и, в ряде случаев, софинансирование родителей.

Каждый из объектов в данной схеме наделен своими функциями. Общеобразовательные организации как институт, реализующий ФГОС, формирует учебно-познавательную основу обучающихся. Для пробуждения учащихся к самостоятельной деятельности принято использовать проектный вид работ.

На данный момент в школах учащиеся готовят различной направленности проекты, которые в дальнейшем проходят защиту на различных уровнях. Проекты проходят защиту, дети награждаются сертификатами, сертификаты вкладываются в портфолио и на этом этапе, как правило, всё взращивание талантов заканчивается. Защита проектов проходит на базе кого-либо образовательного учреждения. Сами же проекты, к сожалению, не входят в поле зрения других образовательных ведомств. Т. е. дети остаются незамеченными. Нарушается принцип «открытости», что противоречит концепции развития дополнительного образования. А как следствие организации дополнительного образования остаются вне этого процесса. Для процесса интеграции — это недопустимо.

Такой ситуации можно избежать, если правильно настроить сетевую работу различных ведомств и упорядочить ее в единую структуру. Как инструмент возможно использовать медийные системы. Конечно, уже сейчас используются активно просторы интернет пространства — у каждого образовательного учреждения есть свой сайт. Однако этого недостаточно. Нет единой системы, которая бы осуществляла мониторинг проектной деятельности посредством взаимодействия различных ведомств.

Кратко опишем модель автоматизированной информационной системы межведомственного взаимодействия на уровне проектной деятельности учащихся (далее АИС ПДУ).

Представим модель в виде схемы.

Рис. 2. Схема АИС ПД

На схеме видно, что формирование баз данных школьных проектов формируется общеобразовательными организациями. В базы данных также должна входить информация о результатах публичной защиты на разных уровнях.

Для УДОД появляется возможность отслеживать проектную деятельность учащихся и рекомендовать свои услуги особо отличившимся детям и их родителям. Финансирование происходит персонифицировано. Данный вектор финансирования был определен 30 июня 2016 г. на встрече Вениамина Каганова с руководителями региональных министерств, победивших в конкурсном отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей».

Тем самым для детей открываются новые возможности. Информирование родителей упрощается. Это особенно важно в наше время, когда родители заняты на работе и на поиск организаций дополнительного образования времени не хватает. Ребенок оказывается вовлечен в интегрированную среду дополнительного образования.

ВУЗы и учебные заведения профессиональной направленности также могут отслеживать проектную деятельность и уже на школьном этапе направлять свои рекомендации по дальнейшему обучению. Результат проектной деятельности учеников мог бы давать дополнительные балы при поступлении, что естественным образом бы мотивировала детей к такому виду деятельности.

ВУЗы и учебные заведения профессиональной направленности формируют в свою очередь базу данных студенческих работ. Работы талантливых студентов должны стимулироваться бизнесом. В проекты, носящие практический характер, необходимы инвестиции. Отношения между представителями бизнес сообщества и учебными заведениями профессиональной направленности регулируются в нашей модели государственными ведомствами. Бизнес имея доступ к проектным работам имеет возможность отбирать к себе сотрудников еще среди студентов, давать свои рекомендации по поводу прохождения практики. Т.о. профессиональная компетенция студентов возрастает.

SWOT-анализ модели

Составим базисную таблицу SWOT-анализа.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. соблюдение принципа «открытости» образования;
  2. УДОД формируют самостоятельно свой контингент;
  3. обучающиеся выбирают деятельность, а УДОД — обучающихся
  4. использование персонифицированного финансирования;
  5. интеграция бизнеса в проектную деятельность;
  6. поддержка и выявление талантливых детей;
  7. интеграция различных ведомств в дополнительное образование;
  8. повышение роли дополнительного образования.
  1. низкая ИКТ компетенция работников образования

Возможности

Угрозы

  1. увеличение мотивации при выполнении проектов у обучающихся;
  2. увеличение сетевого взаимодействия межведомственных организаций разных типов;
  3. популяризация дополнительного образования;
  4. возможность для детей строить своё будущее на основе учебно-познавательной деятельности.
  1. возможность взлома АИС

Данный анализ показывает преобладание сильных сторон и возможностей проекта над слабыми сторонами и угрозами его реализации, что и доказывает эффективность данной модели.

Литература:

  1. Абанкина И. В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. [электронный ресурс]. URL: http://conf.iro.yar.ru/index.php?id=228 c.
  2. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-прак- тической конференции / Челябинск, 15–16 октября 2015 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2015. — 532 с.
  3. Зубарева Т. А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития //Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 5.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  5. Попова И. Н. Проектирование моделей сетевого межведомственного взаимодействия в ходе реализации дополнительных образовательных программ: технологический аспект. — [электронный ресурс] http://dvorecpionerov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, модель, ребенок, сетевое взаимодействие, программа, проект, проектная деятельность, профессиональная направленность, межведомственное взаимодействие.


Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Частью данной программы является проект «Взаимодействие школы и управляющего совета с учреждениями социума», представляющий

1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.

К вопросу о проектировании образовательных программ...

Современное дополнительное образование детей реализуется на основе разработанных образовательных программ, проектирование которых выступают средством развития компетентности педагога, развитию творческих его способностей...

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость, Образовательная робототехника, дополнительное образование детей, Историко-технический марафон, дальнейшее развитие...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

уровень образования, качество образования, компетенция, сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков.

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного...

дополнительное образование, модель взаимодействия, ребенок, уровень, становление личности, развитие учреждения, модель, интерес ребенка, дополнительное образование детей, учреждение.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

Ключевые слова: методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое информационно-методическое пространство, ресурсы, инновационные технологии.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

Ключевые слова:ресурс, ресурсный образовательный центр, сетевой ресурсный центр, окружной ресурсный центр дополнительного образования детей,дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие.

Центр игрового моделирования как инновационная модель...

Центр игрового моделирования представляет собой уникальную модель организации дополнительного образования в области проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Некоторые аспекты разработки программ дополнительного...

В межведомственной программе развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики [1].

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Частью данной программы является проект «Взаимодействие школы и управляющего совета с учреждениями социума», представляющий

1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.

К вопросу о проектировании образовательных программ...

Современное дополнительное образование детей реализуется на основе разработанных образовательных программ, проектирование которых выступают средством развития компетентности педагога, развитию творческих его способностей...

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость, Образовательная робототехника, дополнительное образование детей, Историко-технический марафон, дальнейшее развитие...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

уровень образования, качество образования, компетенция, сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков.

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного...

дополнительное образование, модель взаимодействия, ребенок, уровень, становление личности, развитие учреждения, модель, интерес ребенка, дополнительное образование детей, учреждение.

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

Ключевые слова: методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое информационно-методическое пространство, ресурсы, инновационные технологии.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

Ключевые слова:ресурс, ресурсный образовательный центр, сетевой ресурсный центр, окружной ресурсный центр дополнительного образования детей,дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие.

Центр игрового моделирования как инновационная модель...

Центр игрового моделирования представляет собой уникальную модель организации дополнительного образования в области проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Некоторые аспекты разработки программ дополнительного...

В межведомственной программе развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики [1].

Задать вопрос