Экономическая экспертиза расходов экономического субъекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 12.02.2017

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Быкова, М. А. Экономическая экспертиза расходов экономического субъекта / М. А. Быкова, Ж. А. Кеворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39522/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению предмета экономической экспертизы, основных методов проведения проверки на примере одного из предметов экспертизы — расходов организации, а также изучению проблем в данной области.

Ключевые слова: экономическая экспертиза, учет расходов, налоговый учет

Увеличение количества экономических субъектов, постоянные изменения норм законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета, самостоятельная разработка организациями учетных регистров и форм финансовой отчетности вызывает необходимость применения новых методов контроля, в частности экономической экспертизы. Целевая направленность определенного вида экономической экспертизы позволяет детально изучить текущую, финансовую и инвестиционную деятельность экономических субъектов, провести анализ документации, выявить признаки финансовых преступлений.

Одним из часто анализируемых объектов экономической экспертизы являются документы по учету расходов экономических субъектов, особенностью которого являются различия в подходах признания разного вида расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Данную особенность необходимо учитывать при проведении экспертизы, поскольку от нее зависит корректное отражение затрат в учете.

Нормативное регулирование учета расходов определяется большим количеством нормативных актов как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогового учета. При любом виде учета расходы должны быть экономически обоснованы, то есть соответствовать основным целям и видам деятельности организации, а также документально подтвержденными. Наличие полного комплекта учетных документов для каждого понесенного расхода организацией всегда строго проверяется не только в рамках экономической экспертизы.

Налоговый кодекс РФ не содержит открытого перечня расходов, поскольку виды экономической деятельности и возможные расходы многообразны. Налогоплательщику предоставляется право определять данный перечень самостоятельно, ориентируясь на положения Налогового Кодекса РФ. Это обуславливает важность проверки учета расходов из-за часто возникающих манипуляций в данной области у организаций и необоснованного занижения налоговой базы по прибыли.

Согласно законодательства расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие. Первые из которых связаны с основными целями и уставными видами деятельности экономического субъекта, а именно производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, перепродажа товаров. Прочими расходами считаются все остальные расходы, необходимые для обеспечения функционирования организации. Однако, при классификации расходов необходимо учитывать уровень существенности видов деятельности и внутренние регламенты экономического субъекта.

Результаты проведенного исследования по данной проблематике позволяют выделить несколько укрупненных точек, которые в процессе производства экономической экспертизы могут быть детализированы с учетом предмета исследования. В основу такой детализации могут быть положены расходы по обычным видам деятельности, принятые в бухгалтерском и налоговом учете, имеющие схожую группировку: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы. Однако при детализации расходов эксперту необходимо принять во внимание, что состав расходов согласно норм законодательства отличается.

Так, в бухгалтерском учете выделяется такой элемент расходов как отчисления на социальные нужды, которые учитываются отдельно от расходов на оплату труда [1]. В налоговом учете данные расходы учитываются вместе, однако Налоговый Кодекс РФ прописывает определенные критерии для признания отчислений в социальные фонды в качестве расходов [1]. При проверке расходов на заработную плату изучается большой массив информации, включающий следующие объекты: внутренние регламенты в части оплаты труда и вознаграждений, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, ведомости начисления заработной платы и страховых взносов, разного рода выплат и др. [6]. Сложным объектом экспертизы являются различного вида вознаграждения, касающиеся выплаты бонусов сотрудникам. В этом случае объектами экспертизы является оформленная документация по бонусам, под которой подразумевается целесообразность и увязка бонусов с определенными рабочими показателями. Применив метод сопряженных показателей, в составе показателей для проведения экспертизы можно выделить такие, как: достижение определенного уровня продаж, перевыполнение плана, высокие показатели качества работы и т. п. Такие показатели должны быть утверждены во внутреннем стандарте, например, «Положение о вознаграждениях». Проверке бонусов уделяется большое внимание, так как по запросу налоговых органов, экономическим субъектам часто приходится подтверждать суммы выплаченных бонусов в разрезе каждого сотрудника.

При изучении группировки затрат эксперту следует проверить расходы, связанные с амортизацией объектов. С 2016 года стоимость объектов основных средств, по которым необходимо начислять амортизацию разнится: в бухгалтерском учете по-прежнему эта сумма составляет 40000 рублей, а в налоговом — 100000 рублей [1]. Отличия в стоимости и методах начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете создают налоговые последствия в виде разниц, классификация которых может быть приведена в приложениях к учетной политике.

Если предметом экономической экспертизы являются косвенные расходы, то проверке подвергаются такие объекты как учетные документы, содержащие информацию о фактах хозяйственной жизни, остатках и оборотах по счетам 23,25, 26, 28, 44 в корреспонденции с другими счетами [6].

Результаты исследований показывают, что множество вопросов у организаций возникает при признании расходов, связанных с подотчетными лицами, а именно авансовыми отчетами. Экспертиза должна быть построена на внутреннем регламенте «Положение о расчетах с подотчетными лицами». Типичные ошибки, выявленные в процессе экспертизы, можно сгруппировать по нескольким группам:

Отсутствие оформленных документов, их неправильное оформление. Денежные средства под отчет должны выдаваться на основании заявления сотрудника на имя руководителя с указанием конкретного периода, на который выданы данные средства. Также часто руководство пренебрегает оформлением отчетов о представительских расходах, отчетов о произведенных расходах, служебных записок и так далее. Многие экономические субъекты приобретают товары для разработки своих собственных коллекций продукции и для изучения рынка. Если денежные средства выданы сотруднику под отчет для таких целей, то расходы обязательно должны оформляться служебными записками от имени руководителя. При этом недостаточно просто составить служебную записку с перечислением расходов, необходимо также указать цели их осуществления и связать их с деятельностью организации.

Неправильно отнесенные на расходы оправдательные документы сотрудников или их отсутствие. На наш взгляд, главной проблемой здесь выступает невозможность принятия к учету любого чека, который предоставил сотрудник. Расходы должны обязательно подтверждаться кассовым чеком с обязательными реквизитами или счетом-фактурой. Отсутствие одного из обязательных реквизитов, например, фискальной подписи на чеке, влечет непризнание данного расхода. Самым распространенным случаем неправильного оформления оправдательных документов являются расходы такси. В данном случае с организациями, оказывающими услуги такси, следует заранее договариваться о предоставлении правильно оформленной квитанции при совершении поездки.

В части отсутствия подтверждающих оправдательных документов законодательство не запрещает содействовать сотруднику в их получении. Сотрудники нередко теряют подтверждающие документы. В части командировочных расходов, например, при потере посадочного талона или электронного билета расходы можно подтвердить запрошенной у перевозчика архивной справкой с печатью, в которой должны быть указаны необходимые данные для подтверждения факта приобретения билета, а также его стоимость.

Неправомерная выдача денежных средств. Несмотря на то, что в форме авансового отчета № АО-1 (формат документа должен быть утвержден в приложениях к учетной политике) имеется строка для остатка или перерасхода полученных сотрудником средств, выдавать ему новые средства под отчет нельзя, пока сотрудник не погасит предыдущую задолженность по авансовому отчету. В случае нарушения данной нормы к бухгалтеру применяется административная ответственность в виде штрафов.

Еще одним обязательным объектом для изучения в рамках учета расходов являются расходы по услугам. Основными для проверки являются счета 60, 76, 51, 50 в корреспонденции с другими счетами расчетов с контрагентами. Эксперты проверяют наличие связей с контрагентами, договоры по оказанию услуг, факты перечисления денежных средств поставщикам. Методами, применяемыми при таких экспертизах, являются запрос, сопоставление, документальный контроль. Так, путем запроса о предоставлении банковских выписок проводятся сверки расчетов с контрагентами, проверяется наличие первичных документов, книг покупок и продаж и другие документы. Во избежание налоговых споров по итогам проведения налоговых проверок экономическим субъектам следует учитывать, что кроме обязательных первичных документов, необходимо иметь также и другие подтверждающие документы. Например, при осуществлении рекламных расходов на телевидении контрагенты должны представлять эфирные справки, которые подтверждают показ роликов на определенных каналах. Если реклама организуется на баннерах, щитах, в журналах, то необходимо иметь снимки данной рекламы.

Экспертами проверяется корректность включения расходов по услугам для уменьшения налоговой базы по прибыли [4]. Такие постоянные для многих организаций расходы, как обеспечение сотрудников чаем, кофе, водой и другими продуктами, до сих пор вызывает множество вопросов. Часто организации учитывают данные расходы как обеспечение для сотрудников нормальных условий труда, которые закрепляются в коллективном договоре или локальном акте экономического субъекта. Расходы на воду, аренду кулеров без труда можно учесть в качестве расходов по прибыли, а с учетом расходов на кофе и чай нет однозначной практики. Здесь можно предложить применить порядок учета, принятый в международной практике.

Эксперты в своей работе анализируют не только наличие полного комплекта подтверждающей документации, но и правильное оформление первичных документов, проводят взаимосвязи между данными договоров и первичных документов [5].

Особое значение в плане проведения экспертизы расходов (особенно если заказчиком такой экспертизы является собственник, учредители) является проверка достоверности формирования себестоимости. В процессе данной проверки можно предложить следующую последовательность:

− Оценивается обоснованность метода учета затрат, который применяет организация, а также методов распределения общепроизводственных, общехозяйственных затрат и расходов на продажу;

− Подтверждается отражение в учете прямых и косвенных расходов;

− Проводится арифметическая проверка показателей себестоимости.

Организация располагает большим количеством источников информации для проверки затрат по себестоимости, в составе которых: учетная политика, другие внутренние регламенты, ведомости распределения расходов, учетные регистры, счета бухгалтерского учета, Главная книга, бухгалтерский баланс и др.

В ходе проверки себестоимости экспертами проверяются обоснованность и порядок отнесения затрат на себестоимость, правильность распределения затрат по видам продукции, отчетным периодам, экономическая обоснованность распределения затрат на прямые и косвенные, корреспонденция счетов.

Таким образом, при проведении экономической экспертизы ее предметом являются:

− Затраты на производство по видам деятельности, продукции по соответствующим счетам;

− Затраты для целей бухгалтерского учета;

− Затраты для целей налогового учета;

− Правильность отражения затрат в учете;

− Документальное подтверждение расходов.

Поскольку экономическая экспертиза является одним из видов доказательств при рассмотрении судебных дел, то в обязательном порядке должна быть соблюдена процессуальная составляющая (судебная, внесудебная), представляемая в виде заключения эксперта, оформляемого по результатам экономической экспертизы.

Большое значение при проведении экономической экспертизы имеет профессиональный опыт и квалификация эксперта, принимаемые в расчет заказчиком экспертизы. От этих факторов в большей степени зависит исход дела по раскрытию правонарушения в области экономики.

Применение экономической экспертизы позволяет выявить искажения в подсистеме экономической информации, определить и предупредить возможные негативные последствия, выявить их влияние на показатели финансовых результатов и принять верное управленческое решение по устранению данных искажений.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. 19.12.2016).
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.
  3. Лавриненко А. А., Боброва Е. А. Экономическая целесообразность расходов в налоговом учете / А. А. Лавриненко, Е. А. Боброва // Экономическая среда. 2013. № 2(4). С. 13–20.
  4. Петров А. М., Мельникова Л. А. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости / А. М. Петров, Л. А. Мельникова // Международный журнал «Kant».2016. № 4(21). С. 118–123.
  5. Кеворкова Ж. А. Развитие методического инструментария обеспечения экономической безопасности организации / Ж. А. Кеворкова // Учет. Анализ. Аудит.2016. № 3. С. 65–73.
  6. Кеворкова Ж. А. Объекты экспертного исследования как компоненты предмета экономической экспертизы / Ж. А. Кеворкова // Учет. Анализ. Аудит.2014. № 1. С. 91–96.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая экспертиза, расход, налоговый учет, бухгалтерский учет, документ, Налоговый Кодекс РФ, сотрудник, учет расходов, учетная политика, экономический субъект.


Похожие статьи

Экономическая сущность расходов организации | Статья...

Понятие расходов как экономической категории трактуется в различных источниках по-разному. Отожествление понятий «издержки», «затраты» и «расходы» приводит к ошибочным суждениям, искажению бухгалтерского учета организации.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета затрат на...

Ключевые слова: бухгалтерский учёт затрат, организация учёта затрат, способы ведения учёта затрат, порядок учёта затрат

Основными нормативными документов, регулирующим учёт затрат в РФ, является ПБУ 10/99 «Расходы организации» и налоговый кодекс.

Налоговый учет как важный элемент обеспечения комплексной...

налоговый учет, бухгалтерский учет, РФ, хозяйственная жизнь, первичный учетный документ, регистр, учетная политика, экономическая безопасность, экономическая безопасность организации, налоговая база.

О некоторых проблемах формирования финансовых результатов...

налоговый учет, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, предприятие, расход, финансовый результат деятельности предприятий, группировка доходов, прибыль, доход, бухгалтерская прибыль.

Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета

бухгалтерский учет, налоговый учет, РФ, расход, бухгалтерская отчетность, получение дохода, оплата труда, метод начисления, обычный вид деятельности, признание расходов.

Учетная политика организаций при упрощенной системе...

бухгалтерский учет, РФ, упрощенная система налогообложения, средство, расход, пункт, Приказ Минфина России, полезное использование, учетная политика, доход.

Применение учетной политики в действующей практике учета...

бухгалтерский учет, учетная политика, хозяйственная деятельность, учетная политика организации, отраслевая принадлежность, бухгалтерская отчетность, правовая форма, бухгалтерский учет расходов...

Теоретические аспекты аудита затрат на производство...

Проверка правильности учета затрат для целей налогового учета. Источниками информации для аудиторской проверки выступают: Положение об учетной политике организации; акты инвентаризации незавершенного производства; первичная документация...

Особенности формирования учетной политики...

Отметим, что гл. 25 части второй НК РФ установлен несколько иной порядок создания резерва сомнительных долгов, отличный от порядка, установленного документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Похожие статьи

Экономическая сущность расходов организации | Статья...

Понятие расходов как экономической категории трактуется в различных источниках по-разному. Отожествление понятий «издержки», «затраты» и «расходы» приводит к ошибочным суждениям, искажению бухгалтерского учета организации.

Организация и способы ведения бухгалтерского учета затрат на...

Ключевые слова: бухгалтерский учёт затрат, организация учёта затрат, способы ведения учёта затрат, порядок учёта затрат

Основными нормативными документов, регулирующим учёт затрат в РФ, является ПБУ 10/99 «Расходы организации» и налоговый кодекс.

Налоговый учет как важный элемент обеспечения комплексной...

налоговый учет, бухгалтерский учет, РФ, хозяйственная жизнь, первичный учетный документ, регистр, учетная политика, экономическая безопасность, экономическая безопасность организации, налоговая база.

О некоторых проблемах формирования финансовых результатов...

налоговый учет, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, предприятие, расход, финансовый результат деятельности предприятий, группировка доходов, прибыль, доход, бухгалтерская прибыль.

Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета

бухгалтерский учет, налоговый учет, РФ, расход, бухгалтерская отчетность, получение дохода, оплата труда, метод начисления, обычный вид деятельности, признание расходов.

Учетная политика организаций при упрощенной системе...

бухгалтерский учет, РФ, упрощенная система налогообложения, средство, расход, пункт, Приказ Минфина России, полезное использование, учетная политика, доход.

Применение учетной политики в действующей практике учета...

бухгалтерский учет, учетная политика, хозяйственная деятельность, учетная политика организации, отраслевая принадлежность, бухгалтерская отчетность, правовая форма, бухгалтерский учет расходов...

Теоретические аспекты аудита затрат на производство...

Проверка правильности учета затрат для целей налогового учета. Источниками информации для аудиторской проверки выступают: Положение об учетной политике организации; акты инвентаризации незавершенного производства; первичная документация...

Особенности формирования учетной политики...

Отметим, что гл. 25 части второй НК РФ установлен несколько иной порядок создания резерва сомнительных долгов, отличный от порядка, установленного документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Задать вопрос