Мастерство создания образа Б. Момышулы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 14.02.2017

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Туймебекова, А. А. Мастерство создания образа Б. Момышулы / А. А. Туймебекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 489-492. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39085/ (дата обращения: 17.04.2024).



Писательское мастерство Б. Момышулы глубоко определяется гармоничной подгонкой, красотой языка, характером эрудированности событий в повести, психологией героев и такого рода ценными свойствами человека. Психологические детали, обратившие внимание читателей, в повести очевидны в графических рисунках мастера.

Теперь давайте подумаем о том, как плеталась психология персонажа, как психологизм и его изобразительные средства нашли отражение в произведениях Б.Момышулы на основе произведения с широко известной собственной подписью мастера слова в полном значении, которые являются залогом мастерства писателя.

На сегодняшний день психологизм, его отражение в творчестве писателя, методы и приемы психологического анализа на художественное произведение в науке литературоведения становится одной из актуальных проблем. Имеется очень много видов психологического анализа, раскрывающие природу психологизма художественного произведения. Об этом известный литератор Л.Гинзбург в монографии «О психологической прозе» отметил: «Способы психологического анализа разнообразны. В частности, свои размышления автора или самоанализ персонажа, косвенные способы изображения духовного мира –невербальные жесты, внешние действия, проявления и т. д. — все дается через аналитический анализ автора» [10, с. 330].

А выдающийся ученый А.Байтурсынов такие психологические изобразительные приемы, сложившиеся в мировом литературоведении анализировал так: «Повествование рассказчика происходит во внешнем и внутреннем виде» [11, с. 122]. И профессор Б. Майтанов сделал научный анализ вопросам психологизма в художественной прозе [12].

На основании этих исследований ученый Г. Пралиева, пришедшая к определенному единому мнению, выявила динамический, аналитический, синкретический виды психологизма в литературе, индивидуально показала на основе конкретных анализов их специфические особенности каждого и знаки различия.

Отмечается, что «Психологизм является исследованием человека в литературе с точки зрения динамического и аналитического принципа. К аналитическому принципу относятся внутренний монолог, внутренний диалог, поток сознания, мысли и чувства, конфликт действий, сновидение, бред, бессознательность и другие художественные приемы, глубоко анализирующие внутренний духовный мир, то в основном к динамическому принципу относятся внешние психологические явления — мимика, жест, невербальные жесты, состояние тела /поза/ и другие действия -движения» [13, с.172]. На основе данных принципов психологические изобразительные средства систематизируются на группы следующим образом:

«Первое — прямая форма психологического изображения, это- познание духовного состояния героя с точки зрения художественного познания, то есть путем внутреннего слова, реплики, самоконтроля, логического воображения, внутреннего монолога, воспоминания, воображения и т. д. сделать психологический анализ.

Второе — является обращение внимания внешним психологическим действиям — невербальным жестам психики, применение других видов.

Третье — авторское психологическое изложение, дающее эти два приема в целом» [13, с.11]

Для того, чтобы глубже открыть духовный мир каждого персонажа в указанном произведении, писатель широко использует разнообразные способы психологического изображения. Он психологическое состояние своих героев изучает с точки зрения аналитической, динамической принципов. В ходе анализа произведений писателя мы убедились в том, что Б.Момышулы в своих произведениях применяет особенно невербальные жесты.

Среди образов из произведения, особенно, характер прямолинейного, справедливого, неустанно трудолюбивого, мастера на все руки, владелца черной силы, доброго Момынқұл, которого в народе прозвали «Прямой Момыш», раскрыт с особенной стороны, чем другие. Под мастерством изображения облика-формы,внешнего вида, поведения героев писателем проявляется убежденный и выразительный образ секретной тайны, внутренние чувства эмоциональных, психологических процессов.

В повести литературный образ Момынкула, дяди Бауыржана, очень успешно получился. Психология героя начинается с портрета и продолжается невербальными жестами, этим она своеобразна.

«Дядя Момынкул был самым младшим сыном бабушки и дедушки. Выделяя его длинный рост, красоту, стройность, круглые черные глаза, вздернутый нос, нижние губы с приподнятыми уголками, светлую кожу» его шалости и игривость характеризуется следующим образом: «Пешком он ходил быстрыми темпами и широкими шагами, руки расходились в разные стороны. А верхом мчался быстрее ветра, не замечая ни ямы, ни ничего» [14, с.321]. Участвующий на всем протяжении произведения психология Момынкула раскрывается не через монолог и мысли героя, как правило, а чаще всего ощущается через каждое действие, движение в настроении и поведении персонажа, открываются загадочные тайны.

Брат Момыш с надеждой, что Момынкул станет уравновешенным, займется учебой, решает отдать на воспитание Серкебаю с жестким характером. Изменения во внутреннем мире, настроение Момынкула в тот момент писатель не стал долго и детально рассказывать, обращает внимание само описание через внешние психологические проявления персонажа.

«Серкебай гордо встал на стремянку и попрощался с нами, затем направился в аул. А за ним на лошади поскакал с повисшим плечом дядя» [14, с.326]. Принужденно направившегося за дядей Момынкула, у которого от прежней храбрости ничего не осталось, писатель смог передать только одним выражением «с повисшим плечом». Жалкий вид Момынкула, который обычно жизнерадостно пел песни, читал поэмы, перед горделивым Серкебай, через внешние детали становится еще интереснее. Например, «...интересное — когда дядя по материнской линии ругал моего дядю, он чувствуя себя виноватым на самом деле, молча сидел с опущенной головой» [14, с.332]. В образе Момынкул, наряду с характерной для ребенка простотой и примитивной неосторожностью, можно увидеть характерной для мужественного человека терпимости. В герое есть особое своеобразное свойство, которое встречается не у каждого. Это его врожденное природное качество- чистота. Например, Серкебай порой избивает Момынкул, переживает и то, когда старик Аккул без вины довел дело до избиения. Но, несмотря на все это, он не унывает. Во всех случаях к любому человеку относится с доброй душой. А также не переходит дорогу старшему человеку, не противоречит, только смотрит с уважением. В любых случаях, эта человечность Момынкула делает его мощным и неповторимым по сравнению с другими.

А " если каждый образ будет замечен собственной индивидуальностью, манит читателя переживаниями и радостями героев, то он поднимется до типового уровня. И специфика художественного произведения, и его эстетическая мощь в первую очередь проявляется с этих сторон [15, с.226]. С этой точки зрения, Момынкул — своеобразная личность, поднявшийся до типового уровня, соблюдая свой индивидуальный характер. А также в произведении есть косвенные имена. Психологический портрет героев, а также их характерные черты, изображение заслуживают косвенные имена определенному облику. В произведении есть косвенные имена, придуманные народом, сответствующие облику, психологическому портрету персонажей. Выше указанное прозвище Момыша «Тарамыс» и придуманные народом прозвища Момынкула: «Епті", «Алаңғасар», "Қаракүш», «Таубұзар», соответствовали их натуре. Сама деталь разоблачает характер, природную суть, психологию, внутренний мир персонажа.

Художник умеет удачно применять различные детали невербальных жестов в глубокое проникновение психике героя. В этом случае обратим внимание на еще одного героя в повести «Ұшқан ұя». Один из главных героев повести — дядя по материнской линии Бауыржана Серкебай. Наряду с его простотой реально отражается гордость, строгость естественными психологическими штрихами со стороны писателя. В ходе действий первоначальные сведения о персонаже в художественном тексте определяются через внешние психологические действия- представления, отдельные динамические обозначения в портрете, предметно-бытовые детали переплетаются своеобразным орнаментом.

Литература:

  1. Р. Нургалиев.Аркау. Избранные произведения в двух томах. — Алматы: Жазушы, 1991. -572 с.
  2. С. Муканов. Избранные произведения. Т. 4. — Алматы: Жазушы, 1978. — 194 с.
  3. А. Цейтлин. Труд писателя. — Москва: Сов.Писатель, 1962. –с. 367.
  4. Т. Акчулаков. Эстетическая природа художественного произведения. — Алматы: Наука, 2001. — 430 с.
  5. М. Каратаев. К вершинам мастерства. — Алматы: ҚМКӘБ, 1963. — 296 с.
  6. Ю. Борев. О комическом. — Москва: Искусство, 1957. — с. 119.
  7. Б. Майтанов. Критика слова. — Алматы: Наука, 2001. — 215 с.
  8. Р. Нургали. Телағыс. — Алматы: Жазушы, 1986. — 439 с.
  9. М Ибрайулы. Народный характер. // Абай журналы. 1996, № 2. — 103 с.
  10. Л. Гинзбург. О психологической прозе. — Л.: Художественная литература, 1997. — с. 443.
  11. А.Байтурсынова. Изображение внутреннего мира. — Алматы, Жибек жолы, 2002. — 208с.
  12. Майтанов Б. Казахский роман и психологический анализ. –Алматы, Санат, 1996. — 336.
  13. Г. Пралиева. Некоторые вопросы психологизма в художественной прозе. — Алматы: Алаш, 2003. — 327 с.
  14. Б.Момышулы. Собрание сочинений в двух томах. 1т. –Алматы, Жазушы, 2002. — 480 6.
  15. М. Хасенов. Положительный образ и тпичность. –Алматы, Жазушы, 1966. — 226 с.
  16. Жуматаева Е. Мужество — страновой флаг. –Шымкент, 1998. — 76с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический анализ, художественное произведение, аналитический принцип, внутренний монолог, духовный мир, материнская линия, повисшее плечо, Психологизм, психологическое изображение, типовой уровень.


Похожие статьи

Основы психологии в обучении изобразительному искусству

Колорит является символом внутренних психологических переживаний.

К крайней форме экспрессионизма можно отнести осязательную картину или произведения скульптора, изображения, которые исходят из глубины души.

Проблема художественного восприятия...

В частности в современных психологических исследованиях художественное восприятие

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не

уровень умственного развития субъекта; преобладание аналитического восприятия с...

Художественная литература как психологическое условие...

чтобы после прочитанного дети поделились своими эмоциями, переживаниями, научились понимать внутренний мир героев.

Подводя общий итог, стоит отметить, что художественная литература является одним из главных психологических условий развития эмоциональной...

Метод психологического анализа фотографий: механизм работы

Механизм работы метода психологического анализа фотографий. В момент фотографирования у фотографирующегося

Истолковать позу, мимику и жесты – значит перейти от поведенческой, внешней составляющей Я-концепции к когнитивной, внутренней.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

3 Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения / Избранные психологические труды: Т.1. — М.: Педагогика, 2009. — 128 с. 4 Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста...

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения

Поскольку психоаналитический метод находится на грани интерференции (наложения) смежных наук, в частности психологических и...

Анализ образа Я как продукта самосознания личности

Анализ психологической литературы позволил прийти к следующему выводу: структура

Отметим, что психологические подходы к вопросу исследования образа Я дифференцируются по трём различным линиям.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание/ Мир и человек.

Литературный анализ художественного произведения как один...

Задача и цель литературного образования — приобщение студентов к лучшим образцам родной и мировой литературы, формирование духовной и эстетической культуры студентов, развитие их творческих способностей.

Вербализация психологического состояния языковой личности...

Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный

И характерно, что дисциплины собственно психологического цикла относятся к самой теории

Существует еще внутреннее, духовное начало, побуждающее его совершить те или иные, в...

Похожие статьи

Основы психологии в обучении изобразительному искусству

Колорит является символом внутренних психологических переживаний.

К крайней форме экспрессионизма можно отнести осязательную картину или произведения скульптора, изображения, которые исходят из глубины души.

Проблема художественного восприятия...

В частности в современных психологических исследованиях художественное восприятие

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не

уровень умственного развития субъекта; преобладание аналитического восприятия с...

Художественная литература как психологическое условие...

чтобы после прочитанного дети поделились своими эмоциями, переживаниями, научились понимать внутренний мир героев.

Подводя общий итог, стоит отметить, что художественная литература является одним из главных психологических условий развития эмоциональной...

Метод психологического анализа фотографий: механизм работы

Механизм работы метода психологического анализа фотографий. В момент фотографирования у фотографирующегося

Истолковать позу, мимику и жесты – значит перейти от поведенческой, внешней составляющей Я-концепции к когнитивной, внутренней.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

3 Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения / Избранные психологические труды: Т.1. — М.: Педагогика, 2009. — 128 с. 4 Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста...

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения

Поскольку психоаналитический метод находится на грани интерференции (наложения) смежных наук, в частности психологических и...

Анализ образа Я как продукта самосознания личности

Анализ психологической литературы позволил прийти к следующему выводу: структура

Отметим, что психологические подходы к вопросу исследования образа Я дифференцируются по трём различным линиям.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание/ Мир и человек.

Литературный анализ художественного произведения как один...

Задача и цель литературного образования — приобщение студентов к лучшим образцам родной и мировой литературы, формирование духовной и эстетической культуры студентов, развитие их творческих способностей.

Вербализация психологического состояния языковой личности...

Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный

И характерно, что дисциплины собственно психологического цикла относятся к самой теории

Существует еще внутреннее, духовное начало, побуждающее его совершить те или иные, в...

Задать вопрос