Влияние мирового финансового кризиса на состояние экономики Дании и перспективы ее дальнейшего развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 1651 раз

Библиографическое описание:

Тельхигова, М. Ш. Влияние мирового финансового кризиса на состояние экономики Дании и перспективы ее дальнейшего развития / М. Ш. Тельхигова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 137-143. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1321/ (дата обращения: 25.04.2024).

Вот уже третий год мировая экономика находится в условиях финансово-экономического кризиса, одного из самых масштабных и глубоких за последние 70 лет. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью. Крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, а в развивающемся мире произошло резкое замедление роста. Дания не стала исключением в этом ряду. После многих лет устойчивого экономического развития, характеризовавшегося высокими темпами роста, низким уровнем безработицы, профицитным бюджетом, низким уровнем государственной задолженности, в стране наступил период экономического спада.

Влияние финансово-экономического кризиса на развитие основных макроэкономических показателей страны.

Дания фактически оказалось первой из европейских экономик вошедшая в состояние  технической рецессии, определяемое как два последовательных квартала с отрицательным ростом ВВП. В случае Дании это оказались IV квартал 2007 г. (- 0,2%) и I квартал 2008 г. (-0,6%).

По итогам 2008 г. ВВП снизился на 0,9%, с 1993 г. этот показатель впервые оказался отрицательным. Замедление началось уже с 2007 г. и  первоначально было спровоцировано недостачей резервных мощностей в экономике, но позднее усугубилось разразившимся финансовым кризисом и общим ослаблением мировой экономики. Но, несмотря на сокращение ВВП, сохранялось сильное давление на рынке труда, особенно в первом полугодии 2008 г. В августе уровень безработицы составил 1,7%, наименьшее значение с начала 1970-х гг., но уже к концу года данный показатель возрос до 2,1%.  Уровень заработной платы возрос в первом полугодии, но затем в связи с неблагоприятными экономическими прогнозами начал снижение. В частном секторе темп роста заработной платы в IV квартале 2008 г. составил 4,2%, в том же периоде 2007 г. показатель составлял 4,5%.

Уровень инфляции  рос в течение года и в декабре составил 2,4%. Движение цен было в основном вызвано значительными колебаниями цен на энергоносители и продовольствие.

В 2008 г. также значительно сократился внутренний спрос, снизились розничные продажи и продажи автомобилей. Произошло ослабление рынка недвижимости в связи со снижением цен и сокращением количества совершаемых сделок.  Снижение цен на жилье с 2007 г. (на который пришелся пик) составило 15%.

Темп роста инвестиций по сравнению с 2007 г. сократился на 2,4%, что отражает неблагоприятную конъюнктуру рынка. К тому же финансовые учреждения ужесточили условия выдачи кредитов, что выразилось в повышении процентных ставок и требовании гарантий.[4, pp.9-11]

Несмотря на спад в мировой экономике, экспорт датских товаров и услуг вырос на 3,8% в первые девять месяцев 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. Однако в последние месяцы экспорт товаров уменьшился, в то время как  импорт продолжал расти. Причиной сокращения экспорта стало то, что вместе со снижением цен на энергоносители сократились доходы от их экспорта, также с мая уменьшился экспорт промышленных товаров. [3, pp.20-21] Ситуацию усугубило общее сокращение мировой торговли, которое по данным ВТО составило 9% в 2009 г. [7, p.331]

Негативные тенденции в развитии экономики сохранились и в первой половине 2009 года. Несмотря на то, что согласно отчету о финансовой стабильности Центрального Банка Дании в I квартале 2009 года в датской экономике прослеживались некоторые признаки стабилизации,  в развитии сохранялась высокая степень неопределенности. Как внутренний, так и внешний спрос на датскую продукцию снизился. Частное потребление вычерчивало нисходящий тренд, несмотря на значительное увеличение располагаемого дохода. Это связано с негативными потребительскими ожиданиями и снижением общего уровня богатства вследствие падения цен на недвижимость и фондовых индексов. Ухудшилась ситуация на рынке труда страны: только в первые четыре месяца 2009 года число безработных увеличилось более чем на 30 000 человек. [2, pp.23-24]

Растет число банкротств, конец 2008 г. и начало 2009 г. были отмечены самым большим количеством принудительных ликвидаций с 1979 года, когда начался подсчет данного показателя. В 2008 г. обанкротились свыше 3,8 тыс. компаний. Это на 61% больше по сравнению с предыдущим годом. Только в декабре 2008 г. прекратили существование 596 фирм.  В наибольшей степени пострадали компании, связанные с продажей недвижимости и транспортом. Главные «столпы» датской экономики – пивоваренная компания Карлсберг (Carlsberg) и крупнейшая финансовая группа Данске Банк (Danske Bank) – тоже тяжело пострадали от финансового кризиса. В общей сложности в 2008 г. акции этих компаний потеряли в цене более 47 млрд. долл. Судоходная и нефтяная компания Эй Пи Мюллер-Мэрск (A.P. Møller-Mærsk) потеряла 22,6 млрд. долл. Карлсберг – 10,4 млрд. долл.,  Данске Банк - 14 млрд. долл. При этом потери концерна Эй Пи Мюллер-Мэрск фактически оказались еще больше, поскольку он владеет 22% акций Данске Банк. [13]

Финансовый кризис серьезно повлиял на доходы датских банков в 2008 году, особенно в IV квартале. Совокупная прибыль 14 крупнейших банков страны сократилась с 6 млрд. долл. в 2007 г. до 0,08 млрд. долл. в 2008 г. Среди важнейших причин такого развития в состоянии доходов называются списание задолженностей по ссудам на сумму 3,6 млрд. долл. и потери от снижения рыночной стоимости капитала на сумму около 1 млрд. долл. Описанная ситуация с доходами и проблемы ликвидности стали одними из причин растущего числа банков, подлежащих ликвидации, слиянию или поглощению. Общими чертами банков, испытывавших трудности были большие объемы выданных кредитов и участие в операциях с недвижимостью.

Нужно отметить, что датский банковский сектор является наиболее жестко контролируемым в Скандинавии, поэтому банки страны, которые столкнулись с трудностями, были подвергнуты немедленной санации. В 2008 г. и первые месяцы 2009 г. прекратили свое существование 18 независимых банковских учреждений. В частности, еще в августе 2008 г. национализирован банк Роскильд (Roskilde), а в сентябре 2008 г. его отделения проданы трем другим банкам – Нордеа (Nordea), Спар Норд Банк (Spar Nord Bank) и Арбайден Ландсбанк (Arbejdernes Landsbank).

13 ноября 2008 г. И Би Эйч Банк (ebh Bank) объявил о том, что более не соответствует установленным требованиям платежеспособности. Банк был поглощен компанией по обеспечению финансовой стабильности[1]. Большинство отделений банка было распродано мелким банковским учреждениям в течение весны 2009 г.

В феврале 2009 г. Фиония Банк (Fionia Bank) также начал испытывать трудности с платежеспособностью. 23 февраля банк заключил рамочное соглашение с компанией по обеспечению финансовой стабильности по  поводу финансовой поддержки. По договору Фиония Банк создал новый банк, которому передал все активы и пассивы старого банка за исключением акционерного капитала и субординированного капитала. К компании по обеспечению финансовой стабильности перешел контроль над вновь образованным банком, после передачи ей старым банком своих акций и связанного с ними права голоса. Компания взяла на себя обязательство укрепить капитальную базу нового банка путем вливания 0,2 млрд. долл. в виде субординированного капитала. Эти меры улучшили финансовое состояние банка.

В марте 2009 г. аналогичные проблемы возникают у банка Люккен Спаркасс (Løkken Sparekasse). После тщетных попыток найти партнера для слияния, банк 2 марта вступает в рамочное соглашение с компанией по обеспечению финансовой стабильности. Банк передает компании все активы и пассивы, она в свою очередь заключает соглашение с Нордиск Банк (Nordjyske Bank) о продаже ему основного бизнеса банка.

Описанные тенденции  говорят о том, что после экономического бума последних лет спад в стране оказался неожиданно резким и глубоким. Естественно, как и в других странах по всему миру, правительство Дании прилагает активные усилия для исправления сложившейся ситуации. Подготовлен соответствующий пакет антикризисных  мер, предполагающий проведение широкомасштабной дискреционной политика, а также действия по поддержанию банковской системы страны. Об этом речь пойдет далее.

Антикризисные меры правительства страны.

Меры дискреционной политики

Для смягчения негативных циклических явлений в экономике и поддержки занятости правительством страны планируется значительно увеличить совокупный объем государственных инвестиций в ближайшие годы в рамках соглашений по инфраструктурным инвестициям и инициатив по увеличению муниципальных инвестиций.

Ожидается, что совокупные государственные капиталовложения увеличатся с годового уровня в 5,9 млрд. долл. в 2004-2008 гг. до 8,1 млрд. долл. в 2010 г. Реальный темп роста государственных инвестиций должен достигнуть около 12% в 2009 и 18% в 2010 гг. Таким образом, впервые с 1960-х гг. данный показатель будет измеряться двухзначным числом в течение двух последовательных лет. Уровень государственных капиталовложений в 2010 г. должен достигнуть 2,5% ВВП, это наивысшее значение с 1981 г.

Бюджетное предложение правительства на 2010 г. включает инициативу выделения около 1,1 млрд. долл. на строительство современных больниц, школ, детских садов, учреждений для престарелых. Большое внимание уделяется научным исследованиям и образованию, что выражается в инвестициях в университетские лаборатории объемом около 0,4 млрд. долл. из Фонда глобализации. Значительной статьей бюджетного предложения являются также расходы на охрану окружающей среды – около 0,15 млрд. долл. Примерно столько же предполагается выделить на нужды обороны. Среди приоритетов также выделяются  нужды наиболее уязвимых групп населения и обеспечение здорового питания в детских учреждениях. [5, p.75]

В целях увеличения располагаемого дохода домохозяйств, а соответственно и стимулирования частного потребления правительство  проводит налоговую реформу. Для ее разработки в 2008 г. была создана  Специальная комиссия, которая в начале 2009 г. представила программу, предусматривающую, в основном, снижение налоговой нагрузки на физических лиц. Сейчас в Дании приняты три ставки подоходного налога от 5,25% до 15%. Также, с физических лиц взимаются местные налоги со ставкой от 22,7% до 27,8% и другие дополнительные сборы. В общей сложности налогоплательщики, которые зарабатывают от 40 тысяч евро в год, перечисляют в бюджет до 60% своих доходов.

Комиссия по налоговой реформе предлагала отменить среднюю 6% ставку подоходного налога, а минимальную и максимальную сократить до 3,75% и 13,5% соответственно. Также, планировалось увеличить порог налогообложения и снизить максимальную совокупную ставку всех налогов до 54,5%. [14]

Программа снижения налогов уже согласована с парламентскими партиями. В процессе консультаций она претерпела некоторые изменения. Правительству отказалось от сокращения максимальной ставки подоходного налога, но порог налогообложения при этом решено поднять. Средняя ставка будет отменена, а минимальная - снижена на 1,5%.

С 1 января 2009 г. уже проводится снижение уровня налогообложения на сумму 0,95 млрд. долл. в следующем году ожидается дальнейшее снижение налогов. С 1 января 2010 г. начнется снижение подоходного налога в совокупности на 4,4 млрд. долл., в т. ч. налоги на зарплату – на 1,7 млрд. долл. В результате датчане должны получить «на руки» 2,3 млрд. долл. дополнительно, что позволит стимулировать экономику, создаст около 19 000 новых рабочих мест и повысит благосостояние семей.

Правительство также разработало план дополнительных антикризисных мер по увеличению ликвидности в предпринимательском секторе, которое, согласно расчетам, в 2009 году составит 11,7 млрд. дол. Вводится возможность отсрочки выплаты НДС до 6 мес., сроки авансовых выплат налогов продлеваются на 1 мес., увеличиваются сроки кредитования для выплаты НДС. Данный порядок вводится на полгода с возможностью продления. [12]

 С осени 2008 г. началось снижение процентных ставок, особенно по краткосрочным займам. Ставка по ипотечным облигациям с плавающей процентной ставкой снизились более чем вдвое. В Дании низкие процентные ставки способны оказывать огромное влияние на многие показатели экономики страны. Неизменно хорошо функционирующий рынок ипотечного кредитования, несмотря на кредитный кризис, обеспечивает доступ датчан к финансовым средствам, а теперь и под низкий процент. Если проанализировать виды займов датчан, то среди них доминируют ипотечные займы.

Кроме того, правительством принято решение осуществить выплату сбережений из пенсионного фонда (Special Pension (SP) fund). Работа по созданию пенсионного фонда была начата в 1998 г. и приостановлена в 2004 г. С 1998 по 2003 гг. датчане производили обязательные отчисления в размере 1% заработной платы на личный пенсионный счет (SP account). В фонде аккумулировано около 9,3 млрд. долл., и хотя при снятии сбережений необходимо уплатить налог, данная инициатива должна существенно простимулировать частное потребление. [7, p.330] В общей сложности эти меры дискреционной политики должны увеличить уровень ВВП страны примерно на 1% в 2010 г.

Меры по спасению банковской системы страны

Дания первой из Скандинавских стран обнародовала пакет антикризисных мер, призванный сохранить доверие клиентов к банкам, воскресить межбанковский рынок, возобновить кредитование реальной экономики и населения, а также ослабить давление на национальную валюту. Датское правительство стремится добиться повышения надежности банковского сектора за счет средств самих банков. [10]

5 октября 2008 г. правительство Дании заключило соглашение с Народной, Социал-демократической и Социально-либеральной партиями страны и представителями финансового сектора с целью обеспечения финансовой стабильности в стране. Законопроект был одобрен также Еврокомиссией, поскольку он соответствует антикризисной концепции Евросоюза. Соглашение приобрело статус закона (Акт о финансовой стабильности) 10 октября и де-факто составляет собой систему безопасности, обеспечиваемую правительством и финансовым сектором, когда все требования вкладчиков и незащищенных кредиторов банковских учреждений королевства покрываются правительственными гарантиями. [1, p.16] Для этого кредитными учреждениями в течение двух лет создается специальный страховой фонд размером 35 млрд. крон (6,7 млрд. долл.), что составляет 2% ВВП. Первый взнос в размере 10 млрд. крон (1,9 млрд. долл.) банки должны сделать немедленно. Пока фонд не сформирован целиком, государство разделяет ответственность банков за сохранность вкладов.  Расходы по созданию страхового фонда в значительной степени возьмут на себя крупнейшие банки страны – взнос Данске Банк составит треть всей суммы, а Нордеа оплатит пятую часть.[11] Главная задача фонда – оказание помощи банкам в проблемных ситуациях.  Кроме того, государство гарантирует вклады клиентам банка в полном объеме даже в том случае, если средств на специальном счету окажется недостаточно.

Датское правительство также создало компанию с целью облегчения процессов ликвидации неплатежеспособных банков (т.н. компания по обеспечению финансовой стабильности или ликвидационная компания).  Данная компания в случае, когда банки не отвечают установленным требованиям платежеспособности, будет вливать капитал в филиал, который в свою очередь поглотит и ликвидирует  соответствующий банк (если не остается других решений проблемы). 

В соглашении по финансовой стабильности подчеркивается, что действие этой системы безопасности предполагает проявление сдержанности со стороны финансового сектора. Часть соглашения состоит в том, что замораживается оплата труда банковских руководителей (в частности, запрещаются так называемые опционные премиальные выплаты топ-менеджерам). В соглашение также включен запрет на выплату дивидендов банками и остановка программ обратного выкупа своих акций и их обмена на другие активы. Для предотвращения нецелевого использования правительственных гарантий на деятельность банков накладываются ограничения в плане расширения предоставления займов и принимаемых на себя рисков. [1, p.16]

3 февраля 2009 года правительством страны был принят закон о вливаниях капитала в кредитные учреждения. Целью закона является рекапитализация датских кредитных институтов и снижение риска ограничения кредита. Это, таким образом, второй пакет мер по спасению банковской системы страны.

Правительство намерено осуществлять вливания средств в форме гибридного капитала первого уровня (основного, базового капитала). Кредитные институты, соответствующие установленным требованиям финансовой устойчивости, могут воспользоваться данной программой. При выдаче средств будет уделяться особое внимание политике выдачи кредитов, системе вознаграждения руководящих работников и политике в области дивидендов соответствующего кредитного учреждения. В зависимости от того, насколько рискованным является для правительства сотрудничество с тем или иным кредитным институтом будет устанавливаться величина процента на выданные средства. Ожидается, что в среднем он составит 10% годовых. На нужды программы правительство готово выделить 100 млрд. крон (19 млрд. долл.) – 75 млрд. для банковских учреждений и 25 млрд. для институтов ипотечного кредитования. [2, p.17]

По словам министра промышленности и экономики Дании Лене Эсперсен, эти соглашения должны помочь намерениям правительства решать проблемы в банковском секторе с опережением, так как последние чреваты большими последствиями для общества.

Краткосрочный прогноз развития экономики.

В декабре 2009 года Министерство финансов Дании опубликовало очередной экономический обзор, в котором дается прогноз дальнейшего развития экономики страны. По сравнению с августовским выпуском прогноз для экономики страны несколько улучшился во многом благодаря позитивным сдвигам в мировой экономике. Уже во второй половине 2009 г. начался рост ВВП благодаря росту экспорта и частного потребления, так, в III квартале рост составил 0,6%. Тем не менее, приведенная в обзоре оценка изменения ВВП за год в целом является величиной отрицательной (-4,3%), причем по сравнению с августовскими прогнозами министерства показатель пересмотрен в худшую сторону, тогда он составлял -3%.  Однако ожидается, что начавшийся во второй половине 2009 г. рост продолжится в 2010, 2011 гг. и составит 1,3% и 1,6% соответственно. (Табл. 1) В августовском же выпуске прогнозируемый на 2010 г. рост ВВП составлял 1%.

Во второй половине 2009 г. должен был произойти значительный рост потребления в связи с выплатами сбережений из пенсионного фонда и уменьшением налогового бремени. Тем не менее, среднегодовой темп роста потребления оценивается на уровне -4,7%  в связи с низким уровнем в начале года. В 2010 г. ожидается увеличение частного потребления на 2,4% благодаря росту доходов населения, аналогичный темп роста должен сохраниться и в 2011 г. (Табл.1) Это, наряду с высоким уровнем государственных капиталовложений, рост которых в 2009 г. оценивается на 12,6%, а в 2010 г. – 18,4%, и постепенным увеличением экспорта, рассматривается как  движущие силы роста спроса и ВВП. [8]  Темп роста государственного потребления составит 1% в 2010 и 2011 гг.

  Таблица 1

Динамика основных экономических показателей Дании

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Изменение в % к предыдущему году

ВВП

3,4

1,7

-0,9

-4,3

1,3

1,6

Индекс потребительских цен

1,9

1,7

3,4

1,4

2,0

1,7

Реальный располагаемый доход домохозяйств

3,0

0,1

0,7

2,22

5,2

2,2

Экспортные рынки для датских производителей

8,9

7,6

2,0

-10,9

3,6

6,1

Частное потребление

3,6

2,4

-0,3

-4,7

2,4

2,4

Государственное потребление

2,8

1,3

1,6

1,6

1,0

1,0

Государственные капиталовложения

16,6

-1,1

-1,1

12,6

18,4

-15

Государственный долг (% от ВВП)

31,2

26,8

33,4

38,5

41,8

46,4

Экспорт товаров и услуг

9,0

2,2

2,9

-8,8

2,8

3,7

Импорт товаров и услуг

13,9

2,8

3,9

-11,5

3,7

4,1

Международная конкурентоспособность

-1,1

-3,1

-4,3

-4,7

-1,7

-0,7

Источник: Economic Survey December 2009 Press Release. Danish Ministry of Finance

Вместе с тем, ожидается дальнейшее повышение безработицы в основном по причине падения производства. В 2009 количество безработных ожидается на уровне 101 000 человек (3,5%), тогда как в 2008 году показатель составлял 52 000 человек. В 2010 году уровень безработицы должен был составить по августовским прогнозам министерства 5,2%, что в абсолютном значении соответствует 150 000 безработных, в декабре произошла корректировка: 5,3% и 155 000 соответственно; ожидается, что в 2011 г. показатель сохранится на таком же уровне. (Табл.2) Экономический кризис уже привел к повышению безработицы весной 2009 г., но с достаточно низкого уровня, в марте количество безработных достигло 44 000.

К тому же сокращается численность трудовых ресурсов – в 2009 и 2010 гг. сокращение составит около 20 000 человек. Одной из причин является ухудшившиеся возможности получения работы молодыми людьми, что побуждает их продолжать обучение. Кроме того, растет число пожилых людей и ожидается уменьшение числа иностранных рабочих.

Дания, как и любая открытая экономика, широко включенная в мирохозяйственные связи, подвергается влиянию негативных тенденций, происходящих в экономиках стран-партнеров. Так, за прошедший год в странах, являющихся ключевыми экспортными рынками для датской продукции (Германия, Швеция) быстро падал уровень ВВП. В связи с этим рост рынков сбыта датских производителей оценивается на уровне -10,9% в 2009 г., в 2008 этот показатель составил 2%, в 2007 г. – 7,6%. Учитывая описанную тенденцию, а также ухудшение конкурентоспособности страны в сфере заработной платы, в 2009 г. падение экспорта товаров оценивается на уровне 13% в реальном исчислениив реальном исчислениист на 2,2атель сохранится на таком же уолвне.. Постепенное улучшение ситуации в мировой экономике в 2010 г. должно привести к росту данного показателя на 1,5%. Совокупный экспорт товаров и услуг по оценкам сократится на 8,8% в 2009 г., а в 2010 г. и 2011 гг. ситуация улучшится, произойдет рост на уровне 2,8% и 3,7% соответственно.

Таблица 2

Рынок труда Дании

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность трудовых ресурсов (тыс.)

2868

2893

2944

2953

2931

2914

2910

Численность занятых (тыс.),

          из них в частном секторе:

                       в госсекторе:

2727

1902

852

2783

1958

826

2866

2043

823

2902

2069

813

2830

2004

826

2759

1926

833

2755

1921

834

Безработица (тыс.)

141

109

78

52

101

155

155

Безработица (%)

4,9

3,8

2,7

1,8

3,3

5,3

5,3

Источник: Economic Survey December 2009 Press Release. Danish Ministry of Finance

Из-за значительного падения совокупного спроса в 2009 г. сокращение импорта товаров и услуг составило 11,5% в реальном исчислении,  в 2010 прогнозируется рост на 3,7%, в 2011 г. – на 4,1%. Следует отметить, что в период с 2003 по 2007 гг. данный показатель увеличился на 40%. [8] 

В связи с проводимой правительством экспансионистской фискальной политикой и действием автоматических стабилизаторов в экономике ожидается, что значительный профицит государственного бюджета, наблюдавшийся в период 2004-2008 гг., сменится в 2009 и 2010 г. крупным дефицитом. Государственный бюджет 2010 года будет сведен с дефицитом в 18 млрд. долл., тогда как в 2008 г. наблюдался профицит в 11,4 млрд. долл. В 2009 г. дефицит оценивается в 9,5 млрд. долл. Это соответствует 3% от ВВП в 2009 г. и  5,5% в 2010 г., что превышает границы, определенные критериями Лиссабонской стратегии ЕС (3%). (Табл.3) Потери датской экономки от финансового кризиса и последовавшей рецессии в 2008-2010 гг. оцениваются в 29,3 млрд. долл. (8,9% от ВВП). [6, p.96] В 2011 г. дефицит бюджета ожидается на уровне 15 млрд. долл. или 4,4% ВВП.

Такие изменения в государственных финансах отражает их чувствительность к циклическим колебаниям в экономике: вместе с ростом безработицы увеличиваются расходы бюджета, одновременно сокращается доходная часть в связи с сокращением спроса и занятости. Дефицит госбюджета на 2/3 вызван действиями автоматических стабилизаторов в экономике и на 1/3 мерами дискреционной фискальной политики. Уровень государственного долга соответственно тоже возрастет и к концу 2010 г. составит около 42% от ВВП, в 2007 г. данный показатель находился на уровне 27%. Тем не менее, проводимые в 2009 и 2010 гг. меры дискреционной политики по оценкам должны способствовать повышению экономической активности в стране на 2,7% и увеличить занятость в экономике на 50 000 человек (около 2%).

Таблица 3

Баланс государственного бюджета, 2003-2011 гг.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Млрд. долл.

-0,3

5,3

14,8

15,6

15,3

11,4

-9,5

-18,0

-15,0

% от ВВП

-0,1

1,9

5,0

5,0

4,8

3,4

-3,0

-5,5

-4,4

Источник: Budget Outlook, December 2009. Danish Ministry of Finance. P. 96

По словам министра финансов Дании, мировой финансовый кризис перевернул ситуацию в экономике страны вверх дном. Всего год назад наблюдалось значительное давление на рынке труда с очень высокими темпами роста заработной платы, уровнем безработицы, достигшим исторического минимума, и ощутимым фискальным профицитом. В настоящее время экономика столкнулась с высокой безработицей и значительным дефицитом бюджета. Тем не менее, нельзя утверждать, что все положительные отзывы об экономике страны в предкризисный период оказались ошибочными или преувеличенными. Дело в том, что современный финансово-экономический кризис по своим масштабам и глубине оказался наиболее тяжелым в истории. Он затронул абсолютно все страны мира, а Дания, будучи полностью открытой экономикой, всесторонне включенной в мирохозяйственные связи, чрезвычайно восприимчива к изменению экономической конъюнктуры стран-партнеров и тенденций в мировой экономике в целом. Другое дело, что всем странам необходимо принимать меры по выходу из кризиса, здесь и проявляется потенциал, наработанный экономикой Дании в годы роста. Устойчивые государственные финансы, минимальный государственный долг, профицитный бюджет, наблюдавшиеся до кризиса, позволили правительству приводить в жизнь широкомасштабную дискреционную политику. Несмотря на негативное развитие многих показателей, общий прогноз для экономики является положительным. Запас прочности, приобретенный в докризисный период, позволяет экономике страны лучше справляться с кризисными явлениями.

Значительные изменения в государственных финансах отчасти отражают усилия правительства ослабить негативное влияние кризиса на экономическую активность и занятость. Быстрая реакция в ответ на финансовый кризис и значительное по сравнению с другими странами смягчение фискальной политики заложили основы для возможно более безболезненного выхода из кризиса. Вкупе с наблюдавшимися в последнее время признаками стабилизации мировой экономики, это дает основания ожидать роста экономической активности в  2010 и 2011 гг.

Оптимизм в отношении дальнейшего развития экономической ситуации в стране  проявляет и Стив Босин –  главный экономист Данске Банк. По его словам, если еще в первом квартале 2009 г. не было и проблесков надежды, то уже с середины года можно наблюдать умеренный прогресс в экономике. Это не дает оснований говорить об окончании кризиса, но нужно с чего-то начинать, и возможно Дания будет среди европейских стран раньше всех преодолевших кризисные явления. [9, p.59]

Эту мысль подтверждают и результаты нового рейтинга Международного института развития менеджмента, так называемого «Стресс теста». Он дает представление о том, какие страны обладают преимуществами для успешного преодоления происходящих кризисных явлений и повышения своей конкурентоспособности в ближайшем будущем. Страны оценивались по 20 параметрам, разбитым на четыре группы: 1) перспективы развития экономики, 2) правительство, 3) бизнес, 4) общество. Дания заняла в рейтинге первое место, США – лидер Всемерного ежегодника конкурентоспособности – заняли только 28-е место.  Несмотря на то, что прогнозы на 2009 год для датской экономики были неутешительными, страна заняла первое место во многом благодаря устойчивости политики правительства и бизнес структур, а также традиционно свойственной стране социальной стабильности. [15]

Тем не менее, сейчас стоит воздерживаться от новых дорогостоящих проектов, которые могут привести к увеличению бюджетного дефицита, государственного долга и процентных ставок, что в свою очередь может повлиять на рынок жилья и занятость. Основной задачей является поддержание спроса и занятости в краткосрочной перспективе. Страна оказывается в новой ситуации, когда произошло ослабление устойчивости государственных финансов. Правительство ставит перед собой цель избежать кризиса государственных финансов, это является чрезвычайно важным для сохранения экономического и социального благосостояния в долгосрочной перспективе.

Список использованной литературы

1.      Financial stability - (2008) Danmarks Nationalbank, 2nd half, pp. 16

2.      Financial stability – (2009) Danmarks Nationalbank, 1st half, pp. 17-24

3.      Monetary Review (2008) Danmarks Nationalbank, 4th Quarter, pp. 20-21

4.      Report accounts (2008) Danmarks Nationalbank, pp. 9-11

5.      Budget Outlook (August 2009) Danish Ministry of Finance, pp. 75 http://uk.fm.dk/sitecore/content/MinistryOfFinance/Home/Publications/2009/~/media/Publikationer/Imported/2009/1829-Budgetoversigt%202%20August%202009/kap_5.ashx

6.      Budget Outlook (December 2009) Danish Ministry of Finance, pp. 96 http://uk.fm.dk/sitecore/content/MinistryOfFinance/Home/Publications/2009/~/media/Publikationer/Imported/2009/BO3%20dec%2009/kap_6.ashx

7.      Danish Economy (Spring 2009) Danish Economic Council, pp. 330-331 http://www.dors.dk/graphics/Synkron-Library/Publikationer/Rapporter/For%E5r%202009/Diskussionsopl%E6g/Summary.pdf

8.      Economic Survey (December 2009) - The outlook. Press Release. Danish Ministry of Finance http://uk.fm.dk/Publications/2009/~/media/Publikationer/Imported/2009/OER%20dec%2009/English_Summary_December_2009.ashx

9.      Focus Denmark (July 2009) The Regular Business and Investment Review. Ministry of Foreign Affairs of Denmark, pp. 59 http://www.netpublikationer.dk/um/9352/pdf/FocusDK_0209.pdf

10.  «Эксперт Северо-Запад» №41 (389)/20 октября 2008 http://www.expert.ru/printissues/northwest/2008/41/skandinaviya/

11.   «Эксперт Северо-Запад» №43 (391)/3 ноября 2008 http://www.expert.ru/printissues/northwest/2008/43/skandinaviya/

12.  http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/economy/economiccooperation/econcoopintorgdirect/doc1236685722820 28.02.2009

13.  http://news.liga.net/news/N0900763.html 10.01.2009

14.  http://www.taxpravo.ru/news/taxpravo/article1665004123434658826391523186816 11.02.2009

15.  www.imd.ch



[1] Компания создана для ликвидации учреждений, более не отвечающих условиям финансовой устойчивости, в  рамках пакета мер по поддержке банковского сектора страны

Основные термины (генерируются автоматически): млрд, Банк, дания, долл, финансовая стабильность, мировая экономика, частное потребление, заработная плата, уровень, подоходный налог.


Похожие статьи

Опыт реализации кейнсианских и неолиберальных рекомендаций...

В мировой экономической истории можно встретить немало примеров, подтверждающих

В период с 1949 по 1954 год одни только США предоставили Франции 5,2 млрд. долл., из них 3,2 млрд

Ее цель — упростить порядок подоходного налогообложения, упразднив вычеты и...

Государственная конкурентоспособность России в условиях кризиса

Средняя заработная плата увеличилась на 5,3 процента в номинальном значении

с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.

Горский И. Налоги в механизме стабилизации. Экономика и жизнь, 1994. -- № 36.

Похожие статьи

Опыт реализации кейнсианских и неолиберальных рекомендаций...

В мировой экономической истории можно встретить немало примеров, подтверждающих

В период с 1949 по 1954 год одни только США предоставили Франции 5,2 млрд. долл., из них 3,2 млрд

Ее цель — упростить порядок подоходного налогообложения, упразднив вычеты и...

Государственная конкурентоспособность России в условиях кризиса

Средняя заработная плата увеличилась на 5,3 процента в номинальном значении

с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.

Горский И. Налоги в механизме стабилизации. Экономика и жизнь, 1994. -- № 36.

Задать вопрос