Библиографическое описание:

Моргун О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 290-291.

Из-за крупных политических и социально-экономических преобразований, в последние годы происходящих в России и мире, возникает необходимость углубленной разработки новых форм организации и управления культурным движением детей и юношества. К числу таких инновационных форм относится духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на использование культурного потенциала. В ходе исследований, многие специалисты указывают на возможность формирования в ходе культурной деятельности подрастающего поколения гуманистических идеалов и духовных ценностей, а также повышения нравственных возможностей молодежи. Эффективно, культурное воспитание может быть реализовано в ходе массовых культурных детско-юношеских мероприятий, широко распространенных в последние годы в нашей стране и в мире. Однако организационно-технологические основы управления развитием системы подобных мероприятий не стало предметом специального исследования ученых и специалистов. Отсутствие таких научно-технологических разработок серьезно тормозят развитие новых подходов к организации массовых детско-юношеских мероприятий.

Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образовательных институтов. Социальные образовательные институты рассматриваются нами как совокупность:

— институтов системы образования: учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.;

— социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы: культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские, подростковые, юношеские общественные организации, органы самоуправления и администрации данного территориального пространства и др.;

— субъектов открытой образовательной среды: семья, родственники, церковь, референтная группа, контрреферентная группа, социальная уличная микросреда, СМИ, различные социальные феномены, клубы, спортивные, любительские секции и др. [1, с. 191].

Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников, но и педагогов, и родителей), с третьей – является особым институтом, учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции [4, с.278].

Школа как пространство социального развития ребенка наиболее полно исследована современными педагогами и психологами – И.Д. Фруминым, Г. Ричардсоном, А.Г. Ковалевым, В.А. Ясвиным и др.

На сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана.

Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении) через усвоение групповых норм и идеалов; удовлетворения и развития потребностей в труде, в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями; удовлетворения и развития потребностей в упорядочении индивидуальной картины мира, познавательной потребности; в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации [3, с.240].

Из этого следует, что главная функция образовательного пространства — расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в позицию субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями [1, с.191].

Важным фактором формирования образовательного пространства является взаимодействие всех его компонентов. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи социального становления личности. Проектирование такого многофакторного взаимодействия и представляет собой конструирование педагогически целесообразного образовательного пространства [6, с.53].

Школа, как организатор образования, и социум взаимно детерминированы. Единое, целостное образовательное пространство предполагает межинституциональные связи, взаимодействие всех образовательных сфер, взаимоотношения образования и социально-культурной среды, социума, проявляющиеся как в развитии личности на всех ее возрастных этапах (в онтогенезе), так и в каждый конкретный момент ее состояния во всех сферах жизнедеятельности [5, с.416].

На сегодняшний день, система образования России находится в состоянии модернизации.

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только образовательный, но и культурный центр. Помимо образовательных потребностей учащиеся нуждаются в более качественном удовлетворении и социально-культурных потребностей.

Важным в проектировании развития образования является понимание того, каковы же социально-культурные потребности школьников сегодня [2, с.144].

Проектные решения социально – культурной сферы в образовательном пространстве могут включать:

- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;

- инициирование и поддержка политклубов, духовно – просветительских центров, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров и т.п., способствующих снятию социальной напряженности.

- создание специализированных центров местной культуры – исторических музеев, музеев народного творчества, домашних библиотек, выставок и др.

Проектные программы во многом способствуют решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Они являются организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей духовно – нравственного восстановления личности как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

Многообразие проводимых культурно – досуговых мероприятий (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияют на социализацию детей и их воспитание.

Цель массового детского мероприятия - организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Основные задачи детского массового мероприятия:

- совершенствование качества и эффективности досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

- разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

- осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

- воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;

- развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

- поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;

- определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;

- художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

- восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Основная стратегическая цель таких проектных мероприятий заключается в обеспечении реального доступа к культурным ценностям всех социальных групп и категорий населения и увеличении многообразия субъектов современного образовательного пространства.

 

Библиографическая литература

1.      Гурьянова, М.П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод. рекомендации / М.П. Гурьянова, В.Б. Орлов. – М.: ИПСР РАО, 2003. 

2.      Инновационное содержание образования. - М.: Эврика, 2003.

3.      Лукина, А.К. Социально-педагогическое проектирование введения профильного обучения в регионе: монография / А.К. Лукина. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. 

4.      Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие / А.К. Лукина. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 

5.      Село и школа. – Москва: Эврика, 2005 год.

6.      Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle