Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 2073 раза

Библиографическое описание:

Масягина, О. Ю. Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников / О. Ю. Масягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1285/ (дата обращения: 23.04.2024).

Дискуссии, длившиеся на протяжении многих лет – попытки определения сущности и природы интеллекта - в конечном итоге привели к парадоксальному результату: сторонники идеи общего интеллекта в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность вынужденно убеждались, что по отношению к множеству различных проявлений интеллектуальной деятельности общий интеллект – не более чем формально-абстрактное понятие.

С другой стороны, представители идеи интеллекта как совокупности способностей также приходили к выводу о наличии некоего объединяющего начала в различных видах интеллектуальной деятельности.

Социальный интеллект, рассматриваемый нами в рамках возрастного подхода, является самодостаточным феноменом,  представляющим собой целостную систему по накоплению, систематизации, анализу человеком собственного опыта, опыта других людей, служащую качественной основой развития успешной личности.

С 2007 года на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» и ДОУ №197 г.Омска разработана и введена в практику учреждений авторская образовательная программа «Я успешен!»для старших дошкольников. Освоение программы идёт через развитие компонентов социального интеллекта (работа над самооценкой, саморегуляцией, осознанием ребёнка себя как объекта и субъекта социальных отношений) средствами ролевых игр, элементов психогимнастики, анализа ситуаций, коллективных творческих проектов, психологической диагностики и коррекции (в т.ч. – сказкотерапии, арттерапии).

Методологической основой построения программы являются:

1.            Показатели социального и интеллектуального развития детей 6-7лет (М.М.Безруких);

2.            Структурные компоненты социального интеллекта [2];

3.            Новообразования дошкольного возраста – воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия, самооценка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже).

Научную основу программы составляет концепция Эрика Эриксона о развитии личности. Развитые люди, с позиции Э.Эриксона, обладают отчётливой картиной мира, принимают свою внутреннюю сущность и ту культуру, в которой они живут. Поэтому процесс развития предстаёт в виде описания внутренних и внешних конфликтов, которые человек должен преодолеть в течение своей жизни. По мере преодоления этих конфликтов у него нарастает чувство внутреннего единства и развивается способность поступать правильно, в соответствии с собственными принципами и реальными обстоятельствами

В частности, в шестилетнем возрасте у ребёнка развивается чувство достижения (стремление получить социально значимый результат). Ребёнок в этом возрасте хочет заслужить признание окружающих взрослых и сверстников через создание чего-либо значимого. При этом для ребёнка важно, что нечто значимое было получено в результате упорной, настойчивой деятельности.

Если взрослый ставит перед ребёнком решаемые, социально значимые и привлекательные задачи и создаёт условия, необходимые для их решения, то ребёнок, скорее всего, пройдёт этот период благополучно. Если же он оказался неподготовленным к школе, не разрешил конфликтов на предыдущих стадиях развития, то этот период может сформировать у него чувство неполноценности. Оно может возникнуть и в том случае, если ребёнок делает хорошо то, что неважно ни для педагогов, ни для сверстников (Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса) [1].

Отличительными особенностями авторской образовательной программы «Я успешен!» (от ряда изученных нами программ схожей тематики) является комплексный подход к развитию социального интеллекта. Под комплексным подходом мы подразумеваем комплексное построение занятий - разнообразие форм и методов, объединённых педагогической целесообразностью в рамках  изучаемых разделов (в отличие от рассмотренных нами программ, представляющих собой подборку упражнений и игр, направленных преимущественно на развитие эмоциональной сферы дошкольников) - виды деятельности чередуются, следуя познавательному или сказочному сюжету.  Программу отличает также ориентированность на зону ближайшего развития (Л.С.Выготский) - наличие в творческих заданиях, исследовательских проектах двух уровней: на первом ребёнок легко может справиться с заданием самостоятельно, на втором  - при небольшой помощи взрослого.

Программа состоит из трёх тематических разделов. Раздел «Самооценка» направлен на развитие когнитивного компонента социального интеллекта. Критериями развития в данном случае выступают: адекватная оценка ребёнком своих способностей, адекватная оценка своей внешности, адекватное позиционирование себя в среде сверстников. Показатели поуровневого развития:

1.    Высокий: адекватно оценивает себя, свои возможности и способности; может самостоятельно  (критически) оценить результаты своего труда, свои поступки;

2.      Средний: затрудняется в оценке   результатов  своего труда, своих поступков, однако, способен проанализировать их при помощи взрослого, испытывает затруднения в определении своего положения в группе и отношении к себе сверстников;

3.    Низкий: недооценка/ переоценка своих возможностей, способностей; ярко выраженное сознание своей значимости / «неполноценности» в группе сверстников, заведомое нивелирование / «восхваление» результатов своего труда; зависимость от мнения взрослых.

Раздел «Саморегуляция» направлен на развитие эмоционального компонента социального интеллекта. Критериями развития здесь выступают: адекватные эмоциональные реакции, простейшие навыки организационной деятельности, действие по образцу/следование инструкции. Показатели поуровневого развития:

1.                  Высокий: умеет организовать свою деятельность в соответствии с целью, умеет сопоставить результаты своих действий с поставленной целью; гибко и адекватно реагирует на изменение ситуации; эмоционально устойчив;

2.                  Средний: стремится к организации своей деятельности, способен следовать инструкциям, требующим внимания и сосредоточенности; может объяснить проявление собственных эмоций в определённых ситуациях;

3.                  Низкий: не способен гибко и адекватно реагировать на изменение ситуации, обладает высоким уровнем тревожности.

Раздел «Межличностное взаимодействие» направлен на развитие поведенческого компонента социального интеллекта. В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, умение устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками, конструктивность взаимодействия. Показатели поуровневого развития:

1.                  Высокий: инициирует взаимодействие, ведет себя адекватно в соответствии с ситуацией взаимодействия, взаимодействие носит конструктивный характер; поддерживает положительный эмоциональный фон;

2.                  Средний: чувствует себя неуверенно при необходимости инициировать взаимодействие; легко идёт на контакт по инициативе другого ребёнка; при возникновении ситуации выбора склонен соглашаться с мнением другого в ущерб своим желаниям и предложениям; стремится поддерживать положительный эмоциональный фон;

3.                  Низкий: взаимодействие носит деструктивный характер, «тянет одеяло на себя», преобладание желания настоять на своём; неприятие особенностей личности других.

Таким образом, мониторинг развития компонентов социального интеллекта старших дошкольников направлен на выявление как текущего уровня развития, так и положительной динамики в соответствии с комплексом критериев, представленных в программе.

 

Литература

1.                  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с

2.                  Савенков А. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-1998.-№2

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, развитие, авторская образовательная программа, адекватная оценка, изменение ситуации, интеллектуальная деятельность, комплексный подход, критерий развития, общий интеллект, положительный эмоциональный фон.


Похожие статьи

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. — М.: ТЦ Сфера, 2016.

Развитие социального интеллекта дошкольников...

социальный интеллект, развитие, процесс, социальный интеллект старших дошкольников, старший дошкольный возраст, социальный опыт, социальная среда, дошкольный период, адекватная самооценка...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Наш МДОУ детский сад «Рябинка» работает по программе Н. Е. Вераксы и др. «От рождения до школы».

Проблема развития социального интеллекта в процессе...

Социальный интеллект, согласно Г. Айзенку – это результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. Общеизвестно, что Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей...

Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития...

Разработка Программы развития образовательного комплекса важна как для своевременного и адекватного реагирования на внешние изменения, так и для представления внутренней готовности организации к этим изменениям.

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор...

социальный интеллект, способность, зависимое поведение, ребенок, Развитие, поведение, отношение, профессия типа, собственное поведение, адекватная самооценка.

Научные подходы к изучению социального интеллекта...

Основные термины (генерируются автоматически): Социальный интеллект, интеллект, способность, общий интеллект, этап, способность мышления, современная психология.

Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников.

Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный...

социальная среда, социальный интеллект, социальный опыт, адекватная самооценка, процесс развития саморегуляции, процесс социализации, отношение.

Похожие статьи

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. — М.: ТЦ Сфера, 2016.

Развитие социального интеллекта дошкольников...

социальный интеллект, развитие, процесс, социальный интеллект старших дошкольников, старший дошкольный возраст, социальный опыт, социальная среда, дошкольный период, адекватная самооценка...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе...

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Наш МДОУ детский сад «Рябинка» работает по программе Н. Е. Вераксы и др. «От рождения до школы».

Проблема развития социального интеллекта в процессе...

Социальный интеллект, согласно Г. Айзенку – это результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. Общеизвестно, что Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей...

Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития...

Разработка Программы развития образовательного комплекса важна как для своевременного и адекватного реагирования на внешние изменения, так и для представления внутренней готовности организации к этим изменениям.

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор...

социальный интеллект, способность, зависимое поведение, ребенок, Развитие, поведение, отношение, профессия типа, собственное поведение, адекватная самооценка.

Научные подходы к изучению социального интеллекта...

Основные термины (генерируются автоматически): Социальный интеллект, интеллект, способность, общий интеллект, этап, способность мышления, современная психология.

Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников.

Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный...

социальная среда, социальный интеллект, социальный опыт, адекватная самооценка, процесс развития саморегуляции, процесс социализации, отношение.

Задать вопрос