Библиографическое описание:

Козлова Е. Н. Особенности положения молодежи на региональном рынке труда // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 257-259.

Молодёжь составляет в трудоспособном возрасте 37%. Однако доля молодёжи среди работников, занятых в народном хозяйстве, в последние годы постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растёт доля молодёжи в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в структуру её трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодёжи в сельской местности с 2007 года по 2009 год сократилась на 20% и составляет 18,5% от всего сельского населения Курской области.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищённости в сфере труда, и молодые люди первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 2009 года молодые люди до 30 лет составляли 30% от общего числа безработных. Уровень регистрируемой безработицы в это время составлял 2,0%, а среди молодёжи – 1,9%. Средняя продолжительность безработицы среди молодёжи составляет 5 месяцев, что на 2 месяца ниже общей по области продолжительности безработицы.

На протяжении последних лет в Курске растёт число молодых людей, обращающихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. В основном, это лица, впервые ищущие работу и не имеющие профессии и трудовых навыков. Несмотря на значительное (в 1,5 раза) сокращение численности молодёжи, обратившейся в службу занятости, в 2007 по сравнению с 2006 годом, в 2008 году в связи с финансовым кризисом и последовавшим за ним сокращением числа рабочих мест вновь имел место рост числа молодёжи, обратившейся в службу занятости.

По данным за 2009 год максимального значения уровень безработицы достигает в самой младшей возрастной группе (15-19 лет) – 35,1%, а затем почти монотонно падает на протяжении большей части возрастной шкалы.

Как и везде в мире, безработица среди молодежи в России выше, чем среди других возрастных групп. Это естественно, поскольку наиболее интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. Как известно, один из наиболее кризисных секторов российской экономики – сельское хозяйство. Отсюда, можно было бы заключить, что в России должна была сформироваться масштабная сельская безработица. Интересно, что близость уровней сельской и городской безработицы сохраняется почти для всех возрастных групп. Единственное исключение – самая младшая группа 15-19 лет, для которой городская безработица оказывается на 10% выше, чем сельская. Скорее всего, это отражает тенденцию к участию сельской молодежи в производстве товаров и услуг для  реализации в семейном подсобном хозяйстве. Без учета этого фактора уровни безработицы в городе и на селе практически сравниваются и для данной возрастной группы.

Скорее всего, дело здесь в специфике российского законодательства: среди молодых людей много учащихся и студентов, занятых поисками временной работы, которые согласно Закону о занятости не имеют право претендовать на получение официального статуса безработного. К тому же материальные стимулы к регистрации должны быть слабее у лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности, так как по существующему законодательству они могут рассчитывать лишь на минимальное пособие. (Высказанные предложения хорошо согласуются с тем, что у лиц с незаконченным высшим образованием и у лиц без опыта трудовой деятельности коэффициент регистрации  не дотягивал до единицы).

Распределение возрастных групп по уровню долговременной безработицы мало отличалось от их распределения по общему уровню безработицы. Самая высокая долговременная безработица бала характерна для молодежи (аналогичная ситуация наблюдается в большинстве стран мира). Уровень долговременной безработицы у молодых людей выше только потому, что они имеют более высокий общий уровень безработицы. В то же время доля безработных с продолжительностью поиска свыше года была среди молодежи в 1,5-2 раза меньше, чем среди остальных групп: соответственно 29% против 46-62% (данные конца 2009 года). Таким образом, молодежная безработица имела по преимуществу краткосрочный характер, с высокими темпами входа и выхода.  [1]

Таким образом, ситуация на рынке труда молодёжи в настоящее время характеризуется следующими факторами:

-                общий рост числа молодёжи, обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве;

-                сокращение занятости одновременно с резким уменьшением реальной заработной платы;

-                рост числа молодёжи, впервые вышедшей на рынок труда и не имеющей профессиональных навыков и опыта;

-                увеличение численности молодёжи, остающейся вне поля зрения государственных образовательных и социальных учреждений;

-                рост уровня безработицы среди молодёжи;

-                обострение конкуренции за рабочее место;

-                коммерциализация системы средне специального и высшего образования (в среднем каждый четвёртый студент обучается на договорной основе);

-                падение престижа общего и профессионально-технического образования;

-                увеличение числа молодёжи начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;

-                ориентация системы образования на «поточное» воспроизводство специалистов без учёта требования рынка труда;

-                неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых экономических условиях;

-                трудовая нестабильность молодёжи: призыв юношей в армию, декретные отпуска и отпуска по уходу за ребёнком для девушек, продолжение учёбы и т.п.

Иными словами, молодому человеку достаточно сложно трудоустроится по специальности, либо выбрать для обучения специальность, которая будет востребована и хорошо оплачиваема.[2]

Анализ ситуации на рынке труда г. Курска показывает, что выпускнику высшего учебного заведения довольно сложно найти работу. Именно поэтому многие молодые специалисты, еще, будучи студентами, вынуждены подрабатывать для того, чтобы к окончанию вуза накопить практический опыт и определится с будущим местом работы.

Так как проблема трудоустройства выпускников вузов сегодня является достаточно острой и актуальной, социологический опрос, проводимый в КГТУ позволил сделать следующие выводы:

36% (здесь и далее, от числа опрошенных) старшекурсников КГТУ подрабатывает уже сейчас (но лишь 16% работают по специальности). чаще всего студенты находят себе место работы через родственников, знакомых (65,4%). Посредством рассылки резюме или обращения в службы занятости трудоустроилось только 1,9% и 1,4% студентов соответственно.

1.      50% студентов подрабатывают, чтобы быть независимыми от родителей, 41% - чтобы приобрести опыт по специальности, 19% ответивших студентов совмещают работу с учебой, потому что только так они смогут трудоустроится в будущем.

2.      высокая заработная плата, интересная работа, возможность сделать карьеру, возможность интеллектуального роста являются доминирующими критериями при выборе работы.

3.      только 66% от числа опрошенных считают, что выбранная ими специальность будет востребована на рынке труда в ближайшее будущее. 70% студентов ответили, что они не имеют гарантий трудоустройства после окончания вуза, 51% студентов считают себя не совсем готовыми к трудовой деятельности и всего лишь 29% опрошенных имеют полное представление о своей будущей работе.

Основываясь на вышеизложенных фактах, можно выделить две главные группы проблем, с которыми сталкивается рынок труда молодых специалистов:

1.                  низкая конкурентоспособность выпускников по сравнению с другими возрастными группами (отсутствие жизненного и профессионального опыта, зачастую расплывчатое представление студентов о будущей профессии, недостаточная информированность о внутреннем устройстве различных организаций, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и возможных способах поиска работы, нередко завышенная самооценка студента и т.д.).

2.                  отсутствие детального и систематического изучения и анализа регионального и федерального рынка труда и координации в подготовке кадров. Вследствие этого значительная часть выпускников (например, 30% выпускников кемеровских вузов) работает не по специальности, снижая тем самым уровень своей первоначальной квалификации. Ряд проблем создает также и то, что почти в каждом вузе России готовят юристов, экономистов, менеджеров и крайне мало специалистов технических специальностей. Вузы зачастую дают лишь общие (теоретические) представления о будущей профессии и многие выпускники, устраиваясь на работу, начинают учиться заново.

В связи с необходимостью решения проблем трудоустройства среди молодёжи Курской области необходимо разработать целевую региональную программу «Развитие конкурентоспособности молодёжи Курской области на рынке труда на 2010 – 2015 годы». Где целями были бы:

-                            создание условий для повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда, содействие адаптации молодёжи в условиях новых экономических отношений;

-                            разработка мероприятий, направленных на поддержку молодёжи области и смягчение последствий структурной перестройки экономики;

-                            расширение сферы приложения сил различных категорий молодёжи.

Задачи программы:

-                            социальная и психологическая поддержка молодёжи в условиях структурной перестройки экономики области;

-                            разработка новых технологий социальной поддержки молодёжи в процессе реструктуризации экономики области;

-                            обеспечение социальной защиты молодёжи в сфере занятости, а так же в других сферах, особенно таких категорий как инвалиды, «трудные» подростки, лица из многодетных и малообеспеченных семей;

-                            поддержка молодёжи в стремлении к самозанятости и самообеспечению;

-                            оперативное информационное обеспечение основных направлений молодёжной практики.

Принципы программы:

-                            законность разрабатываемых и реализуемых мероприятий;

-                бесплатный характер услуг, предоставляемых молодым людям;

-                дифференцированный подход в реализации молодёжной практики, исходя из специфики проблем молодёжи в городах и сельских районах.

 



[1] Обзор занятости в России (2009г.). – М.: Тема, 2009. – с. 111 

[2] Хамаганова  Г. Региональные программы содействия занятости// Человек и труд.  – 2009. - №4. – с. 25

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle