Библиографическое описание:

Козлова Е. Н. Трудоустройство молодежи как объект социального управления // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 252-257.

Социальное управление в обществе в значительной степени направлено на регулирование процессов, протекающих в социальной сфере. Предметом социального управления и социальной политики являются образование, здравоохранение, социальная защита различных слоев населения, культура, искусство, спорт, туризм, физическая культура и др. Ограниченные возможности учебного пособия не позволяют подробно остановиться на проблемах управления всей социальной сферой. Выбор был сделан в пользу трудоустройства, и на то существует несколько причин.

Во-первых, это одна из наиболее массовых сфер жизни, поскольку более 2/3 молодежи страны практически повседневно (прямо или косвенно) с ней соприкасаются. Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни. Трудоустройство – важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. Итак, труд – один из важнейших компонентов социальной сферы. Его можно рассматривать и как вид деятельности людей, и как процесс взаимодействия различных социальных общностей, вовлеченных в ту или иную сферу, и как социальную систему, и как социальный институт. Социальное управление трудоустройством молодежи занимает важное значимое место.

Что такое социальное управление трудоустройством? Одно из определений рассматривается как «целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития занятого молодого человека.

Одной из стратегических задач сегодняшнего российского общества является ускорение экономического роста. Реализация такой целевой установки подразумевает рост численности занятых, в первую очередь, молодежи. Кадровый дефицит является существенным сдерживающим фактором этих процессов. Наши социологические исследования показывают, что около половины предприятий в регионе не укомплектованы рабочими, а средний возраст работающих приближается  к 50 годам, что усугубляет ситуацию. Острота проблемы диктует необходимость принятия срочных мер по привлечению молодежи в производство. В Курской области разработана и успешно реализуется специальная программа содействия занятости молодежи, ориентированная на максимальное привлечение в экономику региона молодых кадров. Среди экономических факторов, которые необходимо учитывать при формировании молодежной политики занятости, на наш взгляд, важную роль играют структурные изменения. Предполагаемые сдвиги в структуре экономики должны быть увязаны с занятостью и направлены на повышение ее эффективности. Однако в нашей стране отраслевая структура занятости за последние 10 лет претерпела лишь незначительные изменения.

Анализ ситуации свидетельствует, что в основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров учреждениями профобразования спросу на него со стороны работодателей, неотработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, неотлаженное социальное партнерство в этой сфере. Основополагающее влияние на структурный дефицит работников оказывает социально-экономическое состояние субъектов экономики. По нашим данным, доля трудонедостаточных предприятий и организаций в регионе увеличивается по мере ухудшения их экономики: от 16% до 70,0% по руководителям и специалистам, от 22,6% до 50,0% по квалифицированным рабочим и от 31,0% до 65,0% - по неквалифицированным. В числе многих причин дефицита кадров – низкая мотивация молодежи к труду на производстве, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и др. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, даже динамично работающие предприятия испытывают недостаток молодых квалифицированных кадров, с другой, - выпускники образовательных учреждений не могут найти работу по полученной специальности. Спрос на рабочую силу существенно дифференцирован между городской и сельской местностью. Так например, если в областном центре на 1 вакансию слесаря претендуют условно 0,6 рабочих, то в районах области – 5,5 чел, строительного рабочего-отделочника – соответственно 0,2 и 2,4 чел., водителя автомобиля – 1,0 и 6,5 чел., портного – 0,7 и 6,0 чел. и т.д.

Рассмотрим характеристику профессиональной структуры спроса (вакансий) и предложения (ищущих работу) рисунок 1, составленный по данным областной службы занятости населения на начало 2009 года. Приведенные данные наглядно демонстрируют диспропорциональность: превышение числа вакансий над числом ищущих работу по обеим категориям рабочих, тогда как по специалистам картина обратная – предложение превышает спрос. В среднем на 1-го квалифицированного рабочего приходится 1,5 вакансии, а на 1-го специалиста – 0,5 вакансии.

 

Рис.1. Структура и соотношение спроса и предложения рабочей силы, %

 

Из числа массовых рабочих профессий наиболее востребованы плотники, столяры, сварщики, машинисты, станочники, рабочие строительных специальностей. Анализ показывает, что молодежь не спешит занять вакантные рабочие места на предприятиях со старыми станками и оборудованием, плохими условиями труда. Отчасти этой причиной объясняется дефицит кадров многих предприятий при наличии на рынке труда избыточного предложения. В этой связи рынок труда и страны в целом, и Курской области в частности, столкнулся со следующими проблемами.

Во-первых, из-за долговременного экономического спада в экономике наблюдается значительное снижение профессионально-квалификационного уровня кадрового потенциала.

Во-вторых, изменения экономической ситуации, развитие новых технологий приводит к росту потребности в специалистах в соответствующих областях, что требует оптимизации рынка образовательных услуг. Степень конкурентоспособности рабочей силы на полном рынке труда в первую очередь зависит от уровня профессионального образования - чем он выше, тем выше уровни экономической активность и занятость и тем ниже неформальная занятость и безработица (табл.1). При этом в регистрируемом секторе ситуация иная: наибольшие сложности при поиске работы испытывают безработные с высоким образовательным статусом.

Таблица 1

Уровни экономической активности, занятости и безработицы по основным образовательным группам населения, %

 

 

 

Уровни:

% неформальной занятости в общей численности занятых

экономической активности

 

занятости

 

безработицы

2008г.

2009г

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

2008г

2009г.

Всего, в т.ч.:

60,4

58,8

54,3

54,7

9,6

8,6

13,4

23,5

Высшее

79,9

87,2

74,4

77,3

5,8

3,7

8,9

13,8

Среднее профессиональное

75,5

76,1

69,5

73,3

5,5

6,2

12,0

17,3

Начальное профессиональное

77,8

78,5

62,0

64,8

13,6

14,1

21,5

21,4

Среднее (полное) общее

67,2

58,4

56,5

50,5

12,0

10,4

11,0

31,2

Основное общее

28,8

26,8

17,4

21,1

16,3

14,9

40,5

34,7

Начальное общее

18,2

18,1

12,3

10,1

13,4

-

74,4

52,3

 

Важнейший фактор, который необходимо учитывать при развитии производственной и социальной инфраструктур, создании рабочих мест – состояние демографической ситуации.

Исторические условия формирования и развития экономики Курской области обусловили значительную концентрацию молодежи на ее территории. Область является огромным образовательным центром. В составе экономически активного населения каждый 3-й является молодым человеком в возрасте 15 – 29 лет. Однако рост численности молодежи, продолжавшийся до 2008г., с 2009г. сменился противоположной тенденцией.

Изучать и прогнозировать структуру и динамику молодежной безработицы, трудовые мотивации молодежи, своевременно выявлять и смягчать проблемы обеспечения ее занятости позволяет мониторинг молодежного сегмента рынка труда.

Статистический мониторинг показывает следующие его особенности:

- в силу возрастной специфики молодежь в целом отличают низкие показатели экономической активности и занятости, но повышенный уровень общей безработицы (14,5% против 8,6% в среднем по области в 2004г.);

- уровни безработицы очень высоки и продолжают расти среди наиболее молодых возрастных групп (до 25 лет);

- молодым людям с профессией и опытом работы (возрастная группа 25 – 29 лет) свойственны повышенная экономическая активность и как следствие - наилучшее положение с занятостью  – с безработицей по сравнению со среднеобластными значениями. Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг не может быть полным без изучения ситуации с безработицей. Доля молодежи в регистрируемой безработице ниже, чем в общей (рис.2,3.). Уровень регистрируемой молодежной безработицы превышает среднеобластной (в 2004г. 2,5% против 1,9%). Разрыв между ее общими и регистрируемыми значениями в данном сегменте рынка выше, чем по всему массиву безработных (5,8 раза против 3,8). Это означает, что молодые люди менее охотно обращаются в службу занятости, чем зрелые, и с ними нужна особая работа по вовлечению их в трудовую деятельность.

 

Рис.2. На полном рынке труда, %

Рис.3. В регистрируемом секторе, %

 

Молодые люди – категория повышенного риска:

- оказаться без работы вообще – поэтому их доля среди безработных устойчиво высока;

- трудоустроиться в теневом секторе экономики - доля неофициальной занятости составляет у не имеющей профессии 15-19-летней молодежи 47,4%, у 25-29-летних 24,6% против 23,5% в общей массе населения;

- найти рабочее место с худшими условиями труда временные, низкооплачиваемые и неквалифицированные.

Анализ отраслевой структуры молодежной занятости говорит о неравномерном ее распределении по отраслям экономики. Если в среднем каждый 3-й занятый является молодым человеком, то в здравоохранении, образовании и науке – каждый третий, в торговле – более 28%. В финансовой и управленческой сферах идет омоложение кадров, и здесь доли молодежи превосходят средние значения. В промышленности и строительстве удельный вес молодых работников, наоборот, на 2-3 ниже среднего. С наименьшим желанием молодежь трудоустраивается на транспорт, в сельское хозяйство, жилищно-коммунальный сектор и бытовое обслуживание (ее доли здесь ниже на 6 – 9.).

Статистический и социологический анализ свидетельствуют о том, что в настоящее время молодежь является одной из наиболее проблемных для трудоустройства социально-демографических групп на рынке труда. Намерения молодежи в отношении выбора профессии и продолжения образования в основном определяются в период обучения в школе. Реализация этих намерений зависит, главным образом, от качества школьной подготовки, выступая важнейшим показателем ее эффективности. Поэтому учреждения профессионального образования всех уровней должны быть заинтересованы в выявлении и формировании ориентаций школьников на поступление в соответствующие учебные заведения. Основными мотивами продолжения образования являются стремление к получению профессии и обеспечению достойного уровня жизни – ими руководствуются более 2/3 желающих учиться далее. Каждый третий хочет тем самым изменить к лучшему свою жизнь. Около четверти выпускников школ стремятся с помощью профессионального образования реализовать себя. Наиболее привлекательными для школьников на протяжении последних лет являются специальности высшего и среднего образования. Среди них вызывают наибольший интерес связанные с экономикой (экономист, бухгалтер, менеджер, финансист), юриспруденцией, информационными системами (программист, оператор ЭВМ, специалист в области защиты информации), медициной и психологией (психолог, фармацевт, дантист и др.). По всем названным, кроме медицины, предложение на областном рынке труда превышает спрос. Возрос в глазах школьников по сравнению с предыдущим периодом престиж профессий и специальностей сферы транспорта (автомеханик, автослесарь, водитель транспортных средств). Менее 10% хочет обучиться другим техническим специальностям (инженер, технолог) и рабочим профессиям (сварщик, электрик и др.), несмотря на рост спроса и высокий дефицит рабочих кадров. Снижается доля молодых людей, которые хотят стать военными, сокращается процент ориентированных на занятость в сфере образования.

Мониторинговые исследования подтверждают резкое снижение среди молодежи престижа рабочих профессий и изначального желания поступать учиться в учреждения НПО. При этом осознанно выбирают определенную рабочую профессию для обучения не более половины абитуриентов учебных заведений начального профессионального образования. Не менее острая проблема связана с ухудшением качества контингента поступающих в учреждения НПО – подавляющее большинство из них закончило неспециализированные школы, непрофильные классы, имеет сниженный уровень школьной успеваемости, общей культуры и ценностных ориентаций.

Реальная структура распределения абитуриентов между профессиональными учебными заведениями различного типа отличается от их первоначальных намерений (табл.3).

Таблица 3

Структура приема и выпуска учебных заведений области в 2009г., чел.

 

Виды учебных заведений

Прием

Выпуск

Вузы

28653

21526

Сузы

14876

13373

Учреждения НПО

5503

6126

 

Структура и динамика выпусков профессиональных учебных заведений Курской области (очная форма обучения) приведена в таблице 4.

Таблица 4

Учебные заведения

Выпуск 2007г.

Выпуск 2008г.

2009г. в %

чел.

В

% к итогу

чел.

в % к итогу

Высшие

6662

27,8

12100

41,9

181,6

Средние

профессиональные

8073

33,7

10657

36,9

132,0

Начальные

профессиональные

9245

38,6

6126

21,2

66,3

Всего

23980

100,0

28883

100,0

120,4

Социологические данные свидетельствуют о неудовлетворенности значительной части выпускников профессиональных учебных заведений полученным образованием.

Таким образом, в Курской области как регионе с развитой сферой образования и средним социально-экономическим потенциалом молодежный рынок труда остается неизменно емким, проблемным и сегментированным.

С точки зрения безработицы и дискриминации труда основными категориями риска на этом рынке являются молодые люди с низким уровнем образования, профессиональных знаний, навыков и опыта, а также проживающие в сельской местности. Проблемы сельской молодежи обусловлены ограниченностью возможностей профессионального выбора, недостатком вакансий, отсутствием условий для территориальной мобильности. Под влиянием демографических факторов началось сокращение численности молодежи, выходящей на рынок образовательных услуг, обозначилась и будет усиливаться конкуренция между общеобразовательной и профессиональной школой за учащегося.

На областном рынке труда в условиях сохраняющегося дефицита квалифицированных рабочих кадров явно выражена тенденция снижения численности и большому отсеву из профессии молодых рабочих – выпускников учебных заведений профессионального начального образования. В этих условиях возрастает актуальность повышения эффективности региональной системы управления занятостью молодежи.

Основным результатом использования такой системы, по нашему мнению, является повышение уровня содействия занятости молодых людей, ищущих работу, и безработных, на основе использования преимуществ системного подхода, применения специфических технологий. В условиях рынка труда управление занятостью вообще и молодежи в частности, основывается на использовании рыночных механизмов саморегулирования, таких как заработная плата (цена труда), конкуренция, колебания спроса и предложения на рабочую силу, а также мер государственного регулирования различного уровня (федерального, регионального, местного). Рыночные регуляторы действуют на микроэкономическом уровне, но, в конечном итоге, способны обеспечить и макроэкономическую цель – эффективную занятость молодежи.

Механизм управления молодежной занятостью охватывает весь спектр экономических, юридических, социально-демографических, психологических, политических и других аспектов, определяющих ее функционирование. Опыт работы свидетельствует о том, что система управления трудоустройством молодежи должна обладать адаптивностью, т.е. способностью заблаговременно и оперативно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на ее функционирование путем принятия адекватных управленческих решений, вплоть до внесения корректив в стратегию регулирования трудоустройства молодежи.

Значимость задачи потребовала выработки инновационных технологических и управленческих методов, основанных на использовании современных  информационных  технологий. Внедрение их в практику работы областной службы занятости, особенно в условиях многовариантности и несовершенства нормативно-законодательной базы, ограничения финансирования программ содействия занятости населения региона, обеспечили Курской областной службе занятости:

-                      максимальный учет всех характеристик обратившихся в службу безработных и возможностей их занятости;

-                      обеспечение взаимодействия всех структур, решающих вопросы трудоустройства молодежи;

-                      создание банков данных безработного населения региона и рабочих мест для них;

-                      значительное расширение спектра услуг по информированию населения о спросе и предложении на рынке труда, его структуре.

Стабилизация экономики изменила ситуацию на рынке труда. Наряду с увеличением спроса на рабочую силу, наметился рост активности самих безработных в поиске работы. Самой активной частью клиентов были востребованы в большей степени информационные услуги службы. Все это, а также опыт российских и зарубежных коллег подтолкнули нас к созданию разветвленной, многозвенной системы информационного обслуживания населения, которая стала частью автоматизированной информационной системы управления занятостью молодежи и позволила помочь основной массе энергично ищущих работу найти ее в кратчайшие сроки.

Информационная система управления занятостью молодежи, предназначенная для информационно-технологического обеспечения работы всех органов, служб и информационных структур, работающих с молодежью в регионе, представляет собой единую организационную структуру, проводящую государственную политику в сфере занятости и оказывающую гражданам услуги в целях решения их социальных и финансовых вопросов.

С учетом назначения системы, созданы и развиваются две ее основные подсистемы: информационно-справочная (для обеспечения эффективной работы органов социальной сферы регионального и районного уровня на основе единых информационных баз данных) и информационно-аналитическая (для принятия решений при формировании программ содействия занятости молодежи, определении объемов необходимого финансирования на любом уровне системы, расчета прогнозов потребности бюджетных средств на заявленные программой цели). В системе созданы единые информационные массивы по всем уровням и отработан порядок оперативного обмена данными между социальными партнерами на рынке труда, а также единые подходы функционирования сети связи и передачи данных. Базой региональной автоматизированной информационной системы управления занятостью молодежи явились результаты исследования проблематики развития информационных систем как важнейшего компонента и условия для создания эффективной системы содействия занятости молодежи и совершенствования в целом деятельности региональной службы занятости населения. Для всех узлов системы – центров занятости, структур по информированию населения - создана унифицированная комплексная технология обработки информации, включающая в себя ввод и предварительную обработку (формальный и логический контроль) данных, семантическую и лингвистическую обработку, хранение, восстановление и дублирование информации и, наконец, оперативное предоставление информации потребителям

Внедрение в практику работы службы занятости информационной технологии функционирования системы управления занятости молодежи региона повлекло за собой необходимость изменений в организационной структуре областной службы занятости, включения новых элементов, корректировку функциональных обязанностей специалистов, оказывающих информационные услуги населению, порядка и  принципов их взаимодействия.

Основные результаты функционирования системы управления занятостью молодежи на основе информационных технологий заключаются в обеспечении повышения эффективности политики занятости, уровня информированности безработных, мотивации безработных к активной позиции на региональном рынке труда, оперативности и качества обслуживания граждан в районных центрах занятости. Дальнейшее развитие информационной системы управления занятостью молодежи позволит не только повысить информированность работодателей и молодежи о ситуации на рынке труда, но и, в конечном итоге, снизить напряженность на молодежном рынке труда, благодаря использованию механизма информационного взаимодействия всех заинтересованных субъектов рынка труда для своевременного обеспечения предприятий и организаций кадрами соответствующего профиля и уровня квалификации, повышения социально-полезной отдачи системы профессионального образования, а также профессионального и социального развития молодежи.

Литература

1.      Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов - российский феномен // Человек и труд. - 2008. - № 11

2.      Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенность российского бытия // Социологическое исследование. - 2008. - №5

3.      Данные областного центра занятости населения на 2008-2009 г.

4.      Деготь Б.А. Российской законодательство о социальной защите населения. - М., 1995.

5.      Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.1.

6.      Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М., 2008.

7.      Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. - 2005. - №5.

8.      Курбатов В.И. «Социальная работа». - М., 2000.

9.      Лисовский В.Т. Социология молодежи. - С-Пб., 1996.

10.   Молодежь: Будущее России / НИЦ при институте молодежи. - М., 2008.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle