К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 1365 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, А. А. К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх / А. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 541-543. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39236/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Ключевые слова: внимание, младший дошкольный возраст, дидактические игры, настольно-печатные игры

В дошкольном возрасте ребенок активно развивается в разных видах деятельности. Важнейшим компонентом регуляции деятельности является внимание. Развитое внимание создает необходимую основу для успешного обучения и развития.

Проблема внимания в отечественной психологии рассматривалась с разных теоретических позиций. Внимание представляет собой направленность и сосредоточенность на любой деятельности. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте рассматривали Л. И. Баскакова, Л. С. Выготский и другие [1,3].

Младший дошкольный возраст выступает периодом, для которого характерны быстрая отвлекаемость, неустойчивость внимания, трудность сосредоточения на малопривлекательных объектах.

В младшем дошкольном возрасте взрослый направляет внимание ребенка с помощью слов, создавая ему добавочные указания «стрелки», к окружающим его вещам и вырабатывает из слов стимулы-указания. Ребенок начинает участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться этим словом или звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.

Дети младшего дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени. Переключение внимания у младших дошкольников также бывает затруднено, особенно если это переключение частое и на различные объекты. Объем внимания позволяет удерживать минимальное количество объектов в поле своей деятельности.

Отсутствие целенаправленной работы по развитию внимания младших дошкольников может привести к недостаточному развитию внимания в старшем дошкольном возрасте. Поэтому необходимо использовать разнообразные средства, методы и приемы работы с детьми, которые будут способствовать развитию произвольного внимания. На наш взгляд, одним из таких средств может выступать дидактическая игра.

На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что дидактическая игра является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. Основы теории игровой деятельности разрабатывались такими видными психологами, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин [3,7]. Вопросам обоснования психологического механизма дидактической игры, особенностям влияния игры на умственное развитие детей уделено особое внимание в исследованиях А. К. Бондаренко и др. [2].

Одним из видов дидактических игр, в котором создаются благоприятные условия для развития внимания детей младшего дошкольного возраста являются настольно-печатные игры. Это связано с тем, что в них ребенок естественным образом концентрирует внимание на материале игры, рассматривая картинки; развивается переключаемость внимания при смене игрового материала; формируется распределяемость внимания, когда ребенок удерживает одновременно в поле внимания несколько объектов.

Д. В. Менджерицкая определяет дидактические игры как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В ней заключены возможности для развития внимания дошкольников, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий, что положительно влияет на развитие концентрации, объема, переключаемости внимания старших дошкольников [6].

Основу настольно-печатных игр составляет печатный материал, представленный в виде парных картинок, лото, домино. Ключевым принципом в настольно-печатные играх, является принцип наглядности, когда детям предлагается не сам предмет, а его изображение.

В младшем дошкольном возрасте использование настольно-печатных игр является достаточно эффективным, поскольку не у всех детей достаточно хорошо развита речь для того, чтобы объяснять что-то либо, отвечать на вопросы. В тоже время, на невербальном уровне, ребенок может вполне справляться со многими задачами. Кроме того, в младшем дошкольном возрасте использование настольно-печатные игр тесным образом связано с развитием мышления детей, которое характеризуется высокой степенью конкретности. В соответствии с этим, детям необходимо оперировать конкретными, а не абстрактными образами.

К основным видам настольно-печатные игр в младшем дошкольном возрасте относятся следующие:

  1. Подбор картинок по парам. В этой игре ребенок может подбирать одинаковые предметы по какому-либо признаку, также может выполнять более сложную задачу, когда ему необходимо объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу, например, если ему нужно среди всех картинок найти две машины и т. д. Для этого ему необходимо их объединить по ключевому признаку к одному виду предметов.
  2. Подбор картинок (классификация). В этих играх детям предлагается установить связь между отдельными предметами и соотносить картинки по общему признаку. Разные настольно-печатные игры содержат в себе задачи запоминания. В соответствии с этим выделяется следующий вид настольно-печатных игр.
  3. Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. В этих играх детям необходимо запомнить содержание картины и после этого угадать, например, картинку, которую перевернули вниз, либо нужно запомнить картинку, и потом узнать ее из целого ряда других изображений.
  4. Составление разрезанных картинок и кубиков. Этот вид игр направлен на развитие логического мышления детей, формирование у них целостного восприятия, умения составлять целый предмет из частей. Варианты проведения данных игр разнообразны: от индивидуальных до парных и подгрупповых. Важное значение имеет знакомство ребенка с содержанием материала, поскольку понимание изображенного на картинке помогает ребенку выполнить поставленные перед ним задания.
  5. Описание, рассказ по картинке с показом действий. В таких играх детям предлагается проиллюстрировать то, что изображено на картинке, например, проиллюстрировать, какие звуки издает то или иное животное и т. д.
  6. Домино. В играх данного вида дети подбирают пару по принципу подобия, то есть находят одинаковую картинку и выстраивают последовательный ряд путем подбора одинаковых картинок.
  7. Лото представляет собой игру, в которой необходимо выполнять определенные ходы и подбирать правильные картинки. Эта игра учит детей взаимодействовать друг с другом, быть внимательными и удерживать в поле внимания действия других детей.

Все виды настольно-печатных игр могут оказывать положительное влияние на развитие внимания детей.

Рассмотрим, как можно развивать отдельные свойства внимания детей младшего дошкольного возраста при использовании настольно-печатные игр.

Развитию объема запоминаемого материала будут способствовать настольно-печатные игры, в которых детям необходимо, например, последовательно запомнить несколько изображенных на картинках предметов, постепенно этот объем картинок может увеличиваться. Также развитию объема памяти детей может способствовать работа сразу с несколькими картинками, например, в процессе классификации, когда ребенок с одной стороны выполняет задание на поиск необходимой картинки, а с другой стороны — ему необходимо удерживать в поле внимания другие картинки и соотносить с ними главную, по существенным признакам.

А. В. Запорожец считает, что развитию устойчивости внимания детей младшего дошкольного возраста в настольно-печатных играх может способствовать решение задач, связанных со сравнением картинок по тому или иному признаку, когда ребенку необходимо сосредоточиться на содержании картинки, проанализировать его, выделить признаки и сопоставить их. Также будет способствовать развитию устойчивости внимания проведение настольно-печатных игр в подгруппе детей, в паре, когда ребенку необходимо следить не только за своими действиями, но и за действиями сверстника [4].

Л. И. Баскакова считает, что развитие распределения внимания в настольно-печатных играх может обеспечиваться путем перехода от одного шага игры к другому шагу, может способствовать смена картинок, выполнение игр с наличием нескольких картинок сразу, среди которых необходимо осуществлять последовательный анализ и выбирать нужную картинку [1].

По мнению О. Н. Земцовой, переключаемость внимания в настольно-печатных играх развивается при смене самого печатного материала, когда ребенок, выполнив одно задание, подобрав одну парную картинку, выполняет следующий шаг и подбирает другую картину. Необходимо отметить, что сам процесс игровой деятельности в настольно-печатной игре требует достаточной концентрации внимания [5].

В младшем школьном возрасте естественным условием для удержания внимания ребенка является наличие картинок, которые являются достаточно яркими, красочными, понятными и привлекают внимание ребенка. В момент, когда дети рассматривают картинки, они непроизвольно удерживают свое внимание на содержании этой картинки. Кроме того, необходимо отметить, что поскольку настольно-печатные игры являются разновидностью дидактической игры, то по отношению к ним применяются основные составляющие методики руководства дидактической игрой.

А. К. Бондаренко указывает, что при проведении настольно-печатных игр перед ребенком также ставится игровая задача, действует игровое правило, в соответствии с которым ребенок выполняет определенные действия.

  1. Игровая задача — это основной элемент игры, которому подчинены все остальные элементы. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. В ней раскрывается программа игровых действий, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Часто игровая задача заложена в название самой игры.
  2. Игровые действия — это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия. Эффект игры зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия.
  3. Правила — они обеспечивают реализацию игрового содержания. Внутри одной игры правила различаются. Они могут направлять поведение и познавательную деятельность, определять характер и условия выполнения игровых действий, устанавливать их последовательность, регулировать отношения между играющими. Также они могут ограничивать меру двигательной активности и т. д. [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в настольно-печатных играх создаются благоприятные условия для развития внимания детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с этим, мы может выделить ряд педагогических условий, учет которых при проведении настольно-печатных игр будет способствовать развитию внимания детей. К этим условиям относятся следующие: подбор комплекса настольно-печатных игр на развитие всех свойств внимания; разработка содержания и приемов поэтапного руководства развитием внимания в настольно-печатных играх; учет уровня развития внимания детей при проведении игр

Литература:

  1. Баскакова Л. И. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания дошкольников. М.: Воронеж, 2005. 98с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. -2-е изд., дораб. М.: «Просвещение», 2011. 148 с.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: «Смысл» 2008. 512 с.
  4. Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2003. 162 с.
  5. Земцова О. Н. Найди отличия (развиваем внимание 3–4 лет). М., 2007. 109 с.
  6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 2008. 128с.
  7. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах.- М: НПО «Модек», 2005. 416с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший дошкольный возраст, ребенок, картинка, дидактическая игра, развитие внимания детей, внимание, игровая деятельность, игровая задача, развитие внимания.


Ключевые слова

внимание, младший дошкольный возраст, дидактические игры, настольно-печатные игры

Похожие статьи

Игра как средство развития внимания детей дошкольного...

Главным условием развития внимания у детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для него – учеба, труд, а также серьезная форма воспитания.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры как средство развития внимания...

Ключевые слова: внимание, старший дошкольный возраст, дидактическая игра, объем, распределение, переключение, устойчивость. Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Педагогические условия развития произвольного внимания...

произвольное внимание, внимание, внимание дошкольников, игра, вид деятельности, непроизвольное внимание, дошкольное образование, устойчивость внимания, головной мозг, волевое усилие.

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

развитие внимания, ребенок, игра, целенаправленное внимание, развитие, предмет, вид деятельности, целый предмет, психическое развитие, произвольное внимание.

Организация дидактической игровой деятельности...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности.

С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

Похожие статьи

Игра как средство развития внимания детей дошкольного...

Главным условием развития внимания у детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для него – учеба, труд, а также серьезная форма воспитания.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры как средство развития внимания...

Ключевые слова: внимание, старший дошкольный возраст, дидактическая игра, объем, распределение, переключение, устойчивость. Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Педагогические условия развития произвольного внимания...

произвольное внимание, внимание, внимание дошкольников, игра, вид деятельности, непроизвольное внимание, дошкольное образование, устойчивость внимания, головной мозг, волевое усилие.

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

развитие внимания, ребенок, игра, целенаправленное внимание, развитие, предмет, вид деятельности, целый предмет, психическое развитие, произвольное внимание.

Организация дидактической игровой деятельности...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности.

С помощью дидактических игр педагог может знакомить детей с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

Задать вопрос