Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 2457 раз

Библиографическое описание:

Бикеева, Т. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» / Т. В. Бикеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 468-471. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39201/ (дата обращения: 24.04.2024).



Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является одной из ключевых идей для всей нашей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях каждой образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе и в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых».

В связи с этим в ДДТ № 2 г. Читы возникла необходимость создания инновационного проекта «Формирование культуры здоровья педагогов в условиях дополнительного образования детей», автором которого является методист ДДТ № 2 г. Читы-Девяткина Татьяна Александровна.

В ходе реализации данного проекта было проведено исследование на базе ДДТ № 2 г. Читы, цель которого — теоретически обосновать и разработать модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога». В ходе работы рассматривались здоровьесберегающие аспекты в практике деятельности образовательного учреждения на этапе подготовки введения профессионального стандарта педагога.

В ряде научно-педагогических исследований здоровьесберегающая компетентность рассматривается с различных позиций. Так, одним из направлений является ориентация здоровьесберегающей деятельности на оптимизацию личного здоровья педагога (Н. Г. Аникеева, Р. В. Безрукавый, И. А. Зимняя, В. В. Стригин, Е. И. Финогенко и др.), другое направление — соотносит с осуществлением профессиональной здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе (А. Г. Бусыгин, Ю. В. Лукашин, И. В. Патрушева, Е. А. Шатрова и др.).

Опираясь на изученные подходы, мы рассматриваем здоровьесберегающую компетентность педагога дополнительного образования как интегративную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по здоровьесбережению физического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, развития профессионально-значимых качеств личности. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда педагог не только владеет знаниями, но и реализует знания и умения на практике.

Теоретический анализ проблемы исследования и обоснование ее предпосылок позволили создать и апробировать модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога».

Представленная модель позволяет определить методологические подходы, содержание деятельности педагога по выявлению ценностей, потребностей, мотивов здоровьесберегающей деятельности; сформировать знания, необходимые для данного вида деятельности. Создать условия для практической отработки здоровьесберегающих умений и навыков и развития необходимых качеств личности педагога; подобрать комплекс форм, методов, технологий, средств, которые необходимы для формирования здоровьесберегающей компетентности педагога. Апробация модели в МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы способствует совершенствованию здоровьесберегающей компетентности педагогов дополнительного образования в процессе методической работы.

Для реализации данного проекта также было организовано повышение квалификации педагогов. Был разработан курс семинаров по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях дополнительного образования детей у всех участников образовательного процесса «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».Модуль рассчитан на 36 часов, включая 14 часов лекций, 10 часов семинарских занятий и 12 часов практических занятий. Основная цель — сохранение и развитие здоровья детей и подростков, формирование у них культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности педагогов как субъектов профессиональной деятельности, основанной на актуализации внутреннего потенциала (внутренних ресурсов) педагогов в условиях «Дом детского творчества № 2» г. Читы.

В ходе работы семинаров была проведена диагностика здоровьесберегающей деятельности педагога по авторским методикам. С целью определения самооценки педагогом-образа жизни с точки зрения здоровья было проведено анкетирование В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. Результаты помогли педагогам определиться в сфере отношения к собственному здоровью, и может быть, изменить его в лучшую сторону.

В рамках семинара была проведена диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (автор — Л. Н. Бережнова). Саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

При организации мониторинга здоровья — педагогам была предложена экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье для обучающихся 5–8-х, 9–11-х классов (Науменко Ю. В.), с помощью которой проверяется отношение к здоровью как явлению человеческой жизни. В результате проведения диагностики были выявлены следующие уровни:

– высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно-ориентированный тип);

– уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип);

– недостаточно осознанное отношение к здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);

– отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности.

Для изучения режима дня обучающегося в Доме детского творчества № 2 педагогам была представлена анкета. Для рациональной организации режима дня детей и подростков педагоги познакомились с рекомендациями Института возрастной физиологии РАО, требованиями СанПиН.

По теме «Алгоритм целеполагания и построение жизненной перспективы человека как индивида и личности» педагоги дополнительного образования детей познакомились с авторской программой «Думай о будущем», автор — О. В. Смолянинова.

Особую значимость отметили педагоги семинара по теме «Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста», т. к. понимание психофизиологических основ развития детей позволяет варьировать методики и технологии обучения, а значит, наиболее эффективно выстраивать педагогический процесс.

Кроме этого, большое внимание уделялось определению затруднений педагогов в осуществлении здоровьесберегающей деятельности и их причин; выявлению информационных потребностей участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения и безопасности; созданию на занятиях оптимальных условий для сохранения здоровья обучающихся (снятию перегрузки и функционального напряжения, профилактике утомления, оптимальному чередованию труда и отдыха, повышению эффективности обучения).

Модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта» едагога»

Рассмотрение проблемы здоровья обусловливается анализом состояния здоровья обучающихся в условиях различных образовательных учреждений, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей. Сложившаяся ситуация в России настоятельно требует не только пересмотра основных нормативных документов по охране здоровья детей, но и выработки новой научно обоснованной стратегии здоровьесберегающей деятельности, осуществлять которую будет педагог, обладающий высоким уровнем здоровьесберегающей компетентностью. Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания педагога в области основ культуры здоровья, здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий. В данном случае педагог должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть практическими умениями.

Реализация модели совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» в ДДТ № 2 г. Читы позволяет определить методологические подходы в вопросах сохранения здоровья обучающихся; подобрать комплекс форм, методов, технологий, средств, которые необходимы для формирования здоровьесберегающей компетентности педагога.

Литература:

  1. Блинов В. И. Профессиональный станадарт: от разработки к применению // Высшее образование в России.-2015.-№ 4. С.5–14.
  2. Ломов А. И. Должностные инструкции, учитывающие требования профессионального стандарта педагога // Практика административной работы в школе.-2014.-№ 5. С.47–52.
  3. Методические и организационно-педагогические аспекты проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений /Э. В. Працун, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, А. И. Фёдоров: сб. науч. тр. / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьева и Г. Н. Жукова. — Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2013. — Вып. 7. — С. 255–265.
  4. Правовые основы разработки и внедрения профессионального стандарта педагога // Нормативные документы образовательного учреждения.- 2014.- № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): компетентность педагогов, методическая работа, аспект требований, дополнительное образование детей, образовательный процесс, детское творчество, компетентность педагога, модель совершенствования, педагог, высокий уровень.


Похожие статьи

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность представляет собой интегральную характеристику педагога, обладающего способностью к реализации...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования. Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Формирование эстетической компетентности учащихся в...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы...

Повышение качества образования через повышение уровня...

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, модель методической помощи. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало первым уровнем...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности. В современной Российской системе образования ни так давно, дошкольное образование стало первой ступенью.

Формирование информационной компетентности будущего...

Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля. Автор: Царева Маргарита Игоревна. Рубрика: Теория и методика профессионального образования.

Структурно-функциональная модель методической...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности учителя иностранного языка

Высокий уровень методического творчества позволяет внедрять активные методы обучения, современные образовательные технологии, реализующие компетентностный подход.

Похожие статьи

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность представляет собой интегральную характеристику педагога, обладающего способностью к реализации...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования. Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Формирование эстетической компетентности учащихся в...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы...

Повышение качества образования через повышение уровня...

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, модель методической помощи. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало первым уровнем...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности. В современной Российской системе образования ни так давно, дошкольное образование стало первой ступенью.

Формирование информационной компетентности будущего...

Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля. Автор: Царева Маргарита Игоревна. Рубрика: Теория и методика профессионального образования.

Структурно-функциональная модель методической...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности учителя иностранного языка

Высокий уровень методического творчества позволяет внедрять активные методы обучения, современные образовательные технологии, реализующие компетентностный подход.

Задать вопрос