Какие у нас современные дети и какие мы? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 03.02.2017

Статья просмотрена: 1886 раз

Библиографическое описание:

Чагина, С. Л. Какие у нас современные дети и какие мы? / С. Л. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 543-546. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39039/ (дата обращения: 16.04.2024).



Известный российский педагог ипсихолог, специалист вобласти возрастной ипедагогической психологии Давид Фельдштейн пришёл ктакому выводу, что наши современные дети— несчастные, вялые инеобщительные.

Давид Фельдштейн последние десятилетия проводил личные наблюдения и изучения за поведением детей, как дошкольного, так и школьного возраста, которые позволили ему составить список отличительных особенностей современных детей. По его мнению, за последние 5–10 лет дети совершенно изменились.

В — первых, у малышей дошкольного возраста сильно снизилось так называемое когнитивное познание мира. Если говорить простым, не научным термином, то дети стали менее любознательными и любопытными. Они реже играют в сюжетно — ролевые игры — а это означает то, что малыши не понимают мотиваций и потребностей различных героев. Девочки потеряли интерес к куклам, мальчики всё чаще просят у родителей дорогих роботов и управляемых машин, но что с ними делать, не понимают. Фантазии малыша хватает на то, чтобы вытащить батарейку или раскурочить её на детали…

У детей дошкольного возраста, основной формой взаимодействия с окружающим миром и его познанием является игра. Только в процессе игры малыш общается с окружающим его миром, манипулирует с предметами, наблюдает, сравнивает, набирается личного опыта, совершенствуется, взрослеет. Но чтобы эти процессы проходили целенаправленно и планомерно, главным инициатором и ознакомителем, является его близкое окружение. Информацию ребёнок должен получать, прежде всего, от взрослых, его родителей.

Во — вторых, современные мальчики и девочки не умеют играть в дворовые игры, такие как классики, казаки — разбойники, городки, дочки — матери и многое другое. Наблюдается тенденция пустых детских площадок, где еще каких-нибудь 10–15 лет назад можно было наблюдать, как дети разных возрастов весело проводили время вместе. Старшие заботились о младших, а младшие набирались опыта от старших.

В — третьих, у старших дошкольников наблюдается неразвитость тонкой моторики рук и отсутствие графических навыков. Большая часть первоклашек не умеют писать ручкой и карандашом, да и не хотят это делать. Уж кажется, нам педагогам, но как ребенок 7–8 лет и не может самостоятельно себя обслужить? Завязать шнурки на шапочке или ботинках, застегнуть пуговицы на рубахе или молнию на куртке? Многим даже безразлично во что он одет и как выглядит?

Воспитатели детских садов констатируют факты, что родители перестали следить за личной гигиеной ребенка — не подстригают ногти, не следят за стрижкой, редко меняют нижнее белье, вещи не глаженные и грязные. А главное — нарушают и не соблюдают режим дня ребенка, приводят в детский сад, когда вздумается и не торопятся его забрать, чтобы как можно больше провести с ним время, поговорить.

В — четвертых, четверть всех детей абсолютно беспомощны в отношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совершенно неспособны разрешить даже простейшие конфликты, которые в основном заканчиваются истерикой и агрессией.

В — пятых, по мнению ученого, современные школьники плохо говорят, не умеют выражать свои мысли и абсолютно не хотят учиться. Интерес к совместной беседе приходит к малышу через общение с взрослым после прочитанной книжке, просматриванию иллюстраций к ней, обсуждению поступков героев и т. д. Кто сейчас из современных мам поет колыбельные, читает потешки, чистоговорки и скороговорки? Это большая редкость. Большую часть времени дома, дети проводят у телевизора и компьютера, главное общение наших современных детей. Получая огромный поток информации из экранов телевизора, планшета, компьютера, телефона, ребенку трудно понять, что хорошо, а что плохо, как правильно надо поступить, отреагировать на ту или иную ситуацию? Вот порой и кажется нашим детям, где они в данный момент находятся, в реальном мире или в виртуальном?

В — шестых, физически дети и подростки сильно сдали: все чаще подвержены респираторным и вирусным инфекциям, врачи диагностируют, что у них отсутствует прирост мышечной силы.

По мнению ученого, главной причиной является высокий уровень развития информационных технологий. Не только подростки, но и мы взрослые разучились общаться вживую. И, несмотря на то, что большая часть современных людей с утра и до вечера, общаются в социальных сетях, подавляющее большинство страдает от одиночества.

Все чаще современные дети ощущают эмоциональные проблемы, испытывают постоянное чувство незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении. Всеобщая компьютеризация уже вызвало изменения в детских головах: молодежь все меньше интересуется окружающими людьми и совершенно не хотят познавать новое.

Анализируя выводы профессора Фельдштейна, можно прийти к неутешительным выводам: современный ребенок растет хилым неучем, одиноким и несчастным, совершенно неприспособленным к проблемам и трудностям взрослой жизни.

Так неужели все так страшно иничего нельзя исправить? Что же надо делать исделать нам, взрослым?

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас иот тех принципов, которые мы заложим всознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков имир, который он создаёт вокруг себя», так считалА.С.Макаренко.

В связи с этим ключевая роль воспитания и развития наших детей, лежит на взрослых, как на родителях, так и на педагогах.

День за днем из нас большую часть времени проводим в погоне за своими амбициями и несбыточными мечтами. Чтобы достичь в жизни многого: заработать еще больше денег, купив вторую машину, новую шубу. Ожидаем повышение по службе, мечтаем поехать в более престижный отель в отпуск и т. д. И все меньше, родителям в первую очередь, остается времени на простые, но самые важные дела — на общение со своими детьми и родными, на чтение хорошей книги, даже на приготовление здоровой пищи. Поэтому дела эти заменяются самым настоящим суррогатом. Уж давайте быть честными до конца! Вместо игры с ребенком — мультик на компьютере, вместо прогулки с ним — игры в планшете, вместо похода в театр или на стадион — опять развлечения в телефоне. Ребенок находится рядом с вами, и в тоже время сам по себе.

Сейчас неслучайно, стало транслироваться много телепередач по главным каналам телевидения для взрослых, с участием детей: «Голос — дети», «Лучше всех!», «Синяя птица». Читаем мы тоже редко — газеты, журналы, научную литературу и художественную. Родителям сейчас интересно совсем иное! Вот может хоть так, телевидение, привлечет родительское внимание, что рядом с ними живет и растет ребенок, который требует их внимание, заботу и любовь. Малыш, в первую очередь ждет похвалу и участие в его судьбе родных и близких. А уж потом необходима ему реакция окружающих.

Каждый из нас может вспомнить такой момент, когда ловил себя на мысли, что, просто ошалев от стремительного потока информации, новостей и событий, живет как во сне. Что-то делаем на работе, о чем-то говорим с людьми, за все хватаемся, но ничего не успеваем. И так летят часы, дни, недели. Сконцентрироваться невозможно. Что ж остается? Только плыть по течению, прибывая в этом анабиозе?

Однако способы есть, которые могут помочь и решить некоторые проблемы взрослых, современных людей. Все зависит от нашего желания.

Первое: нужно упростить все, что происходит, оставить только самое нужное и отсечь лишнее.

Начнем с того, что наши предки были, здоровея и выносливее нас, потому что питались настоящими, цельными продуктами. Кусок мяса, рыба, овощи, фрукты — вот их рацион. Мы же употребляем и кормим своих детей, в основном переработанной пищей, наполненной бесполезными калориями, химией и сахаром. Так что вместо булок, плюшек, чипсов и полуфабрикатов лучше приготовить свежий бульон и салат. Время для этого можно найти, уменьшив зависимость от телевизора и подключив к этому всех членов семьи. Семья для ребенка является главным факторам счастья. Только в семье человек до конца понимает значимость своего существования. Подрастающее поколение должно знать не только историю своего государства, но и историю своей семьи, ценность семейных традиций, профессиональные приоритеты, чтобы знать на кого ему опереться в жизни, что передать своим потомкам.

Второй главный вопрос — если ли для кого-нибудь польза от тех дел, что забирают много времени? Если нет — то можно ли их перенести и не делать совсем? Задумайтесь, наверняка сидя часами в компьютере, пользы уж точно никому нет, показывая пример своему ребенку, как надо проводить с «пользой» свободное время. Ведь для малыша главным авторитетом являются его родители.

Третий: нужно ли нам столько вещей, предметов, техники, что нас окружает? Приносит ли она нам пользу или это просто излишки потребления, дань моде? А ведь кроме денег на их покупку мы потратили еще массу времени, чтобы их выбрать. А теперь еще должны их обслуживать и за ними ухаживать, тратя опять свое время и силы. Может вместо дорогих затрат и покупку ярких игрушек и гаджетов, приобрести семейную настольную игру, которая будет понятна и интересна всем? А еще лучше порисовать вместе или сделать поделку, а не откупаться за недостаток внимания очередным роботом, который будет скоро разобран или валяться без дела.

Четвертый: есть ли у нас время побыть с сами собой? Подумать, подвести итоги, убедиться, что мы живем именно такой жизнью, которой хотели, а не участвуем в забеге по кругу, борясь с «ветреными мельницами»? Вспомнить свои цели на этот год и проверить, сбылись они или нет, и почему? А как сделать так, чтобы сбылись?

Пятый совет: помнить о том, что главное в мире — любовь! Дорожить тем, что имеешь, потерять легко, а обрести новое порой не возможно. Умейте прощать, тогда конфликты будут заканчиваться быстрее, отношения станут настоящими и открытыми. Мы должны научиться отдавать больше, чем брать, и думать о других раньше, чем о себе. И помнить, что наши дети — это отражение нас самих в разные промежутки времени. И научитесь спрашивать себя: принес ли мой прожитый день хоть кому то пользу и добро? Начните с самого себя!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, близкое окружение, взрослый, дошкольный возраст, игра, малыш, родитель.


Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления

Многие родители боятся процесса адаптации ребенка в детском саду.

Во время игры и в процессе общения с другими детьми ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, которые...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

В игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и готовится жизни взрослого. В тоже время, игра является фундаментом

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их

 Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста консультативной помощи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок всё меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей...

А причины кроются в семейной среде ребенка, в тех условиях, которые созданы для него в самом близком окружении.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления

Многие родители боятся процесса адаптации ребенка в детском саду.

Во время игры и в процессе общения с другими детьми ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, которые...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

В игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и готовится жизни взрослого. В тоже время, игра является фундаментом

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик...

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их

 Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста консультативной помощи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок всё меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей...

А причины кроются в семейной среде ребенка, в тех условиях, которые созданы для него в самом близком окружении.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Задать вопрос