К эпическим источникам нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Алымкулов, З. А. К эпическим источникам нравственных ценностей / З. А. Алымкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39455/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье ведется анализ фольклорных и литературных источников где просматриваются элементы нравственных традиций кыргызского народа. Источником морали становятся ценностно-нормативные понятия, морально-мировоззренческие принципы.

Ключевые слова: мораль, фольклор, традиция, миф, добро, зло.

The article analyzes folklore and literary sources where considered elements of the moral traditions of the Kyrgyz people. The source of morality become value-normative concepts, moral and ideological principles.

Keywords: moral, folklore, tradition, myth, kindness, evil.

В исследованиях посвященных рассмотрению генезиса нравственных ценностей Кыргызского этноса, по условно-сравнительно построенным парадигмам, выделяют несколько периодов духовного развития.

Особо выделяется устное народное творчество, она формирует в себе нравственные, этические нормы и идеалы, самобытную традицию, духовное богатство народа. Морально-нравственными регуляторами в фольклоре выступают образные слова, пословицы и поговорки, выполняющие нормативную функцию. Хотя фольклор не поддается историко-хронологическому разграничению, в целях реконструкции системы ценностей, все же, мы имеем материал для обоснования источника морали. Так как, приведенные формы фольклорного жанра разделяются на множество концепций социального, антропологического характера. Где высшей нравственной ценностью и моральным идеалом являются гуманизм и патриотизм.

Из лирической формы устного народного творчества следует выделить несколько видов заключающих в себе национально-специфические нравственные нормы и представления: «Санат», «Насыят», «Терме». Например «Терме» это дидактическая поэтическая импровизация без конкретной темы, где проводится ценностный отбор, разделяются и анализируются в качественной степени поведение человека. В этом жанре, с учетом пространства и времени, подгоняя социальным, жизненным обстоятельствам, избирательно, акын-импровизатор доводит до сознания людей народную мудрость, слушатель же сравнивает, делает определенные жизненные выводы.

Не менее важным носителем менталитета номадов, духовно-ценностных ориентаций являются эпические произведения. Эпическая форма кыргызского фольклорного жанра богата по своему содержанию, кроме монументальной трилогии «Манас» существуют и малые эпосы, прославляющие героическое прошлое народа. В сюжетной линии эпоса «Манас» отображена история, обычаи, нравы, этические нормы, этнический состав, природа, язык народа.

В трилогии «Манас» мы находим мифологические представления человека об окружающем мире, о природе. В художественных образах прослеживается органическая связь человека с природой. «Поклонение природе во многих случаях исходило из одухотворения почитаемых первопричин. Стихийные элементы как Земля, Вода выступали жизненным началом. Огонь в представлениях древних, очищал людей от зла и оберегал от влияния злых чар» [1]. Эта особенность древнего мышления еще в большей степени присуща более ранним периодам возникновения человеческого общества, и накладывало определенный отпечаток на нравственное сознание. Люди не только отождествляли себя с природным окружением, но и переносили свои нравственные оценки на природные явления, считая их добрыми или злыми. При помощи понятий «хороший» или «плохой» описываются все многообразие явлений природы.

Таким образом, мифологические представления о мире и природе содержали нормативные предписания социальных и натуралистических концепций источника морали.

К социальным концепциям источника морали в эпосе относятся взгляды в форме моральных ценностей, нравственных оценок, одобрения или осуждения совершаемых поступков. Социальные идеи народа в эпосе выражаются через мысли о борьбе добра и зла. Добро и зло, их борьба и, как правило, победа добра над злом составляют главную тему эпосов, в основе которых лежит нравственный идеал народа о добре и справедливости, о патриотизме, гуманизме. Следовательно, в эпосе мораль представляет собой одну из универсальных форм и общественного, и личного миропонимания, воззрения на человека, общество и историю.

Следующим периодом духовного развития и источником откуда отталкиваются исследователи этических ценностей является поэтическое наследие легендарных кыргызских мыслителей, представителей художественного слова Санчы сынчы, Толубая сынчы и других, известно, что их произведения до нас дошли лишь в фрагментарном, отрывочном виде, в форме философской — дидактической поэзии. В поэтических рассуждениях в основном, даются советы, наставления правил поведения, а также установка принципов морали. В форме крылатых выражений, пословиц, поговорок и мудрых изречений осуждались трусость, невежество, бесчеловечность, жестокость, алчность. Одобрялись и восхвалялись храбрость, умеренность, самообладание, скромность и справедливость. Гуманистические идеи легендарных кыргызских мыслителей играют важную роль в последующем становлении моральных норм народа.

К существенным материалам анализа морально — нравственных ценностей относятся произведения поэтов мыслителей средневековья Жусупа Баласагына и Махмуда Кашгари. Однако следует подчеркнуть, что в их идеях отсутствуют систематизированные философские и этические концепции. Тем не менее, сквозь поэтическую оболочку, через иносказания проглядывается богатый и сложный мир социально-этических парадигм которые обобщали нравственные идеалы в жизни конкретного общества.

В своем произведении «Кутбилим» Жусуп Баласагын четко выделяет специфику морали, выявляет в ней некоторые существенные стороны, отличающие нравственность от иных социальных детерминант человеческой деятельности. В образах и именах героев поэмы персонифицируются этические понятия, например: Кунтууду — аллегорически преобразуется в Справедливость, Айтолду — олицетворяет Счастье, Акдилмиш — символизирует Ум, Разум, Откурмуш — Скромность. Персонажи произведения, отражают взгляды мыслителя в идеях о добре и зле, справедливости, счастье, мудрости, скромности, благополучии, воле. Философ полагал, что путем повышения образовательного уровня, пополнения научных знаний, воспитания великодушия и щедрости можно достигнуть нравственного совершенства. Только опираясь на научные знания личность самовоспитывается, совершенствует свои человеческие качества, становится духовно богаче. В отличие от исламских принципов, согласно которым хороший и плохой поступок человека предопределен богом, человек не свободен в своем поведении. Автор, выдвигая гуманистические идеи, доказывает, что нравственные качества людей зависят от них самих, от их мировоззрения, убеждений и воспитания. Как и другие перипатетики востока, мыслитель считал, что при помощи науки и знания можно полностью управлять разумом, характером и поведением людей. Он считал, что в будущем добродетельном обществе, все люди, независимо от их общественного положения, будут счастливы только тогда, когда они пойдут по единственно правильному пути — будут совершенствовать образование и осваивать научные знания.

Социально-философские идеи акынов мыслителей разделяющихся по этапам на заманистов (заман — эпоха) и демократов совпало с событиями, имевшими исторически переломное значение в развитии общественных отношений. Духовная культура, сущностные тенденции развития общественного сознания кыргызов в начале и во второй половине19 века с наибольшей отчетливостью проявляется в двух направлениях философской мысли. Первое из них представлено мировоззрением, именуемых в историко-философской литературе заманизмом, второе мировоззрением акынов демократов Токтогула, Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова.

Направление заманизм в историко-философской мысли кыргызов получило достаточно глубокое освещение в различных исследовательских разработках. Всесторонний анализ его важнейших концептуальных положений дан в ряде серьезных исследований наших ученых.

Виднейшими представителями заманизма, чье творчество оставило глубокий след в духовной жизни народа были акыны — сказители Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Алдаш Молдо, Женижок. Они отличались своеобразием произведений, отражающие упадок духовной и материальной жизни народа, где речь идет об эпохе конца света, эпохе страдания, эпохе жестокости. В центре их внимания постоянно находится человек. Нравственно — этическое крушение человека как основы бытия, воспринималось заманистами как гибель мироздания, так как простые общечеловеческие нормы нравственного поведения в эпоху заманизма разрушались. Положительные принципы и нормы прежних поколений было основной опорой. Поэтому акыны — заманисты с ностальгией обращались к прошлому, причем из исторического опыта они брали на вооружение те принципы жизни, которые имели гуманистическое содержание и именно с этой точки зрения подвергали критике современную им действительность.

Преемственная связь акынов мыслителей заманистов и демократов прослеживается в том, что их творчество неразрывно связано с фольклором. Акыны мыслители черпали из сокровищниц устного народного творчества многие компоненты искусства общения со слушателями. Основываясь на эпосы, сказания, пословицы, поговорки, крылатые выражения они умели в импровизированной форме, образно, сопереживая горестям и радостям повествовать события из жизни народа.

Однако в мировоззренческом плане акыны демократы занимают совершенно противоположную позицию сравнительно к заманистам. Причина кроется в том, что эпоха акынов демократов представляет иную историческую среду жизнедеятельности и условия жизни народа.

Длительная многовековая история кыргызов, его своеобразная культура является для будущих поколений духовным богатством. Временной континуум «прошлое, настоящее, будущее» диалектически переплетаются и перекликаются. Связь исторически прошлого с сегодняшним днем состоит в том, что мы, оглядываясь вглубь истории, извлекаем уроки мудрости.

Литература:

  1. Акмолдоева Ш. Б. и др. Кыргызская философия. Уч. пособ. Б., 2010. С 21.
Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, духовное развитие, зло, норма, природа, эпос.


Похожие статьи

Устное народное творчество как фактор социального...

Фольклор — это устное поэтическое творчество широких народных масс писал в Ю. М. Соколов [8, с. 6]. Н. И. Кравцов дал следующее определение

Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Устное народное творчество как средство...

Библиографическое описание: Костюк Г. А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, их быт.

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Фольклорные произведения как средство формирования...

Ключевые слова: экологическое образование, духовные и экологические ценности, устное-народное творчество, фольклорные произведения

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Устное народное творчество как средство воспитания...

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу

Народное творчество чрезвычайно многогранно.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Фольклор — это народное творчество, искусство

Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии подрастающего...

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном...

С малых лет дети слушали сказки, сказания, песни и, таким образом, уже в раннем возрасте впитывали в себя богатство устного народного творчества. Используя нартовский эпос в воспитательных целях, осетины стремились передать детям жизненный опыт народа...

Влияние устного народного творчества на формирование...

Оно является источником художественных традиций, способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа.

Благотворно влияет устное народное творчество на развитие способностей к изобразительной деятельности ребенка.

Похожие статьи

Устное народное творчество как фактор социального...

Фольклор — это устное поэтическое творчество широких народных масс писал в Ю. М. Соколов [8, с. 6]. Н. И. Кравцов дал следующее определение

Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Устное народное творчество как средство...

Библиографическое описание: Костюк Г. А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, их быт.

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Фольклорные произведения как средство формирования...

Ключевые слова: экологическое образование, духовные и экологические ценности, устное-народное творчество, фольклорные произведения

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Устное народное творчество как средство воспитания...

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка.

Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу

Народное творчество чрезвычайно многогранно.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Фольклор — это народное творчество, искусство

Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии подрастающего...

Роль семьи и общественного самоуправления в умственном...

С малых лет дети слушали сказки, сказания, песни и, таким образом, уже в раннем возрасте впитывали в себя богатство устного народного творчества. Используя нартовский эпос в воспитательных целях, осетины стремились передать детям жизненный опыт народа...

Влияние устного народного творчества на формирование...

Оно является источником художественных традиций, способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа.

Благотворно влияет устное народное творчество на развитие способностей к изобразительной деятельности ребенка.

Задать вопрос