Взгляды Амира Темура на нравственное и интеллектуальное воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 8371 раз

Библиографическое описание:

Султонов, Сирож. Взгляды Амира Темура на нравственное и интеллектуальное воспитание / Сирож Султонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 626-627. — URL: https://moluch.ru/archive/138/37640/ (дата обращения: 16.04.2024).



Взглянув на мысли о государстве и обществе Амира Темура, освоившего и внесшего большой вклад в развитие мудрости Востока, видим: он считал, что знание и ум должны преобладать в управлении государством и направлении социальной жизни в нужное русло.

Человек ‑ это сила, руководящая государством в обеспечении благосостояния жизни общества, поэтому мыслитель утверждал необходимым девятую часть государственных дел решать путем совета. Великий полководец, осознав интеллект науки и образования одним из преобладающих факторов в развитие человеческого общества, дал глубокое значение интеллекту и внутренним творческим способностям человека [1, 1969].

Его необыкновенно редкий интеллект был одним из его достоинств. Нам известно, что Ибн Арабшах, знав это, писал о нем: «Темур – нравственная, рассудительная личность, нету преград его уму». Уделять внимание умственным способностям человека – значит найти путь, ведущий к обладанию добрых качеств и лидерству в повседневной жизни и социальных событиях. Человек может преодолеть любые трудности с помощью памяти и интеллекта. Амир Темур считал, что ум и интеллект тесно связаны с умственными достижениями и являются результатом интеллекта. Напоминал о значении интеллекта в умственном развитии человека. Поэтому уделял внимание критичности решений, говоря: «Доверяй, но проверяй». Требовал всестороннего подхода и разумного решения, личного мнения, умения верного оценивания событий в жизни общества. Полководец обращал внимание не на анатомическую и физиологическую способность интеллекта, а на практические аспекты.

Исходя из своего опыта, он писал, что, анализируя все данные советы, выбирал самые добродетельные. Он ценил умение быстро решать задачи и его значение в достижении цели и для обладания такими способностями. Амир Темур: «Для правильного решения задачи нужно выслушать многих индивидов, так как интеллект ‑ это индивидуальная способность. Узнав мнение каждого, использовать наилучшие мысли из них, имея в виду значимость анализа синтеза, сравнивая обобщения абстракции выяснения и выполнения». Полководец осознавал победу и поражение в битве как дело судьбы, которое можно предвидеть при помощи умственных способностей человека. Для доказательства своих мыслей он говорил: «Мои предвидения совпадали с судьбой. Если человек будет принимать меры, основываясь на интуицию в осуществлении своих надежд и целей, то она будет служить как средство добрых деяний». Как ученый, он считал результатом ума освоение науки, отработки военной тактики, мирного управления государством, использования новых предложений и методов в жизненных вопросах и недопущения смятений. «То, что не может сделать 100 всадников, можно выполнить одним умным мероприятием», ‑ говорил он [3, 1992].

Он ставил выше одного разумного человека многочисленных, но не опытных людей: «Победа не в силе, а в уме». Здесь мы осознаем не физическую, а умственную способность, которая облегчает человеку жизнь. В «Уложениях Темура» он всегда уделял внимание интеллекту и умственной деятельности человека. Главнокомандующий, уверенный в возможности разумного и справедливого управления государством, изложил в своих трудах пути и методы облагораживания социальной жизни.

Амир Тимур[A1] придавал большое значение качеству обучения. Он требовал в процессе обучения молодежи разъяснять им смысл «Корана», значение изложенных в нем мыслей и вместе с ним разъяснять слушателям законы государства, шариата и соблюдения их в жизни, а в вопросе морали изучать и соблюдать созданный Мухаммедом Ибн Абдуллахом «Хадисам», соблюдая эти требования, добиваться совершенства человека. Амир Тимур[A2] для обучения мусульман религиозным вопросам, религиозному правоведению и хадисам в каждый город назначил ученых и учителей. Повелитель, наряду с обучением молодежи религиозным предметам, уделял большое внимание обучению и другим наукам, как писал академик И. Муминов, ‑ математике, геометрии, хандасе (инженерным наукам), архитектуре, астрономии, литературе, истории и музыке. А также Амир Темур был сторонником преподавания географических знаний молодежи. Он уделял внимание освоению знаний о странах, в которых не побывал [2, 1992].

Особенно он глубоко освоил картографию. Мы можем это видеть в его письме Аллахдаду и его поручении о создании карты Китая. Он наблюдал деятельность ученых в академии, которую он сам создал. Известно, что полководец имел понятие о педагогике. Он в своих совещаниях при встречах с учеными обменивался мнениями о внутреннем и внешнем состоянии государства, кроме религиозных и правовых задач, о духовно-образовательных задачах в государстве, а также о поведении и морали народа. Мы хорошо знаем это из беседы Амира Темура с арабскими учеными. Беседа велась путем свободных переговоров и с открытой душой. Он при беседе бросал запутывающие вопросы для правильного решения проблемы.

Каждый знаток права чувствовал себя сидящим как в медресе, каждый пытался показать себя, торопясь отвечать на вопросы. Этот метод Амира Темура широко использовался в школах и в медресе во время бесед со студентами и считался совершенным педагогическим опытом своего времени. Он хорошо осознавал значение наставничества ученых для развития государства и воспитания молодежи. Исходя из этого, создавал все возможности для преподавания местных и иностранных педагогов и мударрисов, обеспечивая их жильем и хорошей зарплатой. Для более эффективной реализации этого приказывал давать работу в государственных учреждениях ученым и ремесленникам. Ибн Арабшах писал: «Видя достоинства даже в простом ремесле, он высоко одобрял его» [4, 1994].

Разумеется, он выбирал для службы мудрых, глубоко знающих свое дело, увидевших мир людей. Он очень уважал людей находчивых и умных в каждом аспекте жизни. Амир Тимур[A3] считал научные труды, написанные ученым, основным орудием для развития знания и профессии, считал, что книга или написанный труд позволит людям научиться использовать и безошибочно жить долгие последующие периоды. Оценивая книгу, он считал, что она имеет огромное значение в обучении людей, повышении уровня сознания, воспитании, созидании и является основой знания и учителем. Амир Тимур[A4], считавший книгу основой знания, в столице Мовароуннахра – Самарканде, организовал знаменитую, привлекшую внимание многих государств и ученых большую библиотеку. В библиотеке собраны книги, рукописи, созданные на Востоке, ‑ Китае, Индии; на Западе ‑ России, Армении, Риме и других государствах. Например, когда Тимур[A5] завоевал Малую Азию, он нашел в древнем городе Бурсе богатую библиотеку. Все ценные книги, погрузив на гужевые повозки, перевез в Самарканд.

Литература

  1. Абдураззоқ Самарқандий. Матлаъи ус-саъдайн ва мажмаъи баҳрайн. Т., ‑ 1969.
  2. Аҳмедов Б. А.Ўзбекистон тарихи манбалари(Қадимги ва ўрта асрлар),Т., ‑ 1992.
  3. Ибн Арабшаҳ. Ажойиб ал-мақдур фи тарихи Таймур (Темур тарихида тақдир ажойиботлари). Т., ‑ 1992.
  4. Муҳаммаджонов А.Темур ва темурийлар салтанати, Т., ‑ 1994.

[A1]Есть и такое написание. Надо прийти в работе к единому написанию – или Темур, или Тимур

[A2]Прим. 1

[A3]Прим. 1

[A4]

[A5]Прим. 1

Основные термины (генерируются автоматически): государство, внимание, интеллект, Самарканд, социальная жизнь, умственная способность человека.


Похожие статьи

Морально-этические аспекты теории искусственного интеллекта

Среди исследователей, все же обращающих внимание на морально-этическую проблематику теории искусственного интеллекта, можно

Дело в том, что улучшение жизни отдельного человека может привести к социальному неравенству, к ситуациям, при которых кто-то...

Системная интеграция интеллектуальных особенностей...

Искусственный интеллект — это изучение разумного поведения (у людей, животных и машин) и попытки найти

Тем не менее, социальные последствия новой технологии следует принимать во внимание.

Свободный выбор в жизни человека. Сущность человека в суфизме.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Сказка развивает эмоциональный интеллект, самосознание, саморегуляцию, социальное чувствование і способность развивать

Хотя в сказках жизнь человека обратима, социально значимые смыслы человеком

В городах, похожих на Самарканд, досматривают транспорт...

Научные подходы к изучению социального интеллекта...

- Социальный интеллект: - способность понимать другого человека, учитывать интересы.

Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию», уровень которой определяется успешностью выполнения любых тестов.

Социальный интеллект как совокупность способностей...

Социальный интеллектспособность правильно понимать поведение людей.

Принимая во внимание наличие указанных значений социализация не обеспечивает целостного формирование человека.

Искусственный интеллект | «Молодой

Искусственный интеллект — принципиально новый вид, ранее не создававшийся, по крайне мере, в нашей галактике. Оценивать его разумность, способность к рассуждению с точки зрения человека — не совсем верный подход, но, к счастью или сожалению решают великие умы...

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

В большей степени внимание ученых было приковано к имплицитным представлениям об интеллекте и способностях человека (К. Двек, В.Н

Подходы к пониманию одаренности в разных странах (на примере России и Китая). Феномен дисаттракции в социальной психологии.

Специфика формирования интеллектуальных операций...

При этом лишь умственные действия могут быть перестроены: только в уме возможно

Реальная жизнь не предполагает такого рода обратимости, в плане представления же есть

Кроме того, данная точка зрения предполагает, что познавательные способности человека...

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

- создать комплекс интеллектуальных игр по развитию умственных способностей

Ведущий 2: Внимание! Правила игры. Вопросы распределены по степени сложности.

А родившись, тем более служат, даже после своего ухода из жизни, они послужат человеку.

Похожие статьи

Морально-этические аспекты теории искусственного интеллекта

Среди исследователей, все же обращающих внимание на морально-этическую проблематику теории искусственного интеллекта, можно

Дело в том, что улучшение жизни отдельного человека может привести к социальному неравенству, к ситуациям, при которых кто-то...

Системная интеграция интеллектуальных особенностей...

Искусственный интеллект — это изучение разумного поведения (у людей, животных и машин) и попытки найти

Тем не менее, социальные последствия новой технологии следует принимать во внимание.

Свободный выбор в жизни человека. Сущность человека в суфизме.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Сказка развивает эмоциональный интеллект, самосознание, саморегуляцию, социальное чувствование і способность развивать

Хотя в сказках жизнь человека обратима, социально значимые смыслы человеком

В городах, похожих на Самарканд, досматривают транспорт...

Научные подходы к изучению социального интеллекта...

- Социальный интеллект: - способность понимать другого человека, учитывать интересы.

Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию», уровень которой определяется успешностью выполнения любых тестов.

Социальный интеллект как совокупность способностей...

Социальный интеллектспособность правильно понимать поведение людей.

Принимая во внимание наличие указанных значений социализация не обеспечивает целостного формирование человека.

Искусственный интеллект | «Молодой

Искусственный интеллект — принципиально новый вид, ранее не создававшийся, по крайне мере, в нашей галактике. Оценивать его разумность, способность к рассуждению с точки зрения человека — не совсем верный подход, но, к счастью или сожалению решают великие умы...

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

В большей степени внимание ученых было приковано к имплицитным представлениям об интеллекте и способностях человека (К. Двек, В.Н

Подходы к пониманию одаренности в разных странах (на примере России и Китая). Феномен дисаттракции в социальной психологии.

Специфика формирования интеллектуальных операций...

При этом лишь умственные действия могут быть перестроены: только в уме возможно

Реальная жизнь не предполагает такого рода обратимости, в плане представления же есть

Кроме того, данная точка зрения предполагает, что познавательные способности человека...

Интеллектуальные игры как форма развития умственных...

- создать комплекс интеллектуальных игр по развитию умственных способностей

Ведущий 2: Внимание! Правила игры. Вопросы распределены по степени сложности.

А родившись, тем более служат, даже после своего ухода из жизни, они послужат человеку.

Задать вопрос