Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Конашенкова, К. О. Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации / К. О. Конашенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 566-569. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38611/ (дата обращения: 23.04.2024).



В современном мире правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в теории и практике управления этим непростым механизмом, так как именно руководитель несет ответственность за образовательную, воспитательную, научную и организационно-хозяйственную деятельность организации.

Происходящие в последние годы преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономических институтов, политики, социокультурной сферы кардинально изменили требования к работе руководителя образовательной организации. На сегодняшний день школа является полноценным субъектом права, юридическим лицом, имеет устав, обладает правом оперативного управления имуществом, заключает договоры, может являться истцом и ответчиком в суде. Все это вносит существенную специфику в реализацию функции управления, требует от руководителя определенных личностных качеств, необходимых знаний, сформированных умений, навыков и компетенций. В свете данных тенденций актуальна задача рассмотрения содержания и структуры правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации, ее основных признаков и компонентов. правовая компетентность представляется исследователями как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе и предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.

Содержание понятия «правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации» является составной частью управленческой компетентности, определяющей возможность принимать эффективные управленческие решения в пределах современного правового поля. Также согласно ч. 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководитель «является исполнительным органом образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [4]. Нормативный подход к определению правовой компетентности руководителя был дан в предыдущей редакции Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, где она характеризовалась как качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы [2].

В Проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации обращается внимание на то, что руководитель должен знать действующие законы Российской Федерации, Конституцию, подзаконные акты, правовые возможности доступа к образовательной деятельности, основные положения законодательных актов в сфере гражданского, налогового, экологического, хозяйственного права, основы законодательства о бухгалтерском учете и прочее. Среди умений руководителя в соответствующей сфере выделяют: ведение коллективных переговоров, правильность оформления финансовой и управленческой документации, решение трудовых конфликтных ситуаций и другое. Правовая компетентность в документе выступает одним из необходимых механизмов эффективного управления образовательной организацией.

Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более высокую юридическую ответственность за свои решения и результаты деятельности. В силу этого акцент в его подготовке, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, должен быть сделан именно на правовой составляющей, но не в ущерб другим сторонам его деятельности. Директор школы в повседневной жизни выступает гарантом соблюдения законных прав участников образовательного процесса, ему принадлежит ключевая роль в регулировании правовых отношений, их развитии и укреплении.

Следует отметить, что руководители общеобразовательных организаций, как правило, знакомы с традиционным, устоявшимся законодательством в сфере образования. Они имеют достаточно высокие знания норм и правил применения таких процедур и аспектов управления, как аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности, выстраивание договорных отношений с потребителями образовательных услуг, партнерами и поставщиками, санитарные нормы и правила, требования Государственного образовательного стандарта. В то же время руководители общеобразовательных организаций недостаточно хорошо владеют изменениями в нормативной базе, к которым можно отнести изменения в проведении аудита в образовании, независимой оценке качества, разработке и сертификации тестов и контрольно-измерительных материалов, сертификации систем менеджмента качества, защиты персональных данных.

К наиболее часто встречающимся нарушениям действующего законодательства в образовательных учреждениях относятся:

– Сборы денег с родителей обучающихся для нужд школы.

– Нарушения в области лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (применяются просроченные лицензии или не соответствующие Уставам свидетельства об аккредитации или лицензии, в большинстве случаев из-за внесения изменений в наименования учреждений).

– Нарушение прав участников образовательного процесса.

– Нарушения в учебных планах учреждения.

– Нарушения в делопроизводстве и документации.

– Нарушения Уставов (отсутствие локальных актов).

– Нарушение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

– Нарушения при ликвидации и реорганизации образовательных учреждений.

Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью общеобразовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [4]. Требования к нему высоки, их достаточно много, но в данном случае нас интересует правовой аспект: знание законодательной и нормативно-правовой базы в области образования, умение ориентироваться в правовом пространстве и применять правовые нормы в сфере образовательной деятельности.

Условно можно выделить несколько уровней правового знания:

– информированность;

– ознакомление с полученной информацией;

– действия в правовом пространстве на основании полученных знаний.

На первом этапе получается базовый объем правовой информации и происходит ознакомление с нею. На втором этапе необходимая информация уже усвоена, устанавливается алгоритм действий в правовом пространстве. На заключительном этапе возникает потребность действовать в соответствии с полученными знаниями [3]. Все этапы взаимосвязаны и перейти на следующий уровень — правовую компетентность — без прохождения предыдущего фактически невозможно. Руководитель отвечает не только за свои решения, но и за решения, которые принимают его подчиненные. Таким образом, правовая компетентность является важным и актуальным аспектом для подготовки современного руководителя.

Формирование правовой компетентности достаточно длительный и многообразный процесс. В науке правовая компетентность определяется как интегративное свойство личности, которое выражается в способности оказывать непосредственное влияние на процесс саморазвития и развития социально-ценностных характеристик личности, которые позволяют выполнять социально — ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения, а также выражается в совокупности компетенций в правовой области знаний.

Также можно выделить правовую компетентность руководителя общеобразовательной организации. Её можно описать как сложное свойство, которое определяется социальными факторами и личностными качествами при динамичном развитии в профессиональной и личностной сфере [1]. Поэтому, можно сказать, что в современном мире с его многообразием различных методов и инновационных технологий, разнообразными организационными формами обучения созданы все условия для самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве.

Для должного обеспечения управления образовательным процессом правовая компетентность руководителя должна быть на соответствующем уровне. Для этого имеется целый ряд причин:

– Частые изменения нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность.

– Возросшие требования к качеству образования.

– Система рейтингов общеобразовательных организаций.

– Наличие сильных конкурентов среди общеобразовательных организаций.

– Достаточно высокий уровень правовой культуры граждан в вопросах образования.

– Отсутствие в штате общеобразовательных организаций юрисконсульта.

Таким образом, формирование правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в повышении качества образования и престижа данной образовательной организации. Также не стоит забывать, что в период реформирования системы российского образования разрабатываются и внедряются в жизнь новые профессиональные стандарты и образовательные программы, расширяется перечень нормативно-правовых документов, необходимый для полноценного функционирования общеобразовательных организаций.

Литература:

  1. Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Атласова Ольга Михайловна. — СПб., 1995. — 18 с.
  2. Майорова Е. Б. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения как индикатор эффективности управления в условиях финансово-экономической самостоятельности. — URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1229.htm (дата обращения: 17.12. 2014).
  3. Махрова М. В., Хузина А. Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. ‒ 2008. ‒ № 81. ‒ С. 9‒14.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). — С.22.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетентность, образовательная организация, общеобразовательная организация, правовая компетентность руководителя, образовательная деятельность, ключевая роль, образовательный процесс, правовое пространство, руководитель, Российская Федерация.


Похожие статьи

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Педагогические условия формирования управленческой...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности. Автор: Тарасенко Владимир Владимирович. Рубрика: Педагогика.

К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций...

Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, правовая культура, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

Управление образовательным учреждением в условиях...

4) Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

‒ экономико-правовую компетентность

Особенности процесса формирования правовой...

Правовая компетентность будущих менеджеров аграрной области является принципиально важной их личностно-профессиональной характеристикой, поэтому вполне оправдан и научный, и чисто практический интерес к разработке модели процесса формирования правовой...

Ключевые слова: образовательная организация...

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения. В современных условиях непрерывного развития образовательная система именно та отрасль...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется. уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива.

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно-ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент...

О нормативно-правовом обеспечении образовательного...

Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, структура системы образования, образовательная деятельность.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций...

Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, правовая культура, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

Педагогические условия формирования управленческой...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности. Автор: Тарасенко Владимир Владимирович. Рубрика: Педагогика.

Управление образовательным учреждением в условиях...

4) Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

‒ экономико-правовую компетентность

Особенности процесса формирования правовой...

Правовая компетентность будущих менеджеров аграрной области является принципиально важной их личностно-профессиональной характеристикой, поэтому вполне оправдан и научный, и чисто практический интерес к разработке модели процесса формирования правовой...

Ключевые слова: образовательная организация...

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения. В современных условиях непрерывного развития образовательная система именно та отрасль...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется. уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива.

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно-ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент...

О нормативно-правовом обеспечении образовательного...

Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, структура системы образования, образовательная деятельность.

Похожие статьи

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Педагогические условия формирования управленческой...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности. Автор: Тарасенко Владимир Владимирович. Рубрика: Педагогика.

К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций...

Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, правовая культура, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

Управление образовательным учреждением в условиях...

4) Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

‒ экономико-правовую компетентность

Особенности процесса формирования правовой...

Правовая компетентность будущих менеджеров аграрной области является принципиально важной их личностно-профессиональной характеристикой, поэтому вполне оправдан и научный, и чисто практический интерес к разработке модели процесса формирования правовой...

Ключевые слова: образовательная организация...

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения. В современных условиях непрерывного развития образовательная система именно та отрасль...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется. уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива.

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно-ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент...

О нормативно-правовом обеспечении образовательного...

Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, структура системы образования, образовательная деятельность.

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций...

Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, правовая культура, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

Педагогические условия формирования управленческой...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности. Автор: Тарасенко Владимир Владимирович. Рубрика: Педагогика.

Управление образовательным учреждением в условиях...

4) Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

‒ экономико-правовую компетентность

Особенности процесса формирования правовой...

Правовая компетентность будущих менеджеров аграрной области является принципиально важной их личностно-профессиональной характеристикой, поэтому вполне оправдан и научный, и чисто практический интерес к разработке модели процесса формирования правовой...

Ключевые слова: образовательная организация...

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения. В современных условиях непрерывного развития образовательная система именно та отрасль...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности...

Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется. уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива.

Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетенция, знание, Российская Федерация, мотивационно-ценностный компонент, медицинский работник, профессиональная медицинская деятельность, умение, ценность, поведенческий компонент...

О нормативно-правовом обеспечении образовательного...

Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, структура системы образования, образовательная деятельность.

Задать вопрос