Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 3269 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников / О. Н. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38517/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, число которых бурно увеличивается год от года.

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает команды и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко) [4, с. 41]. Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста — игровой (Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченкo и др.) [3, с. 26], что естественно отражается на формировании психического развития.

Речевые процессы являются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же проходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга [2, с. 7].

По мнению ряда исследователей, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование их вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе (Э. Г. Симерницкая, 1985; А. В. Семенович, Б. А. Архипова, 1997, 1998; А. В. Семенович, 2000, 2003, 2004) [2], теорией нейропсихологической реабилитации Л. С. Цветковой.

В связи с широкими возможностями нейрокоррекционной работы, а так же хорошо разработанными и апробированными методиками нейрокоррекции детей (А. В. Семенович; В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова и др.) в педагогическую работу целесообразно включать блоки из нейрокоррекционных методик.

Для отслеживания эффективности коррекционной работы, а так же динамики речевого развития, со старшими дошкольниками 5–7 лет были проведены диагностики, выявляющие актуальный уровень сформированности когнитивного и речевого развития. Для этого были выделены следующие психолого–педагогические факторы:

  1. Слабость зрительного восприятия: ошибки узнавания предметов; нарушения целостности восприятия, фрагментарность; нарушения стратегии направления обзора.
  2. Нарушение пространственно-временных параметров: сложности восприятия логико-грамматических конструкций, нарушения последовательности элементов действия.
  3. Нарушения моторной сферы: снижение скорости и ловкости выполнения движений, плохая координация движений.
  4. Нарушения кинестетического праксиса: недоразвитие мелкой моторики, координации кисти и пальцев, застревание на одной позе.
  5. Нарушения внимания: неустойчивое внимание, быстрая истощаемость психических процессов.
  6. Нарушения процессов памяти: сложности восприятия длинных инструкций, опущение элементов инструкции, и как следствие, изменение последовательности воспроизведения задания.
  7. Слабость фонематических процессов: нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков — фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений [2, с. 18].

В ходе исследования использовались следующие методы: беседа, наблюдение, нейропсихологические пробы направленные на исследование — зрительного гнозиса, пространственных представлений и логико-грамматических конструкций, кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, слухоречевой зоны, памяти и внимания.

В качестве основной диагностической методики была взята методика нейропсихологической направленности для исследования особенностей познавательной деятельности Н. Я. Семаго, М. М. Семаго [1].

Экспериментальное исследование проходило на базе ДОУ № 146 г. Тюмени в старших и подготовительных группах. Для анализа были взяты дети в возрасте от 5–7 лет с общим недоразвитием речи. В исследовании приняли участие 30 детей, что характерно, в большем количестве — мальчики. Слух, зрение, интеллект у детей были нормальные.

Цель исследования: выделить нейропсихологические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести программу нейрокоррекции, сравнить и проанализировать данные первичной и повторной диагностик. Сроки проведения: сентябрь-декабрь 2016 г.

Проведя нейропсихологического исследования особенностей познавательной деятельности детей, мы получили следующие результаты, которые были обработаны в диаграмму (Рисунок 1), в виде суммы баллов по конкретному фактору. Максимально возможное количество — 90, минимальное — 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов получили те факторы, которые чаще всего наблюдались у детей и носили стойкий характер, а минимальное — менее встречающиеся или не ярко выраженные.

Самое большое количество набрали такие факторы как: слабость зрительного восприятия — 63 балла, нарушения внимания — 56 балла, нарушения процессов памяти — 62 баллов, нарушения моторной сферы — 54 балла.

Меньше всего баллов получили такие факторы как: нарушение пространственно-временных параметров — 47 баллов, нарушения кинестетического праксиса — 49 баллов, слабость фонематических процессов — 45 баллов.

Более подробные данные для каждого фактора в отдельности приведены в Таблице 1.

Рис. 1. Факторы речевых нарушений (данные в баллах)

Оценка продуктивности психической деятельности происходила согласно традиционной для нейропсихологии системе:

− «0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;

− «1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора;

− «2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;

− «3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.

Таблица 1

Процентное соотношение факторов речевых нарушений

Фактор речевого нарушения

Количество детей сданной ошибкой

«0»

«1»

«2»

«3»

1

Слабость зрительного восприятия

0 %

10 % (3)

90 % (27)

0 %

2

Нарушение пространственно-временных параметров

0 %

16 % (5)

67 % (21)

14 % (4)

3

Нарушения моторной сферы

0 %

16 % (5)

84 % (25)

0 %

4

Нарушения кинестетического праксиса

6 % (2)

23 % (7)

65 % (19)

6 % (2)

5

Нарушения внимания

0 %

14 % (4)

83 % (24)

6 % (2)

6

Нарушения процессов памяти

0 %

20 % (6)

54 % (16)

26 % (8)

7

Слабость фонематических процессов

36 % (11)

23 % (7)

35 % (10)

6 % (2)

В дальнейшем, для участия в эксперименте были определены две группы детей: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 15 дошкольников с общим недоразвитием речи, контрольная группа (КГ) так же насчитывала 15 детей с общим недоразвитием речи.

Обе группы, экспериментальная и контрольная имеют примерно одинаковое процентное соотношение преобладания того или иного фактора. Например, зрительное восприятие — 67 % и 73 %, фонематические процессы — 51 % и 49 %, пространственно-временные параметры — 53 % и 51 %, моторная сфера — 58 % и 62 %, кинестетический праксис — 58 % и 51 %, внимание — 62 % и 63 %, памяти — 67 % и 71 % соответственно.

С экспериментальной группой была проведена разработанная программа нейропсихологической коррекции, которая включала в себя 12 занятий, рассчитанных на три месяца работы, по 2 раза в неделю. С контрольной группой проводились занятия с психологом и логопедом по 1 разу в неделю.

По итогом проведенной коррекционной программы была сделана повторная диагностика детей, участвующих в исследовании. В ходе диагностики использовались те же методы: беседа, наблюдение и нейропсихологические пробы. Психолого-педагогические причины остались прежними для достоверности и качества оценки.

Рассмотрим подробнее динамику изменений каждого фактора в Таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение факторов речевых нарушений вЭГ иКГ

Фактор речевого нарушения

Количество детей сданной ошибкой

«0»

«1»

«2»

«3»

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

1

Слабость зрительного восприятия

0 %

0 %

47 % (7)

16 % (3)

52 % (8)

84 % (12)

0 %

0 %

2

Нарушение пространственно-временных параметров

0 %

0 %

80 % (12)

40 % (6)

20 % (3)

60 % (9)

0 %

0 %

3

Нарушения моторной сферы

0 %

0 %

80 % (12)

26 % (4)

20 % (3)

74 % (11)

0 %

0 %

4

Нарушения кинестетического праксиса

60 % (9)

26 % (4)

40 % (6)

54 % (8)

0 %

20 % (3)

0 %

0 %

5

Нарушения внимания

0 %

0 %

80 % (12)

34 % (5)

20 % (3)

60 % (9)

0 %

6 % (1)

6

Нарушения процессов памяти

0 %

0 %

60 % (9)

40 % (6)

27 % (4)

40 % (6)

13 % (2)

20 % (3)

7

Слабость фонематических процессов

73 % (11)

40 % (6)

27 % (4)

46 % (7)

0 %

13 % (2)

0 %

0 %

По окончанию повторной диагностики выяснилось следующее. Показатели экспериментальной группы оказались отличными от первичной диагностики. В сравнении с данными диагностики контрольной группы, так же есть положительные изменения. Данные диагностик были обработаны и представлены в следующих диаграммах.

Рис. 2. Факторы речевых нарушений ЭГ в сравнении первичной и повторной диагностик (данные в процентах)

Так, показатели экспериментальной группы первичной и повторной диагностик в сравнении выглядят таким образом: зрительное восприятие — 67 % и 51 %, фонематические процессы — 51 % и 9 %, пространственно-временные параметры — 53 % и 40 %, моторная сфера — 58 % и 40 %, кинестетический праксис — 58 % и 13 %, внимание — 62 % и 40 %, памяти — 67 % и 51 % соответственно.

При сравнении экспериментальной и контрольной групп при повторной диагностике показатели выглядят следующим образом: зрительное восприятие — 51 % и 60 %, фонематические процессы — 9 % и 25 %, пространственно-временные параметры — 40 % и 73 %, моторная сфера — 40 % и 57 %, кинестетический праксис — 13 % и 31 %, внимание — 40 % и 57 %, памяти — 51 % и 60 % соответственно.

Рис. 3. Факторы речевых нарушений ЭГ и КГ в сравнении при повторной диагностике (данные в процентах)

Таким образом, на основании проведенных диагностик было сделано следующее заключение: программа разработанная с учетом нейропсихологических особенностей развития мозга оказалась эффективна при таких диагнозах как общее недоразвитие речи (ОНР), способствует формированию когнитивных и речевых функций, совершенствованию произношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к произвольному самоконтролю, произвольной саморегуляции.

Литература:

  1. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. — М.: Айрис-пресс, 2012. — (Библиотека психолога образования). — 46 с.
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособия. — 6-е изд. — М.: Генезис, 2013. — 474 с.
  3. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 2007. — 211 с.
  4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие, моторная сфера, общее недоразвитие речи, нарушение, повторная диагностика, балл, контрольная группа, нарушение внимания, нарушение процессов памяти, процесс, ребенок, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная группа, слово, экспериментальная группа.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

(От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи. Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня.

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная группа, высокий уровень, контрольная группа, уровень, восприятие пространства

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная группа, слово, экспериментальная группа.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

(От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи. Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня.

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная группа, высокий уровень, контрольная группа, уровень, восприятие пространства

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Похожие статьи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная группа, слово, экспериментальная группа.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

(От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи. Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня.

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная группа, высокий уровень, контрольная группа, уровень, восприятие пространства

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

III, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, зрительная память, общее недоразвитие речи, слуховая память, контрольная группа, слово, экспериментальная группа.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

(От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи. Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня.

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Один из подходов в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцировано, так как группа детей с нарушениями речи достаточно...

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная группа, высокий уровень, контрольная группа, уровень, восприятие пространства

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи...

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

контрольная группа, экспериментальная группа, ребенок, фонематическое восприятие, функция, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, функция программирования, целенаправленная логопедическая работа.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Задать вопрос