И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 826 раз

Библиографическое описание:

Аллабердиева, М. Х. И снова о Шукур Бахши / М. Х. Аллабердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 639-643. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38381/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: туркменская национальная музыка, дутар, бахши, Шукур бахши

Magical, charming, luring music plays important role among Turkmen nation. Given article covers luminous representative at the end of XIX and in the beginning of the XX centuries, singer and musician Shukur bakhshy. Current generations are very intimate with the name of great master owing to the story “Shukur bakhshy” written by Nurmurat Saryhanov (1941 y.) and this story was cinematized (“Competition” 1964 y.).

The story “Shukur bakhshy” based on historical events, known as musician Shukur released his brother from captivity of Iranian khan without a blow, but with peace treaty by the force of music. This historical event was written by the words of Shukur bakhshy`s contemporaries.

On this article we can see the eminent Russian specialist in Turkic philology in the first half on XX century A. N. Samoylovich`s, noted, Russian scientist V. A. Uspenskiy`s research works about “bakhshy” and “dutar”. Well-known, Kirghiz writer Ch.Aytmatov in his article “Music, that beat swords into plough-shares” wrote about the film “Competition” too.

Key words: Turkmen national music, bakhshy, Shukur bakhshy

Музыка — волшебная сила, которая во все времена придавала жизни особый смысл. Музыка оказывает влияние не только на духовный и эстетический мир человека, но и является неиссякаемым источником для воспитания будущих поколений. Жизнь туркменского народа, как и многих других, невозможно представить без музыки. То, что музыка занимает в жизни туркменского народа большое место — истина. Именно поэтому и по сей день музыканты и бахши удостаиваются среди туркменского народа особого уважения.

Согласно исследованиям одного из крупнейших российских тюркологов первой половины XX в. А. Н. Самойловича: «Слово «бахши» происходит от санскритского bhikshu — учитель. Монгольские буддисты так называли людей, владеющих уйгурским письмом, поэтому в XIII-XV веках словом «бахши» называли писцов.

В шаманизме бахши выступают в роли знахарей, колдунов, лекарей, которые посредством песен и музыки изгоняли злых духов.

В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.

Во время практически всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши являлись хранителями народной музыкальной и фольклорной традиции, а также распространяли классические произведения.

Бахши́ (туркм. bagşy/багшы; узб. baxshi; каз. баксы; кир. бакшы) — народный певец, исполнитель фольклора у народов Средней Азии, обычно выступает на праздниках. Неотъемлемая часть бахши — дутар, струнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом, двумя жильными или нейлоновыми струнами и грушевидным резонатором» [3, 24].

В памяти народа ещё свежи воспоминания о живших в прошлых столетиях музыкантах и бахши, о прекрасных мелодиях и песнях в их исполнении. Ярчайшим представителем плеяды туркменских бахши является певец и музыкант конца XIX начала XX века известный под именем Шукур бахши. Он и поныне пользуется в народе большим уважением и почетом. Современное поколение хорошо знакомо с именем великого мастера-виртуоза благодаря повести Нурмурада Сарыханова «Шукур бахши» (1941 г.) и снятого по мотивам этой повести фильма.

В основу повести «Шукур бахши» автор взял одну из версий «исторического события» — известную в народе историю освобождения брата туркменского музыканта Шукура из плена иранского хана, записанную со слов жителя селения Гиндигуш Ёлотенского этрапа, современника Шукура-бахши.

Образ Шукура бахши освещается как реалистический. По условиям жизни, характеру, духовному миру Шукур бахши не отличается от трудового народа. Его музыкальное искусство близко и понятно людям. «Он был не из тех бахши, которые поглядывают на казан, и если не видят денег, то не радуют и не обрывают струны дутара. Всё, что нужно было ему, — это радость на лицах людей. Поэтому самые что ни на есть бедняки могли приглашать его к себе домой на празднества, и он играл им» [5, 12].

За это народ любит Шукура, и когда его старший брат попадает в плен, все, как один, собрались, чтобы помочь ему в освобождении брата. Они предлагали разные способы спасения пленника: выкуп, вооруженное нападение. Но у Шукура был свой план: — без оружия, вместо оружия — музыкальный инструмент — дутар,

«Я попытаюсь!.. Я поеду один, вот с этим дутаром, к самому хану, — уверенно говорит Шукур землякам. — Сыграю ему. Буду играть, как могу, в полную силу, во имя родного брата…Поеду не для того, чтобы шею перед ним сгибать. Явлюсь к нему с высоко поднятой головой. Не унижусь ни перед ханом, ни перед кем другим. Каждую минуту буду чувствовать вас за спиной. Решение мое неизменно, друзья мои, — твердо закончил Шукур» [5, 38].

Отправившись в Иран освобождать брата, Шукур поднимается на горы, любуется ими, красотой своего родного края: «Густые сады, села, отары овец, а дальше видные до самого горизонта барханы Гарагумов... До чего же xopoшо! До чего прекрасно!.. [5, 45]» И эта любовь к своему народу, гордость за него придают силы самому Шукуру и его музыке.

Он побеждает в состязании с ханским придворным музыкантом Гуламом. Все восхищены игрою туркмена Шукура, а главное — егоновой песней, сочиненной там в горах. Так, в мирном бою силоймузыки Шукур бахши добивается освобождения брата из плена и увозит его на родину.

Только человек, обладающий такими благородными чувствами, как гуманизм и патриотизм, связанный узами родства и взаимного понимания, может сочинить и исполнить такую понятную и вместе с тем волнующую мелодию.

В 1964году на основе сюжета повести «Шукур бахши» на студии «Туркменфильм» им. А. Гарлыева был создан художественный фильм «Состязание» («Ярыш»).

Уважаемый Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в замечательной книге «Музыка мира, музыка братства, музыка дружбы» приводит свои воспоминания о фильме и о Шукуре бахши: «Помню, как в детстве я впервые увидел этот фильм. Я был совсем ребёнком и эта кинолента произвела на меня сильное впечатление. И ощущение великого открытия — что можно не допустив кровавой бойни, победить противника с помощью искусства — я сохранил по сей день. С тех пор я не раз пересматривал эту замечательную картину, стараясь постичь тайну музыки, способной не только выразить сокровенные чувства, настроения человека, но покорить души слушателей, пролить в них свет, разбудить высокие порывы, передать добро как дар от сердца к сердцу…» [1, 18–19].

Этот фильм завоевал популярность не только в Турменистане, но и за его пределами. Киргизский писатель Ч. Айтматов в статье «Музыка, перековавшая мечи на орала» писал: «Фильм «Состязание» заставил меня на многое в кино взглянуть заново, заставил о многом подумать... Я бы сказал, что это фильм вечной темы — дуэли добра и зла, войны и мира, искусства народного и искусства, поставленного на службу власти имущим» [2, 57].

Вписавший свое имя в историю туркменского народа золотыми буквами Шукур бахши всю жизнь занимался дайханством. Он был младшим среди трех сыновей Довата аги. Родившийся в 1831 году в Гокдепинском этрапе в селении Хурмант Гокдже сын Довата большую часть своей жизни провел в селении Душак Каахкинского этрапа. С целью увековечить память и отдать дань уважения известному музыканту одному из дайханских (сельских) объединений этого этрапа было дано название «Шукур бахши». В 1991 году в честь 160-летия музыканта именно здесь было проведено праздничное торжество.

Из различных исторических и литературных источников известно, что первыми наставниками Шукура были знаменитые Али бахши и музыкант Карадали Гоклен. Большое влияние в совершенствовании музыкального таланта Шукура бахши оказали и такие известные музыканты, как Гунгельды, Амангельды Гонибег, Батыр бахши, Кель бахши. В семидесятые годы XIX века в Гокдепе в селении Янгала близ Ашхабада была проведена встреча туркменских бахши и музыкантов. На эту встречу, в числе именитых гостей, был приглашен и Шукур бахши.

Шукур бахши не только сам являлся талантливым музыкантом, но и был горячим поклонником мастеров музыкального искусства. Он всегда находился в поиске музыкальных талантов. Шукур бахши обошёл и объездил многие уголки Туркменистана, выступая перед публикой, а также внимательно изучая исполнительские особенности своих коллег. Свидетельством этому является дошедшие до наших дней исторические факты о неоднократной встрече Шукура бахши с известными бахши из различных уголков Туркменистана: Балкана, Дашогуза, Лебапа; такими, как Гарадали Гоклен, Пальван бахши, Базар бахши, с наставником на музыкальном поприще Курбаном бахши.

C:\Users\Irina\Desktop\Изображение.JPG

Известный русский ученый В. А. Успенский встретился с Шукуром бахши в августе 1925 года в городе Мары, в самом начале своей работы по сбору и изучению образцов туркменских музыкальных произведений. Вот, что он говорит об этом в первой части книги «Туркменская музыка», написанной в соавторстве с В. М. Беляевым: «Во время посещения Мерва я познакомился со старейшим из музыкантов Шукуром бахши. В силу его возраста, бахши в то время было уже 94 года, я не мог просить музыканта снова и снова играть на дутаре, дабы перенести его музыку на ноты. Но слушая его игру, я убедился в памяти и исполнительском мастерстве бахши. Он рассказал мне о том, что в четырнадцатилетнем возрасте вместе со своим наставником Али бахши побывал в Хиве и Иране. От него же я услышал и легенды о создании дутара Платоном и Бабагамбаром. Много ещё ценных сведений дала мне эта встреча...» [6, 127].

В ценной с научной и музыкально-этнографической точки зрения работе В. Успенский разместил единственную в своем роде фотографию Шукура бахши.

Имеющиеся факты и материалы, которыми мы обладаем, дают нам право утверждать, что Шукур бахши был виртуозным исполнителем, обладал феноменальной памятью, во всех начинаниях проявлял творческое мастерство, хорошо знал жизненный опыт своих наставников, был знаком с историей возникновения отдельных песен и мелодий. Об этом говорят многочисленные факты, приведённые в названной выше книге «Туркменская музыка», воспоминания исполнителей и музыкантов, современников Шукура сына Довата, а также и поклонников его музыки.

Его имя и по сей день окружено множеством легенд и занимательных историй. Так, например, в народе бытует история о том, как во время игры на дутаре в одном из селений хана в Шукура влюбилась девушка лет 15–16, которая пришла послушать его музыку. Звали её Назбиби. Когда девушка узнала, что Шукур бахши семейный человек, она сильно загрустила. Жену Шукура бахши звали Нургозель. Нургозель эдже не стало, когда бахши шёл уже восьмой десяток. Услышав об этом, Назбиби отправилась в долгий путь в селение Душак. Старейшины селения удивились и спросили девушку: «Нашему бахши исполнилось восемьдесят лет. Зачем тебе выходить за него замуж?». Назбиби была непреклонна, и им ничего не оставалось, как только связать их узами брака. Таким образом, бахши с Назбиби прожили в мире и согласии ещё долгое время.

Люди, окруженные любовью — счастливые люди, а счастливые люди живут долго. Возможно и Шукур бахши прожил так долго именно благодаря любви и уважению, которыми он всегда был окружён.

С Шукуром бахши происходило ещё много увлекательных историй. Будучи популярным среди народа, Шукур бахши часто отправлялся в дальние уголки (селения), куда его приглашали на той (праздник). Однажды, возвращаясь на коне со свадьбы, куда он был приглашен в качестве бахши, Шукур заехал в селение Сакарчаги близ города Мары. Устав с долгой дороги, он решил погостить в одном из домов. Подойдя к двери одной из юрт, он спросил, примут ли его в гости. Его приняли, несмотря на то, что хозяина дома не было. Пройдя и сев вглубь юрты, Шукур стал оглядываться по сторонам. Из обстановки юрты было понятно, что здесь живут зажиточные люди. Его взор упал на расчехленный дутар, который был прислонён к стене. Не сдержавшись бахши взял дутар в руки и заметил, что его лады сделаны из серебра. Шукур бахши несколько раз ударил по струнам дутара. В этот миг в юрту вошла невестка этого дома. В руках у нее был заваренный чайник. Поставив его перед гостем, она спросила: «Взять, то его взяли, а играть то на нем вы можете? В нашем доме это очень почетное занятие». Немного обидевшись на слова молодой невестки, бахши наскоро настроил дутар и так заиграл на нем, что забыл обо всем на свете. Дутар оказался настоящим сокровищем. Увлекшись игрой, Шукур бахши и не заметил, что пришел хозяин дома. Хозяин так и присел от удивления и восторга, завороженный волшебной мелодией и виртуозным исполнением гостя. Как только бахши перестал играть, молодой хозяин вскочил с места, обнял бахши и сказал: «Я не знаю, кто ты ага, но этот дутар отныне принадлежит тебе». Сказав эти слова, он вручил дутар с серебряными ладами гостю.

С тех пор Шукур бахши никогда не расставался с этим дутаром. Этот дутар помог ему освободить и брата их плена хана. Он победил Гулама бахши, играя именно на этом дутаре. Есть сведения, что в фильме «Состязание» исполнитель главной роли Шукура бахши Аман Хандурдыев играл именно на этом дутаре.

Посвятивший свою жизнь, свой талант, свое стремление развитию туркменской национальной музыке Шукур бахши прожил сто лет и скончался в 1931 году.

Шукур бахши оставил неизгладимый след в истории туркменской музыки и мировой культуры. Он стал символом миролюбия, служения интересам своего народа и истинного патриотизма. Эта великая личность, доказавшая всему миру, что зло, жестокость, вражду можно победить любовью и музыкой.

Шукур бахши символ и ярчайший пример, своей жизнью и своим творчеством опровергающий известное выражение: ««Когда говорят пушки, музы молчат». «Человечество вновь подошло к переломному этапу, точке преодоления.

Настало время придать античной поговорке более актуальное, жизненно необходимое перенаправление: Когда говорят музы, пушки молчат!» [1, 269].

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Музыка мира, музыка дружбы и братства. Ашхабад, 2016 г.
  2. Айтматов Ч. Т. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М.: Издательство АПН, 1988 г.
  3. Самойлович А. Н., Богатый и бедный в тюркских языках, — ИАН СССР, ООН, 1936, № 4.
  4. Сапаров А. Шукур бахши сын Довата. Журнал «Дияр», № 3 Ашхабад, 2011.
  5. Сарыханов Н. Шукур-бахши. — Ашхабад: Магарыф, 1984.
  6. Успенский В., Беляев В., Туркменская музыка. т.1, М., 1928.
Основные термины (генерируются автоматически): бахши, дутар, музыка, туркменский народ, музыкант, XIII-XV, Иран, музыкальное искусство, освобождение брата, туркменская национальная музыка.


Ключевые слова

туркменская национальная музыка, дутар, бахши, Шукур бахши

Похожие статьи

Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек

Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

У истоков этого музыкального искусства стоял известный музыкант, бахши, первой половины

Именно в этот нелёгкий период жизни Амангельди пристрастился к игре на дутаре.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Национальные туркменские блюда, о которых повествует эпос, разнообразны.

В создании и сохранении эпоса «Гёр-оглы» исключительно велика роль туркменских музыкантовбахши.

Это дутар (двухструнный щипковый музыкальный инструмент), гиджак (струнный...

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Музыка узбекского народа самобытна и разнообразна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

Данный эпос своеобразен тем, что он имеет туркменские, узбекские и таджикские вариации, разный подход...

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

Песни, сказания из эпоса исполнялись певцами — бахши на туркменских празднествах — тоях и духовные ценности

Сейчас той садака проходят в торжественной обстановке в кафе или в современных зданиях для проведения свадеб той меканы, сопровождаются музыкой, танцами.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Сложно без целенаправленных научных исследований говорить о влиянии культуры ислама на музыкальное искусство Казахстана.

4. Мухамбетова А. И., Аманов Б. Ж. Казахская традиционная музыка и ХХ век. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 544с.

Своеобразие репертуара хорезмских сказительниц-халфа

Сказительницы-киссахоны, выступающие без музыки [5, с. 15].

Так как в этот период при дворе Хорезмшахов были бахши, музыканты и певцы, танцоры и

Среди музыкальных инструментов очень распространены были дутар, рубаб, чанг(варган), свирель, руд.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Второй вариант туркменского «Гороглы» связан с именем Суява-бахши и считается чоудурским вариантом.

«Авазхан» — пленение Авазхана Хунхар шахом, его освобождение Гороглы.

Именно поэтому версии, распространенные среди туркменских, каракалпакских народов и...

Национальное достояние туркменского народа

Национальное достояние туркменского народа. Авторы: Ягмурова Лола Мамедовна

С конца XV в. в источниках оно вытеснено названием Чарджуй — «четыре протока» или Чахарджуб.

Из века в век, из поколения в поколение туркменские бахши передавали легендарные сказания о...

Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек

Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

У истоков этого музыкального искусства стоял известный музыкант, бахши, первой половины

Именно в этот нелёгкий период жизни Амангельди пристрастился к игре на дутаре.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Национальные туркменские блюда, о которых повествует эпос, разнообразны.

В создании и сохранении эпоса «Гёр-оглы» исключительно велика роль туркменских музыкантовбахши.

Это дутар (двухструнный щипковый музыкальный инструмент), гиджак (струнный...

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Музыка узбекского народа самобытна и разнообразна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

Данный эпос своеобразен тем, что он имеет туркменские, узбекские и таджикские вариации, разный подход...

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

Песни, сказания из эпоса исполнялись певцами — бахши на туркменских празднествах — тоях и духовные ценности

Сейчас той садака проходят в торжественной обстановке в кафе или в современных зданиях для проведения свадеб той меканы, сопровождаются музыкой, танцами.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Сложно без целенаправленных научных исследований говорить о влиянии культуры ислама на музыкальное искусство Казахстана.

4. Мухамбетова А. И., Аманов Б. Ж. Казахская традиционная музыка и ХХ век. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 544с.

Своеобразие репертуара хорезмских сказительниц-халфа

Сказительницы-киссахоны, выступающие без музыки [5, с. 15].

Так как в этот период при дворе Хорезмшахов были бахши, музыканты и певцы, танцоры и

Среди музыкальных инструментов очень распространены были дутар, рубаб, чанг(варган), свирель, руд.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Второй вариант туркменского «Гороглы» связан с именем Суява-бахши и считается чоудурским вариантом.

«Авазхан» — пленение Авазхана Хунхар шахом, его освобождение Гороглы.

Именно поэтому версии, распространенные среди туркменских, каракалпакских народов и...

Национальное достояние туркменского народа

Национальное достояние туркменского народа. Авторы: Ягмурова Лола Мамедовна

С конца XV в. в источниках оно вытеснено названием Чарджуй — «четыре протока» или Чахарджуб.

Из века в век, из поколения в поколение туркменские бахши передавали легендарные сказания о...

Похожие статьи

Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек

Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

У истоков этого музыкального искусства стоял известный музыкант, бахши, первой половины

Именно в этот нелёгкий период жизни Амангельди пристрастился к игре на дутаре.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Национальные туркменские блюда, о которых повествует эпос, разнообразны.

В создании и сохранении эпоса «Гёр-оглы» исключительно велика роль туркменских музыкантовбахши.

Это дутар (двухструнный щипковый музыкальный инструмент), гиджак (струнный...

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Музыка узбекского народа самобытна и разнообразна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

Данный эпос своеобразен тем, что он имеет туркменские, узбекские и таджикские вариации, разный подход...

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

Песни, сказания из эпоса исполнялись певцами — бахши на туркменских празднествах — тоях и духовные ценности

Сейчас той садака проходят в торжественной обстановке в кафе или в современных зданиях для проведения свадеб той меканы, сопровождаются музыкой, танцами.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Сложно без целенаправленных научных исследований говорить о влиянии культуры ислама на музыкальное искусство Казахстана.

4. Мухамбетова А. И., Аманов Б. Ж. Казахская традиционная музыка и ХХ век. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 544с.

Своеобразие репертуара хорезмских сказительниц-халфа

Сказительницы-киссахоны, выступающие без музыки [5, с. 15].

Так как в этот период при дворе Хорезмшахов были бахши, музыканты и певцы, танцоры и

Среди музыкальных инструментов очень распространены были дутар, рубаб, чанг(варган), свирель, руд.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Второй вариант туркменского «Гороглы» связан с именем Суява-бахши и считается чоудурским вариантом.

«Авазхан» — пленение Авазхана Хунхар шахом, его освобождение Гороглы.

Именно поэтому версии, распространенные среди туркменских, каракалпакских народов и...

Национальное достояние туркменского народа

Национальное достояние туркменского народа. Авторы: Ягмурова Лола Мамедовна

С конца XV в. в источниках оно вытеснено названием Чарджуй — «четыре протока» или Чахарджуб.

Из века в век, из поколения в поколение туркменские бахши передавали легендарные сказания о...

Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек

Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

У истоков этого музыкального искусства стоял известный музыкант, бахши, первой половины

Именно в этот нелёгкий период жизни Амангельди пристрастился к игре на дутаре.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Национальные туркменские блюда, о которых повествует эпос, разнообразны.

В создании и сохранении эпоса «Гёр-оглы» исключительно велика роль туркменских музыкантовбахши.

Это дутар (двухструнный щипковый музыкальный инструмент), гиджак (струнный...

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Музыка узбекского народа самобытна и разнообразна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

Данный эпос своеобразен тем, что он имеет туркменские, узбекские и таджикские вариации, разный подход...

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

Песни, сказания из эпоса исполнялись певцами — бахши на туркменских празднествах — тоях и духовные ценности

Сейчас той садака проходят в торжественной обстановке в кафе или в современных зданиях для проведения свадеб той меканы, сопровождаются музыкой, танцами.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Сложно без целенаправленных научных исследований говорить о влиянии культуры ислама на музыкальное искусство Казахстана.

4. Мухамбетова А. И., Аманов Б. Ж. Казахская традиционная музыка и ХХ век. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 544с.

Своеобразие репертуара хорезмских сказительниц-халфа

Сказительницы-киссахоны, выступающие без музыки [5, с. 15].

Так как в этот период при дворе Хорезмшахов были бахши, музыканты и певцы, танцоры и

Среди музыкальных инструментов очень распространены были дутар, рубаб, чанг(варган), свирель, руд.

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Второй вариант туркменского «Гороглы» связан с именем Суява-бахши и считается чоудурским вариантом.

«Авазхан» — пленение Авазхана Хунхар шахом, его освобождение Гороглы.

Именно поэтому версии, распространенные среди туркменских, каракалпакских народов и...

Национальное достояние туркменского народа

Национальное достояние туркменского народа. Авторы: Ягмурова Лола Мамедовна

С конца XV в. в источниках оно вытеснено названием Чарджуй — «четыре протока» или Чахарджуб.

Из века в век, из поколения в поколение туркменские бахши передавали легендарные сказания о...

Задать вопрос