Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 1052 раза

Библиографическое описание:

Распутин, Н. В. Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом / Н. В. Распутин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38068/ (дата обращения: 19.04.2024).



Общеизвестно, что право, как объективное социальное явление, влияющее на формирование и функционирование политической системы, само по себе нуждается в специальной защите. Правоохранительная деятельность специализированных органов государственной власти, находящихся в эффективном системном единстве, — важнейшая функция государства [9, с. 49].

Прокуратура — это прежде всего правоприменительный орган, призванный в присущих ему формах, соответствующими методами и средствами обеспечивать через принятие властно-обязывающих актов и вовлечение в функционирование механизма государственного принуждения исполнение Конституции РФ и законов, добиваясь укрепления режима законности и правопорядка и поддержания общественной безопасности по различным направлениям, составляющим управление делами государства [8, с. 526–527].

Следует учесть тот факт, что и в демократичном обществе сталкиваются разнообразные социальные интересы. Но для демократических режимов характерна политика согласования интересов различных групп в обществе. Всякое нарушение принципа компромиссного согласования интересов общественных групп на основе общих интересов может привести к нарушениям и конфликтам. Такое согласование — сложный процесс, который не обеспечивается автоматически. Многое зависит от наличия в обществе глубоких демократических традиций, от уровня общей и политической культуры [10, с. 25].

Экстремизм — явление, имеющее одновременно политическую и правовую природу. Право и политика — два социальных феномена, исследование которых, исторически обусловлено, непрерывно актуально по сей день и имманентно объективным реалиям возникновения, развития, перспективам существования и трансформации их самих. Особая актуальность обозначенного вопроса подтверждается также отсутствием единого подхода к рассмотрению указанных дефиниций. Предлагаемое исследование не претендует на выявление и оценку всех или даже основных подходов, интерпретирующих и характеризующих соответствующие понятия [11, с. 35].

В предлагаемом контексте исследования, основанном на изучении ряда эмпирических материалов [12, 13, 14, 15, 16], рассматривается социальная роль, основные направления деятельности прокуратуры в противодействии экстремизму.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона [3].

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

Предупреждение выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором.

Религиозные объединения, средства массовой информации, а также распространение экстремистских материалов запрещается на территории Российской Федерации на основании заявления прокурора [5].

Решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность является основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму [4].

В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию [1].

Основанием для проведения внеплановой проверки религиозной организации является поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма), а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям [6].

Особое внимание прокурорам приказано уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности органов государственной власти.

В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.

При выявлении информационных материалов экстремистского характера обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими [2].

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам совместное распоряжение Генерального прокурора, Министра внутренних дел и Директора Федеральной службы безопасности ставит во главу угла улучшить надзор за ОРД в сфере экстремизма, подготавливать документы по ликвидации организаций экстремисткой направленности, шире использовать гражданско-правовые методы, внимательней следить за ходом расследования и поручать поддерживать государственное обвинение наиболее опытным прокурорам [6].

Можно сказать, что Прокуратура — это ключевой орган по противодействию экстремистской деятельности. Прокурорам приходится уделять внимания всему: религиозным объединениям, средствам массовой информации, кредитным организациям, участвовать в надзоре за ОРД и следствием.

Литература:

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3448.
  2. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 нояб. 2009 г. № 362 // СПС Консультант плюс.
  3. О прокуратуре: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-I // Ведомости Верховного Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. — Ст. 366.
  4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст. 3418.
  5. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.
  6. О свободе совести и религиозных объединениях: федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.
  7. О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма: Распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16 дек. 2008 // СПС Консультант плюс.
  8. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — 611 с.
  9. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5. С. 49–55.
  10. Юрковский А. В. Демократия и антидемократия как идеологические доминанты развития политических систем стран Северо-Восточной Азии // Сибирский юридический вестник. 2005. № 4. С. 21–25.
  11. Юрковский А. В. Право и политика // Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. С. 35–39.
  12. Юрковский А. В. Политические партии в политических системах Стран Северо-Восточной Азии: учебное пособие / Федеральное агенство по образованию, Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2006.
  13. Юрковский А. В. Правоохранительные органы стран Северо-Восточной Азии. Генеральная прокуратура Российской Федерации, Иркутский ин-т повышения квалификации прокурорских работников. Иркутск, 2005.
  14. Юрковский А. В. Конституционализм: системный подход к формированию универсальной политико-правовой категории // Сибирский юридический вестник. 2013. № 3. С. 20–28.
  15. Юрковский, А. В. Конституционализм и политические системы в странах Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы: монография / А. В. Юрковский. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 231 с.
  16. Юрковский, А. В. Роль международно-правовых отношений в процессе функционирования политических систем в странах Северо-Восточного азиатского региона / А. В. Юрковский; Иркутский юридический ин-т (фил.), Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, письменная форма, Российская Федерация, экстремистская деятельность, Генеральный прокурор, государственная власть, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, прокурор, средство.


Похожие статьи

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

В ходе выявления нарушений исполнения законодательства, регламентирующего противодействие экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», закреплено...

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

Органы прокуратуры не упоминаются и в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

...Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» [5].

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со...

Деятельность прокуратуры по взаимодействию...

Заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуроры всех уровней проводят работу по

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации.

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

В ходе выявления нарушений исполнения законодательства, регламентирующего противодействие экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», закреплено...

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

Органы прокуратуры не упоминаются и в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

...Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» [5].

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со...

Деятельность прокуратуры по взаимодействию...

Заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуроры всех уровней проводят работу по

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации.

Похожие статьи

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

В ходе выявления нарушений исполнения законодательства, регламентирующего противодействие экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», закреплено...

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

Органы прокуратуры не упоминаются и в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

...Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» [5].

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со...

Деятельность прокуратуры по взаимодействию...

Заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуроры всех уровней проводят работу по

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации.

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

экстремистская деятельность, массовая информация, письменная форма, наличие сведений, основание вынесения предупреждения, исполнительная власть, прокурор, Российская Федерация...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

В ходе выявления нарушений исполнения законодательства, регламентирующего противодействие экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В национальной системе органов государственной власти, обеспечивающих правопорядок и исполнение законов прокуратуре Российской Федерации отведена ведущая роль. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности

Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», закреплено...

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы

Органы прокуратуры не упоминаются и в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»...

Экстремизм как угроза государственной целостности...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти...

Место прокуратуры Российской Федерации...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть, исполнительная власть, прокуратура РФ, Генеральный прокурор, РФ, Федеральное Собрание.

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

...Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» [5].

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со...

Деятельность прокуратуры по взаимодействию...

Заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуроры всех уровней проводят работу по

Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации.

Задать вопрос