Телеологический характер философии истории марксизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Батурин, Б. И. Телеологический характер философии истории марксизма / Б. И. Батурин, Р. Н. Бакиров, А. Р. Давлетгареев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 757-759. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38000/ (дата обращения: 16.04.2024).



Исторический материализм представляет собой социальную философию марксизма, включающую в себя и марксистскую философию истории. Как нам представляется, по своей сути он является телеологическим учением, подобным религиозной философии. Как известно, телеологичность религиозных представлений об обществе выражается в указании цели социального развития, которая видится в построении идеального общества по образцам, заданным в Священном Писании той или иной религии [1; 2; 3; 4]. Это особенно заметно, когда марксисты оценивают прогрессивность общества. Так, по их мнению, наиболее прогрессивным считается общество, в котором господствуют коммунистические производственные отношения. В этом, например, уверены лидеры современной Северной Кореи, где господствует социалистический способ производства материальных благ и марксистская идеология в ее северокорейском варианте (чучхе). В новейшей истории России такого же мнения придерживались В. И. Ленин, И. В. Сталин, Л. И. Брежнев и другие представители советской политической элиты. Другие критерии общественного прогресса — уровень развития техники и технологии, степень свободы человека, благосостояние граждан и другие — они считали второстепенными [5; 6].

Таким образом, парадигмой марксистской философии истории является признание наличия конечной цели развития, глобальной исторической перспективы, некой абсолютной истины, потенциально содержащейся в самой объективной реальности и в ее законах. Из этой препарированной Марксом гегелевской идеи и родилась теория общественно-экономической формации, суть которой сводится к следующим положениям:

а) история представляет собой смену различных типов общества, имеющих свои особенности. Эти типы общества называются общественно-экономическими формациями;

б) определяющим фактором формирования общественно-экономической формации является способ производства материальных благ. Поскольку история представляет собой последовательную смену пяти способов производства, то ее можно представить в виде пяти сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической;

в) существует цель истории — достижение своеобразного Царства Божьего на Земле, называемого коммунизмом. Это такое общество, где полностью раскрываются все сущностные силы человека, исчезает эксплуатация чужого труда, отпадает надобность в таком политическом институте, как государство, и в таком регуляторе общественных отношений, как право.

Таким образом, общественно-экономическая формация — это тип общества, основанный на определенном способе производства. Если бы процесс производства материальных благ состоял из десяти, а не пяти способов производства, то и история представляла бы собой последовательную смену десяти общественно-экономических формаций.

В каждой общественно-экономической формации выделяют базис и надстройку. Карл Маркс определял базис как совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, которая определяет систему идеологических форм социальной жизни людей.

Если говорить о надстройке, то под ней имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций: государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации, выдвигающие политические лозунги средства массовой информации, которые свойственны данному типу общества. Марксисты говорят об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. В категориях «базис» и «надстройка» показана зависимость от материальных отношений, не только всех других отношений, но и теорий, а также учреждений. Как известно, Маркс употреблял термин «базис» как образное выражение именно для доказательства того, что материальные, производственные отношения лежат в основе всех других отношений, что они определяют характер надстройки [7, с. 35–36].

Смена общественно-экономических формаций происходит по причине нарастания противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Период перехода от одной общественно-экономической формации к другой называется в марксизме социальной революцией. Это такое преобразование общества, которое ломает старое в самом основном и коренном, а не переделывает его осторожно, медленно, постепенно, стараясь ломать как можно меньше. Это такой период в развитии общества, когда старой общественно-экономической формации уже нет, а новой — еще нет [8].

Социальную революцию следует отличать от социальной реформы. Социальные реформы проводятся в рамках общественно-экономической формации и направлены, как правило, на ее укрепление. Они характеризуют собой эволюционную форму развития общества. Социальная революция же есть радикальное изменение общества, всегда связанное с разрушением старой общественно-экономической формации.

Марксистская философия истории при ее проецировании на реальный ход общественного развития порождает ряд вопросов:

  1. Если последовательный переход от одной общественно-экономической формации к другой является социальным законом, то почему ряд народов пропускал отдельные звенья общественного прогресса? Например, русский и ряд других народов, населяющих Россию, «проскочили» рабовладельческую общественно-экономическую формацию. Да и капитализма, как такового, в России не было: после отречения от власти главного феодала Российской империи Николая II в феврале 1917 года прошло всего несколько месяцев, как совершилась социалистическая революция, ознаменовавшая переход к коммунистической формации. А может быть, в России до сих пор длится буржуазно-демократическая революция, начатая в феврале 1917 года, а весь советский период следует рассматривать как трансформированный вид феодализма?
  2. Если Россия, Украина, Казахстан и другие республики СССР находились уже на первой фазе коммунистической общественно-экономической формации, то почему история пошла вспять: они снова вернулись в менее прогрессивную формацию — капитализм? То же самое, кстати, произошло с Польшей, Венгрией, Болгарией и другими государствами так называемого социалистического лагеря;
  3. Если коммунизм есть более развитая общественно-экономическая формация, чем капитализм, то почему строившие коммунизм «восточные» немцы так сильно отстали в экономическом отношении от живущих при капитализме «западных» немцев? Еще больше такая разница видна при оценке качества жизни народов Северной и Южной Кореи.

Таким образом, можно сделать вывод, что марксистская философия истории в большей мере тяготеет к религиозной модели развития общества, в которой идеалом общественного развития является построение на земле «Небесного Иерусалима». По сути, марксистская модель устройства общества является своеобразным вариантом развития идей традиционализма, допускающей определенные нововведения, но только в пределах коммунистической идеологии [9; 10; 11]. Недаром некоторые религиоведы называют марксизм светской религией, в которой богов заменяют коммунистические вожди — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Мао Дзе Дун, Ким Ир Сен и т. п. [12].

Литература:

  1. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  2. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
  3. Рахматуллин Р. Ю. Особенности мусульманского права // Вестник ВЭГУ. 2016. № 5 (85). С. 101–111.
  4. Semenova E. R., Rakhmatullin R.Yu. The main sources of religious Law // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 313–319.
  5. Давлетбаев Ф. Р., Рахматуллин Р. Ю. Критерии общественного прогресса // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 60–62.
  6. Еникеева А. О., Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Проблема общественного прогресса // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 841–843.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Основы социальной философии // Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 1996. 74 с.
  8. Ихсанов А. Г., Рахматуллин Р. Ю. Социальная революция // Вестник научных конференций. 2015. № 4–3 (4). С. 46–47.
  9. Рахматуллин Р. Ю. Об истоках и пределах традиционализма и либерализма: философский анализ // Вестник ВЭГУ. 2014. № 5 (73). С. 116–125.
  10. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41–44.
  11. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19–26.
  12. Пивоваров Д. В. Социоцентрические религии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 140 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общественно-экономическая формация, Маркс, марксистская философия истории, Россия, способ производства, отношение, социальная революция, тип общества, общественное развитие, общественный прогресс.


Похожие статьи

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

К. Маркс и Ф. Энгельс вводят понятие социально-экономической формации, представляющей собой особый тип социальной организации, соответствующий тому или иному способу производства.

Особенности марксистской социальной философии

Но главным отличительным признаком марксистской социальной философии, по нашему мнению, является экономический детерминизм [12]. До Маркса, как известно, главной сферой общественной жизни считали духовную жизнь общества.

Современный глобальный мир и проблема социального прогресса

общественное развитие, социальный прогресс, виртуальная среда, общественный прогресс, процесс, культурно-исторический тип, исторический процесс, западный мир, западная цивилизация, антагонистическая формация.

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX...

При этом важно отметить, что определение стадий общественного развития довольно проблематично: не существует

Телеологический характер философии истории марксизма. Философские выводы из революции в естествознании конца XIX — начала XX века.

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Марксизм рассматривает социально-экономическое неравенство как естественный феномен капиталистического общества и единственно-возможным средством его снижения является смена общественно-экономической формации и преодоление процесса отчуждения труда.

Особенности марксистской и неомарксистской философии науки

Наиболее сильное развитие марксистской философии науки приходится на 1970–80 г.г., когда развернулась критика так

Они полагают, что движущей силой социального прогресса должен выступить не рабочий класс, как считал Маркс, а критически мыслящая интеллигенция.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Развитие истории, изменение социально-экономических, политических, культурных условий жизни требует глубокого

Этот подход к пониманию истории носит название формационного подхода. Формации различаются способом производства материальных благ.

Социально-этический ответ на вызовы промышленного...

Революции, потрясшие Европу, и последующие реформы преобразовали государственное и общественное устройство, изменили баланс между старыми и новыми укладами, дав тем самым толчок к модернизации социально-экономического устройства [2, с. 7]...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание…»

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

К. Маркс и Ф. Энгельс вводят понятие социально-экономической формации, представляющей собой особый тип социальной организации, соответствующий тому или иному способу производства.

Особенности марксистской социальной философии

Но главным отличительным признаком марксистской социальной философии, по нашему мнению, является экономический детерминизм [12]. До Маркса, как известно, главной сферой общественной жизни считали духовную жизнь общества.

Современный глобальный мир и проблема социального прогресса

общественное развитие, социальный прогресс, виртуальная среда, общественный прогресс, процесс, культурно-исторический тип, исторический процесс, западный мир, западная цивилизация, антагонистическая формация.

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX...

При этом важно отметить, что определение стадий общественного развития довольно проблематично: не существует

Телеологический характер философии истории марксизма. Философские выводы из революции в естествознании конца XIX — начала XX века.

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Марксизм рассматривает социально-экономическое неравенство как естественный феномен капиталистического общества и единственно-возможным средством его снижения является смена общественно-экономической формации и преодоление процесса отчуждения труда.

Особенности марксистской и неомарксистской философии науки

Наиболее сильное развитие марксистской философии науки приходится на 1970–80 г.г., когда развернулась критика так

Они полагают, что движущей силой социального прогресса должен выступить не рабочий класс, как считал Маркс, а критически мыслящая интеллигенция.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Развитие истории, изменение социально-экономических, политических, культурных условий жизни требует глубокого

Этот подход к пониманию истории носит название формационного подхода. Формации различаются способом производства материальных благ.

Социально-этический ответ на вызовы промышленного...

Революции, потрясшие Европу, и последующие реформы преобразовали государственное и общественное устройство, изменили баланс между старыми и новыми укладами, дав тем самым толчок к модернизации социально-экономического устройства [2, с. 7]...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание…»

Похожие статьи

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

К. Маркс и Ф. Энгельс вводят понятие социально-экономической формации, представляющей собой особый тип социальной организации, соответствующий тому или иному способу производства.

Особенности марксистской социальной философии

Но главным отличительным признаком марксистской социальной философии, по нашему мнению, является экономический детерминизм [12]. До Маркса, как известно, главной сферой общественной жизни считали духовную жизнь общества.

Современный глобальный мир и проблема социального прогресса

общественное развитие, социальный прогресс, виртуальная среда, общественный прогресс, процесс, культурно-исторический тип, исторический процесс, западный мир, западная цивилизация, антагонистическая формация.

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX...

При этом важно отметить, что определение стадий общественного развития довольно проблематично: не существует

Телеологический характер философии истории марксизма. Философские выводы из революции в естествознании конца XIX — начала XX века.

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Марксизм рассматривает социально-экономическое неравенство как естественный феномен капиталистического общества и единственно-возможным средством его снижения является смена общественно-экономической формации и преодоление процесса отчуждения труда.

Особенности марксистской и неомарксистской философии науки

Наиболее сильное развитие марксистской философии науки приходится на 1970–80 г.г., когда развернулась критика так

Они полагают, что движущей силой социального прогресса должен выступить не рабочий класс, как считал Маркс, а критически мыслящая интеллигенция.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Развитие истории, изменение социально-экономических, политических, культурных условий жизни требует глубокого

Этот подход к пониманию истории носит название формационного подхода. Формации различаются способом производства материальных благ.

Социально-этический ответ на вызовы промышленного...

Революции, потрясшие Европу, и последующие реформы преобразовали государственное и общественное устройство, изменили баланс между старыми и новыми укладами, дав тем самым толчок к модернизации социально-экономического устройства [2, с. 7]...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание…»

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

К. Маркс и Ф. Энгельс вводят понятие социально-экономической формации, представляющей собой особый тип социальной организации, соответствующий тому или иному способу производства.

Особенности марксистской социальной философии

Но главным отличительным признаком марксистской социальной философии, по нашему мнению, является экономический детерминизм [12]. До Маркса, как известно, главной сферой общественной жизни считали духовную жизнь общества.

Современный глобальный мир и проблема социального прогресса

общественное развитие, социальный прогресс, виртуальная среда, общественный прогресс, процесс, культурно-исторический тип, исторический процесс, западный мир, западная цивилизация, антагонистическая формация.

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX...

При этом важно отметить, что определение стадий общественного развития довольно проблематично: не существует

Телеологический характер философии истории марксизма. Философские выводы из революции в естествознании конца XIX — начала XX века.

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Марксизм рассматривает социально-экономическое неравенство как естественный феномен капиталистического общества и единственно-возможным средством его снижения является смена общественно-экономической формации и преодоление процесса отчуждения труда.

Особенности марксистской и неомарксистской философии науки

Наиболее сильное развитие марксистской философии науки приходится на 1970–80 г.г., когда развернулась критика так

Они полагают, что движущей силой социального прогресса должен выступить не рабочий класс, как считал Маркс, а критически мыслящая интеллигенция.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

Развитие истории, изменение социально-экономических, политических, культурных условий жизни требует глубокого

Этот подход к пониманию истории носит название формационного подхода. Формации различаются способом производства материальных благ.

Социально-этический ответ на вызовы промышленного...

Революции, потрясшие Европу, и последующие реформы преобразовали государственное и общественное устройство, изменили баланс между старыми и новыми укладами, дав тем самым толчок к модернизации социально-экономического устройства [2, с. 7]...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание…»

Задать вопрос