Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 4931 раз

Библиографическое описание:

Кондратюк, К. В. Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа / К. В. Кондратюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 444-447. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37987/ (дата обращения: 19.04.2024).



Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества.

Трансформация роли и значения внешней торговли, которая уже сегодня становится одним из наиболее важных элементов региональной экономики, способны оказать определяющее влияние на долговременные перспективы экономики, что ставит актуальным вопрос о возможностях внешне ориентированного экономического развития Дальнего Востока, предусматривающего активизацию его внешнеэкономического, и прежде всего внешнеторгового сотрудничества. [2]

Целью работы является изучение основных тенденций внешней торговли Дальневосточного федерального округа.

В качестве ключевых показателей рассмотрим внешнеторговый оборот, экспорт и импорт.

В основе исследования лежат статистические данные Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления, а также аналитические издания, включающие статистические и экономические анализы.

Внешняя торговля представляется показателями внешнеторгового оборота, экспорта и импорта. Внешнеторговый оборот складывается из показателей экспорта и импорта. Экспорт — количество товаров, вывезенных из страны, импорт — количество товаров, ввезенных в страну из-за границы.

Рассмотрим динамику внешнеторгового оборота Дальнего Востока в 2006–2015 гг.

Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота Дальнего Востока в 2006–2015 гг., млн. долл. Источник: по данным ФТС ДВТУ

За исследуемый промежуток времени 10 лет внешнеторговый оборот Дальнего Востока характеризуется положительным сальдо торгового баланса, что говорит о превышении экспорта над импортом.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока в силу экономико-географического положения традиционно ориентированы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Такая ориентация зависит от нескольких факторов. Во-первых, географическое положение региона. Экспорт и импорт в западные регионы будет не выгод с точки зрения транспортных затрат, что приведет к удорожанию продукции. Во-вторых, рынки стран АТР и, в частности, Китая являются наиболее перспективными из-за ограниченности потенциала собственной добычи при резком подъеме промышленного производства, а Дальний Восток обладает богатыми природными ресурсами. [3]

Рис. 2. Географическая структура внешнеторгового оборота Дальнего Востока в 2006, 2010 и 2015 гг. Источник: по данным ФТС ДВТУ

Основными странами-контрагентами во внешнеторговом обороте Дальнего Востока являются страны Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Япония. Их доля в общей структуре составляет более 70 %. Всего на страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходится более 80 % в общей структуре стран.

Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Доли территорий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доли территорий Дальнего Востока вобъеме внешнеторгового оборота

Наименование региона

2006

2010

2015

Амурская область

2,1

1,6

2,5

Еврейская АО

0,2

0,2

0,3

Камчатский край

1,5

2,7

2,3

Магаданская область

0,8

0,9

1,4

Приморский край

31,2

24,5

24

Республика Саха (Якутия)

3,7

12,7

15

Сахалинская область

27,4

48,6

47,8

Хабаровский край

32,6

8,2

6,1

Чукотский АО

0,5

0,6

0,6

Источник: по данным ФТС ДВТУ

Таблица 2

Товарная структура экспорта Дальнего Востока в 2006, 2010 и 2015гг., в%

Коды товаров

Наименование товаров

2006 год

2010 год

2015 год

Всего экспорта, %.

100

100

100

01–24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

5,4

10,7

12,3

в т. ч. 03

Рыба, ракообразные и моллюски

5

10,2

10,9

25–27

Минеральные продукты

59,2

64,7

63,4

в т. ч. 27

Топливно-энергетические товары

57,8

63,8

60,8

28–40

Продукция химической промышленности, каучук

0,8

0,3

0,1

41–43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,1

0,1

0

44–49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

19

5,7

4,3

50–67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,1

0,1

0

72–83

Металлы и изделия из них

9,9

2,7

1,7

84–90

Машины, оборудование и транспортные средства

4,5

1,7

0,6

68–71, 91–97

Прочие товары

1

14

17,6

Источник: по данным ФТС ДВТУ

На протяжении исследуемого периода основными статьями экспорта Дальневосточного федерального округа являются топливно-энергетические товары, рыба и морепродукты, а также древесина и изделия из нее. На эти товарные группы приходится около 80 % стоимости дальневосточного экспорта. Можно сделать вывод, что экспортные поставки Дальнего Востока носят сырьевую направленность. Сырьевая направленность носит уязвимый характер от внешнеэкономического сектора, так как цены на продукцию колеблются от цен на мировом рынке. Решение проблемы видится в постепенном замещении продукции сырьевой направленности на товары с высокой добавленной стоимостью.

Таблица 3

Товарная структура импорта Дальнего Востока в 2006, 2010 и 2015гг., в%

Коды товаров

Наименование товаров

2006 год

2010 год

2015 год

Всего импорта, %.

100

100

100

01–24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

10,3

12,2

14,6

25–27

Минеральные продукты

1,1

2

1,7

28–40

Продукция химической промышленности, каучук

5,9

7,2

10,8

41–43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,2

2

0,8

44–49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1

1,6

1,6

50–67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

10,5

22,7

4,5

72–83

Металлы и изделия из них

8,3

9,8

11,8

84–90

Машины, оборудование и транспортные средства

59,3

38

41,2

68–71, 91–97

Прочие товары

3,4

4,5

13

Источник: по данным ФТС ДВТУ

Основные статьи ввозимого товара на Дальний Восток занимают машины, оборудования и транспортные средства, продовольственные товары, продукция химической промышленности, а также текстильные изделия и обувь. Можно сделать вывод, что поставки в Дальневосточный федеральный округ ориентированы на потребительское и производственное назначение. Рационализацию структуры импорта необходимо проводить за счет увеличения доли инвестиционных товаров, а также за счет новых технологий, которые будут модернизировать имеющиеся, а также создавать новые производства, в том числе направленные на экспорт.

В целом можно сделать вывод, что внешняя торговля Дальнего Востока направлена на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в основном это страны Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Китай. Основная доля в формировании внешнеторгового оборота принадлежит Сахалинской области, Приморскому краю, Республике Саха (Якутия) и Хабаровскому краю. Экспортные позиции занимают товары сырьевой направленности: топливно-энергетические, рыба и морепродукты и древесина. Ввозимые товары на Дальний восток имеют направленность на широкий круг потребителей, а также направленные на производства. Необходимо проводить внешнюю торговую политику, направленную на рациональную структуризацию ввозимых и вывозимых из региона товаров.

Литература:

  1. Федеральная таможенная служба Дальневосточное таможенное управление // http://dvtu.customs.ru/. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=266&Itemid=283 (дата обращения: 5.01.2017).
  2. Деваева Е. И., Котова Т. Е. Внешняя торговля Дальнего Востока России: современное состояние и тенденции развития // Пространственная экономика. — 2009. — № 4. — С. 40–56.
  3. Ориентация на Восток // www.skr.su. URL: https://skr.su/news/248917 (дата обращения: 5.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, внешнеторговый оборот, внешняя торговля, Китай, сырьевая направленность, товар, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край.


Похожие статьи

Современное состояние приграничной торговли...

Основными торговыми партнерами Китая в Дальневосточном федеральном округе являются Приморский край, Хабаровский край и Амурская область.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Регион обладает протяженной морской и сухопутной внешней границей. [3] Это даёт много преимуществ для инвестиционной деятельности и торговли. Однако, на сегодняшний день для таких соседей как Китай, Япония и Южная Корея Дальний Восток представляется лишь...

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона...

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли.

Несомненно, проблема потребует проработки, а практическое воплощение допустимо только уже после повышения размеров внешнеторгового оборота.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

Современное состояние приграничной торговли...

Основными торговыми партнерами Китая в Дальневосточном федеральном округе являются Приморский край, Хабаровский край и Амурская область.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Регион обладает протяженной морской и сухопутной внешней границей. [3] Это даёт много преимуществ для инвестиционной деятельности и торговли. Однако, на сегодняшний день для таких соседей как Китай, Япония и Южная Корея Дальний Восток представляется лишь...

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона...

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли.

Несомненно, проблема потребует проработки, а практическое воплощение допустимо только уже после повышения размеров внешнеторгового оборота.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

Похожие статьи

Современное состояние приграничной торговли...

Основными торговыми партнерами Китая в Дальневосточном федеральном округе являются Приморский край, Хабаровский край и Амурская область.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Регион обладает протяженной морской и сухопутной внешней границей. [3] Это даёт много преимуществ для инвестиционной деятельности и торговли. Однако, на сегодняшний день для таких соседей как Китай, Япония и Южная Корея Дальний Восток представляется лишь...

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона...

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли.

Несомненно, проблема потребует проработки, а практическое воплощение допустимо только уже после повышения размеров внешнеторгового оборота.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

Современное состояние приграничной торговли...

Основными торговыми партнерами Китая в Дальневосточном федеральном округе являются Приморский край, Хабаровский край и Амурская область.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Регион обладает протяженной морской и сухопутной внешней границей. [3] Это даёт много преимуществ для инвестиционной деятельности и торговли. Однако, на сегодняшний день для таких соседей как Китай, Япония и Южная Корея Дальний Восток представляется лишь...

Современное состояние и направления улучшения...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский край, Якутия, Чукотский АО, амурская область.

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона...

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли.

Несомненно, проблема потребует проработки, а практическое воплощение допустимо только уже после повышения размеров внешнеторгового оборота.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

Задать вопрос