Каторга на Сахалине в конце XIX — начале XX вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 4311 раз

Библиографическое описание:

Бурдина, Д. А. Каторга на Сахалине в конце XIX — начале XX вв. / Д. А. Бурдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37922/ (дата обращения: 19.04.2024).



Во второй половине XIX — начале XX века происходил процесс принудительной колонизации острова Сахалина ссыльнопоселенцами и каторжанами. Большинство современных историков рассматривает этот процесс как способ хозяйственного освоения и заселения данной территории, результатом которого стало увеличение темпов экономического роста.

Царское правительство рассматривало Дальний Восток с двух сторон: во-первых, как источник сырьевых ресурсов, во-вторых, как место для изоляции государственных и уголовных преступников. Официально сахалинская каторга была учреждена в 1886 году, хотя существовала она и раньше. Сюда ссылали только «смертников» — осужденных на смертную казнь, которую им впоследствии заменили каторгой. Сахалин был выбран для этой цели не случайно. Этот выбор был обоснован как экономическими, так и политическими причинами. Территория была удалена от центральной части России, охваченной революционным движением, а островное положение практически исключало побеги заключенных. К тому же сосредоточение большого числа ссыльных каторжан в одном месте позволяло сократить расходы государства на их содержание. Также Сахалин имел для Российской империи важное военно-стратегическое значение.

В основу устройства каторги легла практика организации каторжных колоний во Франции, Португалии, Бразилии, Испании, Англии. Уже в 1859 году на Сахалин была переправлена первая партия заключенных (по статистическим сведениям, более 300 человек) для работы на каменноугольных рудниках.

Официально создание каторги было закреплено в указе Александра II от 18 апреля 1869 года, в котором шла речь о предоставлении генерал-губернатору Восточной Сибири права высылки на ссыльнокаторжные работы до 800 человек, а также о выделении средств на покрытие всех расходов на содержание и отправку заключенных на остров.

Вступивший на престол Александр III стал инициатором создания здесь политической каторги, и с момента официального ее учреждения на остров стали регулярно направлять партии ссыльных численностью до нескольких сотен человек. Таким образом, здесь сосредоточилось большое число противников самодержавия, и император, чтобы подавить малейшее сопротивление с их стороны, предоставил генерал-губернатору острова особые полномочия. [1, с.5]

Лишь в 1876 году было принято решение о строительстве первой каторжной тюрьмы. Её возвели на месте бараков Дуэйской каторжной команды. Строительство тюрьмы позволило значительно увеличить количество каторжан. Сахалинская каторга была передана в ведение Приморского областного правления. В связи с определением Сахалина в самостоятельную административно-территориальную единицу в 1884 году, на острове сформировалась особая система административного управления. В частности, утверждена должность начальника острова, в руках которого была сосредоточена вся гражданская, военная и административно-полицейская власть. [1, с.23]

Административно-территориальное устройство постоянно совершенствовалось. Если первоначально остров был разделён на два округа — северный и южный, то по указу от 15 мая 1884 года утверждены три административных округа — Александровский, Тымовский и Корсаковский. В то же время на Сахалине сохранялось несколько стойбищных местных народностей — нивхов, айнов, ульчей и т. д.

Каждый округ находился под управлением его начальника, а также в ведении окружного полицейского управления, возглавляемое смотрителями и их заместителями. Каторжные тюрьмы и поселения ссыльных в пределах округов находились в подчинении окружных начальников. Порядок содержания осужденных регламентировался специальной инструкцией генерал-губернатора Восточной Сибири. Эта инструкция содержала в себе жесткие требования по отношению к тюремной службе, но одновременно не определяла какие-либо конкретные права и обязанности заведующего каторгой. Из-за отсутствия определённых властных полномочий постоянно возникали конфликты между заведующим и мелкими чиновниками. Но всё-таки именно заведующий являлся основной фигурой в управлении Сахалинской каторгой.

Известны случаи злоупотребления заведующих своими полномочиями. Таким примером может служить личность капитана Николаева, заведующего Дуэйской каторгой. За применение жестоких телесных наказаний в отношении заключенных, повлекших смерть одного из каторжников, он был приговорён судом к каторжным работам. И наоборот, занявший место Николаева полковник Романович направлял все свои усилия на улучшение условий в тюрьмах, существенно устранил беспорядки в организации тюремного ведомства. При нем осуществлялось строительство дополнительных помещений для ссыльных, решались вопросы трудовой занятости осужденных и дисциплины.

Тюремный надзор за осужденными осуществляли смотрители тюрем, а также старшие и младшие надзиратели. Обычно на эти должности назначались низшие воинские чины местных подразделений, так как ощущалась острая нехватка кадров. В целом на одного старшего надзирателя приходилось 40 ссыльнокаторжных, на младшего — 20. [2, с.34]

Первоначально каторжные тюрьмы строились в северной части острова, где был более суровый климат (Александровский округ). Со временем увеличение числа ссыльных привело к образованию новых тюрем по всей территории острова. Далее строительство продолжилось на юге — в Корсаковском округе. В конечном итоге расположение тюрем определилось следующим образом: в Корсаковском округе находились Корсаковская (6 корпусов) и Тарайская тюрьмы; в Тымовском — Малотымовская, Рыковская (4 корпуса), Дербинская и Онорская (3 корпуса); в Александровском — Дуэйская (4 корпуса), Александровская (4 корпуса), Воеводская и Жонкьерская тюрьмы. С увеличением числа каторжных тюрем был осуществлен их переход в единоличное ведение начальников округов. В ведении окружных полицейских управлений сформировалось четыре вида основной деятельности:

1) сбор сведений о количестве возбуждаемых уголовных дел, а также сбор сведений о принятых мерах по прошениям в связи с производством по гражданским и уголовным делам; 2) учет наличного состава ссыльнопоселенцев, сбор сведений по хозяйственной части поселений, накопление сведений в процессе проверки и наблюдения за поселенцами в результате полицейского надзора; 3) подготовка и систематизация всех распоряжений начальника округа, сбор сведений и отчетов по личному составу каторжников и их семей, ведение списков каторжников, а также учет отбытого наказания; 4) учет расходования денежных сумм, хранение материалов, связанных с ведением хозяйства, учет должников и долговых процентов. [3, с.65]

В 1881 году на Сахалине в северной части острова был основан пост Александровский, который в дальнейшем стал административным центром Сахалинской каторги. Здесь же находилась центральная каторжная тюрьма, откуда прибывших заключенных распределяли по остальным округам острова. Распределение прибывших на Сахалин ссыльнокаторжных по округам и тюрьмам осуществлялось начальником острова. Он же принимал решения в отношении семей каторжников, прибывших вслед за родственниками. Как правило, среди родственников, приезжавших на Сахалин, были движимы чувством сострадания и заботы к своим попавшим на каторгу мужьям жены. Большинство из них были просто обмануты осужденными мужчинами. Прибыв на каторгу, жены горько расплачивались за свою доверчивость. Исследователь женской каторги на Сахалине Л. В. Поддубский писал: «Ужасные условия жизни в поселениях, бесплодность сельскохозяйственных и домашних работ, в смысле доходности, отсутствие каких-либо заработков на острове, кроме проституции, соблазн всюду и домогательство женщины — властью, насилием, хитростью, подарками и спаиванием водкой, при хронической недостаточности женщин — всё это препятствует удовлетворению присущей каждой женщине потребности — создать свой маленький домашний очаг… Ещё хуже положение женщины, у которой есть дети, лишний рот, лишние хлопоты, а условия существования — нравственные и физические — и нужда остаются прежними. Участь детей на Сахалине в физическом и нравственном отношении безотрадная!»

Прибывшие на каторгу женщины делились на два разряда: прибывшие по собственному желанию и сосланные на каторгу за совершение тяжких видов преступления. И что самое интересное, 2/3 сосланных на каторгу женщин, были осуждены за совершение насильственных преступлений против личности, где главную роль играли любовь и ненависть.

Тюрьмы, не отвечающие элементарным санитарным нормам, не вмещали постоянно пребывающих ссыльных. Описание тюремных помещений можно встретить в работах писателя и журналиста В. М. Дорошевича: «… Лохмотья одежд, лохмотья подстилок, грязь — всё это кишело насекомыми. Со стен текло. Пол земляной от сырости… Чтобы пройти к нарам, по узенькому проходу была положена доска, которая хлюпала в грязи, когда на неё наступали. До потолка можно было достать рукой. В таком «номере» лежало на нарах от тридцати до сорока человек. Воздух в камере был такой, что кружилась голова и подступала тошнота…» [4, с. 23] А. П. Чехов описывал Александровскую тюрьму так: «Места для каторжных не нумерованы, ничем не отделены одно от другого, и поэтому на нарах можно поместить 70 человек и 170. Постелей совсем нет. Спят на жестком или подстилают под себя драные мешки, свою одежду и всякое гнилье…» [5, с. 34]

Возводились тюрьмы из сырого леса, фундамента не имели, были плохо проконопачены, поставлены на влажной почве, и потому сырость и холод в них были обыкновенным явлением. Всю их обстановку составляли сплошные нары, вентиляции в камерах (кроме небольшой форточки) не было никакой, поэтому воздух в них стоял постоянно зловонный. Из-за плохого устройства печей дым и копоть еще больше отравляли его. Почти все камеры были переполнены, а во время прибытия новых партий арестанты десятками спали на грязном полу.

Питание заключенных и одежда их были плохими, к тому же господствовал полный произвол со стороны начальства всех чинов и рангов. Один врач, прослуживший на Сахалине шесть лет, писал: «Сахалинская каторга представляет лабораторию, где производят больных и медленно, но верно приводят к преждевременной смерти посредством низведения жизненных сил живого организма до минимума и искусственно создают людей, неспособных к труду и к самой жизни».

Жизнь поселенцев немногим отличалась от жизни каторжников. В организации поселений также сказался полный произвол царской администрации. Каторжнику, отбывшему наказание, выдавали топор, мотыгу, лопату, два фунта веревки, одну пилу на пять человек, и указывали место, где он должен был поселиться. Места для поселения выбирались без всякого плана, без учета окружающих условий. Случалось и так, что поселения оказывались построенными в местах, совершенно непригодных для земледелия, сырых, затопляемых водой и т. д. Ценой огромного напряжения сил, буквально кровавого труда, поселенец строил себе хижину и создавал кое-какое хозяйство. Но облегчения это ему не приносило. Он влачил жалкое существование. К тому же гражданских прав ссыльно-поселенцы не имели и жили на основании особого устава. При первом удобном случае ссыльно-поселенцы бросали свои хижины и «хозяйство» и бежали на материк.

Царское правительство, учреждая каторгу на Сахалине, преследовало и экономические цели, намереваясь разработать природные богатства острова. Экономика Сахалина в период каторги получила определённое развитие, хоть и слабое. Каторжные работы охватывали практически весь быт населенных пунктов острова. Возведение хозяйственных и административных зданий, осушка болот, разгрузка морских судов, сенокос, ловля рыбы, разведение скота, обслуживание метеорологических станций — всё это было видами каторжных работ. Наиболее тяжелыми для каторжников были горные, дорожные работы, а более лёгкими — работы прислуг, писцов, сторожей.

Колонизация острова способствовала повсеместному возведению построек и возникновению новых поселений. Поэтому в период зимы каторжане отправлялись в лес для заготовки строительных материалов. Для строительства использовались лишь две породы деревьев — лиственница и ель.

В числе прибывших на Сахалин арестантов были горожане, занимавшиеся торговлей и промыслом, ремесленники, фабричные рабочие. Огромный труд затрачивался на удовлетворение потребностей самих тюрем. Каторжным трудом также пользовались военное ведомство, лазареты, чиновники и т. д. Каждому чиновнику было разрешено иметь неограниченное число прислуги. Но уже в 1872 году был введён запрет на отдачу каторжан в услужение. Данный запрет не соблюдался. По этому поводу А. П. Чехов писал, что «это — не каторга, а крепостничество… каторжный…раб, зависящий от воли барина и его семьи, угождающий их прихотям… Становясь поселенцем, он является в колонии повторением нашего дворового человека, умеющего чистить сапоги и жарить котлеты, но не способного к земледельческому труду, а потому голодного, брошенного на произвол судьбы…» [5, с.54]

У осужденных на каторжные работы было право на получение оплаты за свой труд в размере 1/10 части от всей заработанной суммы. Половина от оставшихся средств поступала в государственную казну, другая половина — на обеспечение тюрьмы. Из средств, выдаваемых каторжанину, он мог воспользоваться лишь половиной, остальная часть денег выдавалась после освобождения. После окончания срока каторжных работ осужденные переводились в разряд ссыльнопоселенцев, главной обязанностью которых было ведение домашнего хозяйства. Спустя несколько лет они переводились в разряд «крестьян из ссыльных» и получали право на постоянное жительство на острове, либо при условии погашения кредита, взятого у государства, могли покинуть Сахалин и поселиться на материковой части Дальнего Востока и Восточной Сибири. Получив право на выезд, крестьяне стремились как можно быстрее покинуть ненавистное место. Из-за оттока населения, правительством в 1880 году был принят запрет на выезд отбывших срок с острова. Теперь бывшие арестанты были обязаны строить дома и заниматься сельским хозяйством. Им предоставлялась возможность селиться в одном из округов и обзаводиться собственным приусадебным хозяйством; для этого администрация искала новые земельные участки. С принятием данного распоряжения на Сахалине число населённых пунктов стало быстро расти.

Каждому, кто оставался на Сахалине для дальнейшего проживания, администрация острова оказывала материальную помощь: выделялся лес, стекло, железо, инструменты и другой инвентарь, необходимый для строительства. В дальнейшем за трудолюбие и порядочность поселенец мог получить в виде ссуды корову, лошадь, семена для посева и т. д.

По статистическим данным, площадь раскорчеванных и обработанных ссыльнопоселенцами на Сахалине земель под посевы сельскохозяйственных культур на 1886 год составила более 4 тыс. десятин. Основными видами зерновых и овощных культур, выращиваемых на острове, были рожь, ячмень, пшеница, овёс и картофель. На протяжении многих лет в Сахалинской «штрафной колонии» наблюдался рост посевных площадей, повышалась урожайность, развивалось животноводство, строились новые населенные пункты. Однако, несмотря на меры, которые предпринимало правительство и администрация по развитию земледелия, более чем двадцатилетний опыт существования всероссийской каторги на острове в итоге показал, что возможность продуктивного землепашества здесь была низка.

Неблагоприятные климатические условия, частые неурожаи привели к постоянной нехватке продуктов для населения. Ограниченность земель, пригодных для обработки, громадные материальные затраты на раскорчевку и распашку, наличие среди ссыльных не приспособленных к земледелию людей, принудительный характер труда повлияли на невысокие результаты колонизации острова Сахалина.

В 1904 году Япония вероломно напала на Россию. Японцы захватили Сахалин. Высадившись на острове, откуда уже эвакуировалась русская администрация, японцы начали хозяйничать по-своему. Они расстреляли большую часть каторжников, содержащихся в тюрьмах, установили новые порядки для ссыльнопоселенцев. Те скоро почувствовали, что жизнь при японцах еще хуже каторги и массами устремились на материк. Число русских на острове сократилось с 40 до 5–6 тысяч.

После окончания войны, неудачной для России, Япония навязала России Портсмутский договор, по которому южная половина Сахалина отошла к Японии. Граница между оставшейся у России и захваченной Японией частями Сахалина прошла по пятидесятой параллели. Вдоль границы, поперек острова, была прорублена в тайге гигантская просека и установлены пограничные столбы.

С захватом южной половины Сахалина Япония замкнула островное кольцо, которым она окружила русские владения у берегов Тихого океана. У России осталась лишь северная половина острова. Ко времени окончания войны каторжников на ней почти не осталось. Часть их была убита японцами, часть разбежалась.

В 1869–1906 гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России. С целью быстрейшей колонизации острова началось ускоренное образование новых поселений. Несмотря на климатические условия, тяжелый каторжный режим и самоуправство администрации, открытие каторги на Дальнем Востоке способствовало хозяйственному освоению данной территории, увеличению темпов экономического роста, укреплению материальной базы. За все время существования каторги на остров было отправлено более 30 тысяч человек, в том числе 54 участника революционного движения. Большинство политических заключенных были высокообразованными людьми, которые своей научной и просветительской деятельностью внесли значительный вклад в становление культурной жизни острова Сахалин.

Литература:

  1. Кораблин, К. К. Каторга на Сахалине [Текст]/ К. К. Кораблин//Вестник ДВО РАН. — 2005. — № 2. — С.73–74
  2. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части [Текст]/ Под ред. В. Н. Коковцова. — Спб., 1894. — 342 с.
  3. Плотников, А. А. Сахалинская каторга [Текст]/А. А. Плотников. — Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД РФ, 1992. — 175 с.
  4. Дорошевич, В. М., Сахалин [Текст] / В. М. Дорошевич. — Москва,1903. — 234 с.
  5. Чехов, А. П. Остров Сахалин [Текст] / А. П. Чехов. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1981. — 85 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Сахалин, Россия, Сахалинская каторга, остров, Япония, Восточная Сибирь, Дальний Восток, каторга, тюрьма, Корсаковский округ.


Похожие статьи

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова...

Ключевые слова:островное духовенство; Русская Православная Церковь на острове Сахалин; сахалинская каторга; религия среди каторжан

Каторжные тюрьмы располагались в главных населенных пунктах острова: пост Александровский, село Рыково и пост Корсаковский.

История православия на Сахалине. Первый священник острова...

Это было время становления Православной Церкви на Дальнем Востоке в целом.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, духовенство острова Сахалин, священник Симеон Никанорович Казанский.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Ключевые слова:Русская православная церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, историография, религия и каторжане.

Ежегодно первопроходцы и исследователи присоединяли новые территории Сибири и Дальнего Востока, на которых жили...

Священнослужители острова Сахалин: иеромонах Ираклий как...

Ключевые слова: остров Сахалин, иеромонах Ираклий, А. П. Чехов, Православие и Сахалин, сахалинские храмы, каторга острова Сахалин.

В дальние селения ездят сами священники и так «постят» ссыльных и кстати уж исполняют другие требы.

Редкие архивные документы по истории Русской Православной...

В своем рапорте № 466 от 22 марта 1889 года начальник Корсаковского округа пишет, что «Попечительство необходимо для благолепия и снабжения всем необходимым

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

О роли православной миссии в жизни коренных народов Сахалина...

Сахалинский календарь. Типография на острове Сахалин, 1898г. 15. Распоряжения начальников округов острова Сахалин.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все

Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б.О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году.

Роль православных священнослужителей в процессе воспитания...

Когда мы рассматриваем жизнь каторги острова Сахалин с середины XIX — начале ХХ веков, то необходимо отметить следующее. На острове, как нигде на Дальнем Востоке в виду разнообразия населения Православной Церкви отводилась особая роль.

Причины и условия наркотизации населения Сахалинской области

Дальний Восток и Сахалинская область в частности стабильно входили в число регионов

По данным показателям Сахалинская область находится на 7 месте по России и на 4-ом месте в Дальневосточном округе.

Наркотики в Дальневосточный округ, в том числе на Сахалин...

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова...

Ключевые слова:островное духовенство; Русская Православная Церковь на острове Сахалин; сахалинская каторга; религия среди каторжан

Каторжные тюрьмы располагались в главных населенных пунктах острова: пост Александровский, село Рыково и пост Корсаковский.

История православия на Сахалине. Первый священник острова...

Это было время становления Православной Церкви на Дальнем Востоке в целом.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, духовенство острова Сахалин, священник Симеон Никанорович Казанский.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Ключевые слова:Русская православная церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, историография, религия и каторжане.

Ежегодно первопроходцы и исследователи присоединяли новые территории Сибири и Дальнего Востока, на которых жили...

Священнослужители острова Сахалин: иеромонах Ираклий как...

Ключевые слова: остров Сахалин, иеромонах Ираклий, А. П. Чехов, Православие и Сахалин, сахалинские храмы, каторга острова Сахалин.

В дальние селения ездят сами священники и так «постят» ссыльных и кстати уж исполняют другие требы.

Редкие архивные документы по истории Русской Православной...

В своем рапорте № 466 от 22 марта 1889 года начальник Корсаковского округа пишет, что «Попечительство необходимо для благолепия и снабжения всем необходимым

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

О роли православной миссии в жизни коренных народов Сахалина...

Сахалинский календарь. Типография на острове Сахалин, 1898г. 15. Распоряжения начальников округов острова Сахалин.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все

Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б.О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году.

Роль православных священнослужителей в процессе воспитания...

Когда мы рассматриваем жизнь каторги острова Сахалин с середины XIX — начале ХХ веков, то необходимо отметить следующее. На острове, как нигде на Дальнем Востоке в виду разнообразия населения Православной Церкви отводилась особая роль.

Причины и условия наркотизации населения Сахалинской области

Дальний Восток и Сахалинская область в частности стабильно входили в число регионов

По данным показателям Сахалинская область находится на 7 месте по России и на 4-ом месте в Дальневосточном округе.

Наркотики в Дальневосточный округ, в том числе на Сахалин...

Похожие статьи

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова...

Ключевые слова:островное духовенство; Русская Православная Церковь на острове Сахалин; сахалинская каторга; религия среди каторжан

Каторжные тюрьмы располагались в главных населенных пунктах острова: пост Александровский, село Рыково и пост Корсаковский.

История православия на Сахалине. Первый священник острова...

Это было время становления Православной Церкви на Дальнем Востоке в целом.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, духовенство острова Сахалин, священник Симеон Никанорович Казанский.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Ключевые слова:Русская православная церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, историография, религия и каторжане.

Ежегодно первопроходцы и исследователи присоединяли новые территории Сибири и Дальнего Востока, на которых жили...

Священнослужители острова Сахалин: иеромонах Ираклий как...

Ключевые слова: остров Сахалин, иеромонах Ираклий, А. П. Чехов, Православие и Сахалин, сахалинские храмы, каторга острова Сахалин.

В дальние селения ездят сами священники и так «постят» ссыльных и кстати уж исполняют другие требы.

Редкие архивные документы по истории Русской Православной...

В своем рапорте № 466 от 22 марта 1889 года начальник Корсаковского округа пишет, что «Попечительство необходимо для благолепия и снабжения всем необходимым

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

О роли православной миссии в жизни коренных народов Сахалина...

Сахалинский календарь. Типография на острове Сахалин, 1898г. 15. Распоряжения начальников округов острова Сахалин.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все

Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б.О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году.

Роль православных священнослужителей в процессе воспитания...

Когда мы рассматриваем жизнь каторги острова Сахалин с середины XIX — начале ХХ веков, то необходимо отметить следующее. На острове, как нигде на Дальнем Востоке в виду разнообразия населения Православной Церкви отводилась особая роль.

Причины и условия наркотизации населения Сахалинской области

Дальний Восток и Сахалинская область в частности стабильно входили в число регионов

По данным показателям Сахалинская область находится на 7 месте по России и на 4-ом месте в Дальневосточном округе.

Наркотики в Дальневосточный округ, в том числе на Сахалин...

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова...

Ключевые слова:островное духовенство; Русская Православная Церковь на острове Сахалин; сахалинская каторга; религия среди каторжан

Каторжные тюрьмы располагались в главных населенных пунктах острова: пост Александровский, село Рыково и пост Корсаковский.

История православия на Сахалине. Первый священник острова...

Это было время становления Православной Церкви на Дальнем Востоке в целом.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, духовенство острова Сахалин, священник Симеон Никанорович Казанский.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Ключевые слова:Русская православная церковь, остров Сахалин, сахалинская каторга, историография, религия и каторжане.

Ежегодно первопроходцы и исследователи присоединяли новые территории Сибири и Дальнего Востока, на которых жили...

Священнослужители острова Сахалин: иеромонах Ираклий как...

Ключевые слова: остров Сахалин, иеромонах Ираклий, А. П. Чехов, Православие и Сахалин, сахалинские храмы, каторга острова Сахалин.

В дальние селения ездят сами священники и так «постят» ссыльных и кстати уж исполняют другие требы.

Редкие архивные документы по истории Русской Православной...

В своем рапорте № 466 от 22 марта 1889 года начальник Корсаковского округа пишет, что «Попечительство необходимо для благолепия и снабжения всем необходимым

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

О роли православной миссии в жизни коренных народов Сахалина...

Сахалинский календарь. Типография на острове Сахалин, 1898г. 15. Распоряжения начальников округов острова Сахалин.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков.

Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все

Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б.О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году.

Роль православных священнослужителей в процессе воспитания...

Когда мы рассматриваем жизнь каторги острова Сахалин с середины XIX — начале ХХ веков, то необходимо отметить следующее. На острове, как нигде на Дальнем Востоке в виду разнообразия населения Православной Церкви отводилась особая роль.

Причины и условия наркотизации населения Сахалинской области

Дальний Восток и Сахалинская область в частности стабильно входили в число регионов

По данным показателям Сахалинская область находится на 7 месте по России и на 4-ом месте в Дальневосточном округе.

Наркотики в Дальневосточный округ, в том числе на Сахалин...

Задать вопрос