Обзор отечественных исследований ранних дезадаптивных схем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 1816 раз

Библиографическое описание:

Мироненко, Т. А. Обзор отечественных исследований ранних дезадаптивных схем / Т. А. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37899/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются эмпирические исследования ранних дезадаптивных схем, проведенные в России с 2010 года. Понятие ранние дезадаптивные схемы является новым для отечественной психологии и психотерапии. Изучение ранних дезадаптивных схем актуально ввиду того, что схема-ориентированный подход представляет собой перспективный вариант направления психотерапевтической и психокоррекционной работы.

Ключевые слова: ранние дезадаптивные схемы, схема-терапия, дисфункциональные убеждения, психологическое благополучие личности

Ранние дезадаптивные схемы представляют собой понятие нового направления в психотерапии — схема ориентированного подхода, разработанного Дж. Янгом [13].

Ранние дезадаптивные схемы (РДС) — «паттерны, состоящие из когнитивных процессов, эмоций, телесных ощущений и воспоминаний относительно себя и взаимоотношений с другими людьми. Сформировавшись в детстве или ранней юности, они продолжают свое существование на протяжении всей жизни и являются дисфункциональными в значительной степени». [13, с. 7].

Российские исследователи только начинают проявлять интерес к схема-терапии и понятию ранние дезадаптивные схемы, изучая в первую очередь группы здоровых людей, отличающихся разной степенью психологического благополучия.

П. М. Касьяник, М. В. Галимзянова и Е. В. Романова [3] изучили выраженность ранних дезадаптивных схем, дисфункциональных копинг-стратегий и режимов функционирования схем у взрослых людей, обращавшихся за психологической помощью. В результате была установлена выраженность таких РДС как: «Эмоциональная депривированность», «Покинутость», «Недоверие/Ожидание жестокого обращения», «Уязвимость», «Запутанность/Неразвитое-я», «Покорность», «Негативизм/Пессимизм» «Самопожертвование», «Жесткие стандарты», «Поиск одобрения», и «Пунитивность». Отличия между экспериментальной и контрольной выборкой имели более однозначный характер в показателях выраженности дезадаптивных схем, чем частоты проявления режимов. Так авторы доказали, что у лиц, обращавшихся за психологической помощью в связи с различными жизненными затруднениями, наблюдается больший уровень выраженности ранних дезадаптивных схем. В связи, с чем актуальными являются исследование взаимосвязи ранних дезадаптивных схем и уровнем психологического благополучия.

Тихомирова Н. А. [9] в кросс культурном исследовании с участниками из России и Франции, установила различную степень взаимосвязи отдельных дезадаптивных схем с показателями психологического благополучия, жизнестойкости и уровнем экзистенциальной исполненности. РДС оказались более выраженными у молодежи, чем у взрослых людей, культуральные различия не были установлены.

Романова К. С. [7] изучила особенности поведения взрослых в конфликтных ситуациях в семье в связи с субъективными переживаниями детства. В результате было выявлено, что чем более благополучными взрослые воспринимают отношения с родителями, тем менее выражены у них РДС и установлено, что индивидуально-специфические защитные модели поведения в конфликте связаны с рядом РДС, сформированных в результате субъективных переживаний относительно взаимоотношений с родителями. А. В. Петрановский и М. В. Галимзянова [6] так же исследовали межличностные отношения взрослых в связи с субъективными переживаниями детства, учитывая сиблинговую позицию и самовосприятие испытуемых. В результате удалось выявить достоверные различия в степени выраженности дезадаптивных схем у взрослых с различной сиблинговой позицией. А. В. Михальский [5] определил взаимосвязь между особенностями личного опыта субъекта и его выбором поведенческой стратегии и установил, что антиципационная категоризация определяется как особенности когнитивных схем, влияющие на прогнозирование поведения и принятия решения.

Галимзянова М. В. и Смышляева Е. Д. [2] изучали взаимосвязь между ранними дезадаптивными схемами и страхами у взрослых людей. Авторами было установлено, что взрослые с преобладающими дезадаптивными схемами «Уязвимость» и «Негативизм/Пессимизм» интенсивнее переживают большее число страхов, чем люди с другими дезадаптивными схемами. С уровнем тревожности были связаны все дезадаптивные схемы кроме «Эмоциональной депривации», «Подавление эмоций» и «Самопожертвования». Было установлено, что РДС не только взаимосвязаны с уровнем тревожности взрослых людей, но и отражают специфичные для своего содержания страхи. Так же исследование страхов в контексте ранних дезадаптивных схем провели А. А. Корнева и О. А. Сагалакова [4] им удалось выявить взаимосвязь социальной тревоги и гелотофобии (боязни насмешек) у лиц юношеского возраста с РДС.

Изучение ранних дезадаптивных схем у подростков еще одно интересующее российских исследователей направление. Так А. В. Бубнова [1] исследовала психологические корреляты застенчивости, в качестве которых рассматривала ранние дезадаптивные схемы, особенности самоотношения и личностные свойства. В результате было установлено, что застенчивость, как качество личности, наиболее характерна для людей, у которых преобладают схемы: «Уязвимость», «Жёсткие стандарты» и «Пунитивность». Исходя из результатов, автор исследования предположила, что одной из причин формирования предпосылок к застенчивости может быть тип воспитания, применяемый по отношению к человеку в детстве. А. Н. Слепцова [8] проводила исследование по изучению взаимосвязи ранних дезадаптивных схем и самоотношения у подростков. Было установлено что, чем более выражены ранние дезадаптивные схемы, тем выше вероятность негативного отношения подростков к себе, тем выше внутреннее напряжение, противоречивость, фиксация на собственных недостатках.

Несколько российских исследований посвящены изучению взаимосвязи РДС и депрессии. Д. В. Труевцев [10] провел исследование, по выявлению и анализу РДС при разном уровне выраженности депрессии. Удалось установить, что независимо от уровня выраженности, при депрессии актуализируются такие РДС схемы как «Подавление эмоций» и «Жесткие стандарты», что может, проявляется в стремлении контролировать свои чувства и эмоции. В похожем исследовании с акцентом на перфекционизм Юсупов П. Р. [12] обнаружил связь между параметрами перфекционизма, ранними дезадаптивными схемами и психической ригидностью у лиц с тревожно-депрессивной симптоматикой. Перфекционизм в данном случае почти во всех своих проявлениях оказался связан в основном со схемами из группы «Нарушение автономии».

Д. В. Труевцев и О. А. Сагалкова [11] многосторонне изучали понятие руминации в том числе в контексте дезадаптивных схем. Эмпирически авторы определили, что руминаций способны провоцировать и поддерживать тревожно-депрессивную патологию и обнаружили, что существуют дезадаптивные схемы присущие всем типам руминации. Эти дезадаптивные схемы авторы описали как «когнитивные паттерны беспомощности, включающие неуверенность, негативную оценку себя, предъявление к себе жестких требований, ощущение постоянной угрозы, предощущение опасности и напряжение» [11 С. 70] и рекомендовали в работе сосредотачивать на них внимание.

Таким образом, РДС в России начали изучать с 2010 года, на данный момент в отечественной психологии имеется небольшое, но увеличивающееся с каждым годом количество посвященных им исследовательских работ. Что отражает заинтересованность исследователей в изучении схема-ориентированного подхода, определяет актуальность дальнейших исследований для более полного понимания этого нового в отечественной психологии понятия и возможностей схема-ориентированного подхода в целом, как перспективного варианта терапии.

Отечественными исследователями установлено, что чем меньше уровень выраженности ранних дезадаптивных схем, тем выше уровень психологического благополучия. Также у лиц, обращавшихся за психологической помощью, наблюдается повышение уровня выраженности большего числа ранних дезадаптивных схем. Уровень выраженности ранних дезадаптивных схем связан с возрастом человека, и с тем на сколько благополучными он оценивает свои взаимоотношения с родителями. Ранние дезадаптивные схемы связаны со страхами взрослых людей, таким образом, что страхи являются специфичными для конкретных РДС и отражают их характеристики. У подростков ранние дезадаптивные схемы связаны самоотношением. Клинические исследования в отечественных работах посвящены изучению ранних дезадаптивных схем у лиц с аффективными расстройствами.

Перспективными направлениями дальнейших эмпирических исследований могут являться: изучение типа привязанности и ранних дезадаптивных схем, изучение взаимосвязи особенностей темперамента с ранними дезадаптивными схемами, исследование ранних дезадаптивных схем в отечественной клинической практике.

Литература:

  1. Бубнова А. В. Психологические особенности застенчивости на этапе подростничества // Неделя науки СПбГПУ материалы научно-практической конференции c международным участием. Институт гуманитарного образования СПбГПУ. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — С. 258–260.
  2. Галимзянова М. В., Смышляева Е. Д. Ранние дезадаптивные схемы в связи со страхами взрослых // Ананьевские чтения — 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г. / отв. ред. В. М. Аллахвердов. — СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. — С. 49–50.
  3. Касьяник П. М. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью// Прикладная юридическая психология. — 2016. — № 2. / П. М. Касьяник, М. В. Галимзянова, Е. В. Романова. — С. 75–83.
  4. Корнева А. А., Сагалакова О. А. Взаимосвязь социальной тревоги и гелотофобии в контексте ранних неадаптивных схем ДЖ. Янга Материалы 53-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2015: Психология / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. С. 93–94.
  5. Михальский А. В. Антиципационная категоризация как механизм конструирования и репрезентации будущего // Успехи современной науки. — 2016. — № 4, том 1. — С. 109–112.
  6. Петрановский А. В., Галимзянова М. В. Самовосприятие и межличностные отношения взрослых в связи с их сиблинговой позицией и субъективными переживаниями детства // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. — 2016. Т. 3. — С. 169–174.
  7. Романова К. С. Особенности поведения взрослых в конфликтных ситуациях в семье в связи с субъективными переживаниями детства // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. — 2013. — № 1. — С. 25–27.
  8. Слепцова А. Н. Взаимосвязь ранних дезадаптивных схем и самоотношения у подростков //Психология XXI века: российская психология в контексте мировой науки. Материалы международной научной конференции молодых ученых. — СПб.: Скифия-принт.,– 2016. — С. 106–107.
  9. Тихомирова М. А. Благополучие человека в связи со способами преодоления жизненных трудностей// Ананьевские чтения — 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г. / отв. ред. В. М. Аллахвердов. — СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. — 61 с.
  10. Труевцев Д. В. Ранние неадаптивные схемы при депрессии разной степени тяжести // 25 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б., Зинченко Ю. П. — М.: МАКС Пресс, 2011. — C. 22–25.
  11. Труевцев Д. В., Сагалакова О. А. Руминации в контексте метакогниций, неадаптивных схем и психической ригидности // Известия АлтГУ. –2011. — № 2(2). — С. 69–72.
  12. Юсупов П. Р. Исследование перфекционизма у лиц с тревожно-депрессивной симптоматикой в контексте психической ригидности // СПЖ. — 2012. — № 43. — С. 10–17.
  13. Young J. E., Kl. Osko, J., Weishaar, M. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. — New York: Guilford Press, 2003. 470 p.
Основные термины (генерируются автоматически): схема, психологическое благополучие, отечественная психология, психологическая помощь, Россия, схема-ориентированный подход, уровень выраженности, автор, изучение взаимосвязи, субъективное переживание детства.


Ключевые слова

ранние дезадаптивные схемы, схема-терапия, дисфункциональные убеждения, психологическое благополучие личности

Похожие статьи

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

субъективное благополучие, Осмысленность жизни, высокий уровень, психологическое благополучие, общая выборка, умеренное субъективное благополучие, эвдемонистический подход, группа, жизнь, высокий...

Субъективное благополучие как условие формирования...

Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. По мнению P.М. Шамионова, субъективное благополучие — понятие...

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

Подходы отечественных изарубежных авторов кклассификации эмоций.

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного...

Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем...

В когнитивной психологии схема рассматривается как особым образом организованная система прошлого опыта, обретенного в процессе познания, с помощью которой объясняется переживание опыта

Помимо ориентированных на реальность адаптивных схем А. Бек...

Развитие представлений о субъективной концепции болезни

При оказании психологической помощи важными являются представления самого больного о заболевании.

Взаимосвязь уровней обеспечивают ее динамичность и гибкость - от

Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности страхов личности.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

субъективное благополучие, Осмысленность жизни, высокий уровень, психологическое благополучие, общая выборка, умеренное субъективное благополучие, эвдемонистический подход, группа, жизнь, высокий...

Субъективное благополучие как условие формирования...

Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. По мнению P.М. Шамионова, субъективное благополучие — понятие...

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

Подходы отечественных изарубежных авторов кклассификации эмоций.

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного...

Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем...

В когнитивной психологии схема рассматривается как особым образом организованная система прошлого опыта, обретенного в процессе познания, с помощью которой объясняется переживание опыта

Помимо ориентированных на реальность адаптивных схем А. Бек...

Развитие представлений о субъективной концепции болезни

При оказании психологической помощи важными являются представления самого больного о заболевании.

Взаимосвязь уровней обеспечивают ее динамичность и гибкость - от

Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности страхов личности.

Похожие статьи

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

субъективное благополучие, Осмысленность жизни, высокий уровень, психологическое благополучие, общая выборка, умеренное субъективное благополучие, эвдемонистический подход, группа, жизнь, высокий...

Субъективное благополучие как условие формирования...

Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. По мнению P.М. Шамионова, субъективное благополучие — понятие...

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

Подходы отечественных изарубежных авторов кклассификации эмоций.

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного...

Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем...

В когнитивной психологии схема рассматривается как особым образом организованная система прошлого опыта, обретенного в процессе познания, с помощью которой объясняется переживание опыта

Помимо ориентированных на реальность адаптивных схем А. Бек...

Развитие представлений о субъективной концепции болезни

При оказании психологической помощи важными являются представления самого больного о заболевании.

Взаимосвязь уровней обеспечивают ее динамичность и гибкость - от

Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности страхов личности.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

субъективное благополучие, Осмысленность жизни, высокий уровень, психологическое благополучие, общая выборка, умеренное субъективное благополучие, эвдемонистический подход, группа, жизнь, высокий...

Субъективное благополучие как условие формирования...

Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. По мнению P.М. Шамионова, субъективное благополучие — понятие...

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

Подходы отечественных изарубежных авторов кклассификации эмоций.

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного...

Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем...

В когнитивной психологии схема рассматривается как особым образом организованная система прошлого опыта, обретенного в процессе познания, с помощью которой объясняется переживание опыта

Помимо ориентированных на реальность адаптивных схем А. Бек...

Развитие представлений о субъективной концепции болезни

При оказании психологической помощи важными являются представления самого больного о заболевании.

Взаимосвязь уровней обеспечивают ее динамичность и гибкость - от

Возрастные и гендерные особенности субъективной выраженности страхов личности.

Задать вопрос