Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 06.01.2017

Статья просмотрена: 4309 раз

Библиографическое описание:

Космачева, Т. А. Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников / Т. А. Космачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 461-464. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37856/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются вопросы о роли педагога в организации предметно-пространственной среды в контексте с фактором развития самостоятельности дошкольников, представлены результаты оценки предметно-игровой среды ДОО и анкетирования педагогов об определении их готовности к созданию эффективной игровой среды с целью уточнения конкретных теоретических знаний воспитателей, выявлено отношение каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определение реальных трудностей; даны рекомендации педагогам по поставленной проблеме исследования.

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра

Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка и на создание условий, способствующих его социальной адаптации. Современные требования, введение нового Закона РФ «Об образовании» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, предлагают педагогическому сообществу осознанно переосмыслить подходы в организации воспитательно-образовательного процесса [5].

Преобладающим видом самостоятельной деятельности дошкольника является игра, в которой ребёнок развивается как личность. Успешность дальнейшей социальной адаптации дошкольников целиком зависит от тех сторон психики, формирование которых происходит в самостоятельной игре. Именно поэтому в последнее время актуальной становится проблема внедрения в систему дошкольного образования современных игровых технологий.

Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Посредством игровых действий, игрушек и предметов ребёнок воссоздаёт ситуации реальной жизни взрослых в понятной ему форме — форме игры. Игра для ребёнка — это способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретения опыта общения и новых знаний. Постигая при этом смысл человеческой деятельности и социальных отношений, ребёнок постепенно начинает ориентироваться в них, понимает своё положение относительно мира взрослых, своё место в нём, осознаёт свои возможности, самого себя [6, с. 374].

Венгер Л. А. говорил о самостоятельной форме игры как условии обеспечения формирования у детей специфических способностей: способности действовать в воображаемой ситуации, способности к взаимодействию со сверстниками, способности действовать по правилам. То есть все эти способности формируются в игре лишь в ее самостоятельной форме.

Поэтому, одна из задач педагогов — научить ребёнка самостоятельно играть, чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность посредством игры узнать мир социальных отношений взрослых и осознать свое место в нем.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную форму игры дошкольника, источником его социального опыта выступает окружающая предметно-игровая среда, от которой во многом зависит характер игры и эмоциональное состояние ребёнка. Организованная предметно-пространственная среда (ППС) в дошкольном учреждении может выступать как мощным стимулом развития дошкольника, побуждая его к положительным действиям, так и преградой для проявления индивидуальных творческих способностей. [2, с. 3] Неправильно организованная предметно-игровая среда может формировать искажённые представления об окружающем мире и о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности.

Перед каждым педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации встаёт вопрос создания эффективной предметной среды, стимулирующей развитие дошкольников и способствующей реализации условий для обеспечения различных видов деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театральной). Данная позиция делает актуальной проблему создания ППС, оптимальной для становления самостоятельных форм игры детей. Эмоционально комфортная, эстетически оформленная среда, должна выступать фактором, обуславливающим личностное совершенствование, возникновение новых увлечений, культурных потребностей каждого ребёнка, являться регулятором его поведения в целом.

По данным С. Л. Новосёловой, Е. О. Смирновой, В. А. Петровского, такая среда включает три блока:

− общий дизайн помещения (интерьер групповых комнат, эстетика оформления окружающей обстановки и т. д.);

− организация пространства жизнедеятельности детей должна включать функциональные зоны — игровую, место для конструирования, организации изобразительной деятельности и др. С целью реализации личностно- ориентированного подхода необходимо создавать зону, в которой будут располагаться предметы, игрушки, принесённые детьми из дома;

− наличие игрушек, игр, предметов, пособий. Их набор должен отвечать эстетическим, педагогическим, гигиеническим требованиям, а именно побуждать к общению, деятельности, определять её содержание, способствовать обогащению всех сфер личности (познавательной, эмоциональной, деятельностной и др.), стимулировать проявление самостоятельности, творческой активности детей, обогащать эстетический вкус [3, с. 36–37].

С введением ФГОС ДО на современном этапе связаны модернизация российского образования и изменения в системе управления дошкольным образованием. Организация развивающей предметно-пространственной среды является одним из условий выполнения ФГОС. Анализ нормативно-правовых документов позволил выделить следующие направления преобразования ППС с учётом ФГОС ДО.

Первое направление — построение ППС с учётом комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Второе направление — создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности, в том числе и игровой.

Реализация игровой деятельности обеспечивается — через создание условий для развертывания детьми самостоятельных творческих игр (режиссёрские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры со строительным материалом и т. д.) и игр с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные).

Третье направление — создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности, возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу

Четвёртое направление — создание ППС интегрированных видов деятельности детей. Само это определение и подходы к реализации являются инновационным [2, с. 5–6].

Целевые ориентиры дошкольного образования — активность, инициативность, самостоятельность — составляют субъектную позицию ребёнка, которая становится главной в требованиях ФГОС ДО. В этом заключается новшество Стандарта ДО. Без социальной ситуации развития, которая включает в себя пространственно-временные, социальные и деятельностные условия, достичь целевых ориентиров невозможно [4, с. 31]. Поэтому на данном этапе дошкольного образования приоритетным направлением становится создание предметно-пространственной развивающей среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способной обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности [1, с. 14].

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть «содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [7, с. 23].

Таким образом, предметно-пространственная среда, организованнаявдошкольной образовательной организации, станет фактором активизации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста при следующих условиях:

педагоги дошкольной организации осознают значение предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельных форм игровой деятельности дошкольников, способны к ее организации с учетом инноваций;

если организация предметно-пространственной среды основана на принципах насыщенности, вариативности, полифункциональности, доступности, трансформируемости и безопасности, заявленных в ФГОС ДО;

если содержание предметно-пространственной среды соответствует возрастным возможностям детей, уровню развития их игровых умений, а также детским игровым интересам.

Проверке данных условий была посвящена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проведена оценка предметно-игровой среды ДОО и анкетирование педагогов об определении их готовности к созданию эффективной игровой среды с целью уточнения конкретных теоретических знаний воспитателей, выявлено отношение каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определение реальных трудностей.

Проведённый анализ ППС показал частичное её соответствие требованиям ФГОС ДО: недостаточно атрибутов, изготовленных дошкольниками совместно с педагогами, однообразие в подборе игрового материала и атрибутики для режиссёрских игр, нехватка полифункциональных материалов, предметов-заместителей, тематических модулей для обозначения игрового пространства.

Анкетирование воспитателей показало, что педагоги нуждаются в повышении своего мастерства в организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной игры дошкольников.

В связи с этим, было рекомендовано:

  1. Провести консультацию для воспитателей о необходимом соответствии предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО.
  2. Провести консультацию для родителей воспитанников с целью привлечения их к обогащению предметно-пространственной среды (например, изготовлению атрибутов для игры, элементов костюмов, предметов-заместителей).
  3. Активизировать самостоятельную игровую деятельность детей (например, через создание проблемных ситуаций).

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы станет разработка и апробирование модели формирующего этапа исследования.

Литература:

  1. Волохова Н. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации / Н. Н. Волохова. — Волгоград: Учитель, 2016. — 154 с.
  2. Дыбина О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Л. А. Рахманова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
  3. Ежкова Н. С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников / Н. С. Ежкова. — СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 144 с.
  4. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И. Ф. Слепцова. — М.: Обруч, 2015. — 224 с.
  5. Хохлова, Н. А. Педагогические условия социальной адаптации детей дошкольного возраста в процессе интегрированного образования: диссертация... кандидата пед. наук: 13.00.01 / Хохлова Н. А.; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева].- Чебоксары, 2012.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 12–13/710
  6. Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям «Счастливый ребёнок». Научный руководитель — доктор пед. наук, проф. С. А. Козлова. — М.: Школьная Пресса, 2011. — 480 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-пространственная среда, дошкольное образование, игра, поставленная проблема, создание, образовательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, предметно-игровая среда, развивающая предметно-пространственная среда, самостоятельная игра.


Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность...

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда необходима выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность...

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда необходима выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Похожие статьи

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность...

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда необходима выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, предметно-развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация, детская активность...

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда необходима выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически — привлекательной.

Задать вопрос