Человеческая деятельность как субстанция социального | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 02.01.2017

Статья просмотрена: 2346 раз

Библиографическое описание:

Катунина, Ю. К. Человеческая деятельность как субстанция социального / Ю. К. Катунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 572-574. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37740/ (дата обращения: 23.04.2024).



Общество представляет собой социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его сознательной и целенаправленной деятельности и взаимодействия.

Социальная философия изучает не только законы коллективного поведения и взаимодействия людей, но и действия любого отдельного индивида — в той мере, в какой его поведение характеризует человека как существо, выделенное из природы и от природы отличное. Человек есть индивидуальное проявление социального, субстанцией (способом существования) же социального является деятельность.

Понятие «социальная деятельность» раскрывает сущность социального взаимодействия. В свою очередь, социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности.

Понятие «деятельность» в современной науке имеет большое теоретическое и методологическое значение. Кроме того, оно является не только теоретическим обобщением наличных знаний о человеке, его сущности, но и выступает со времен немецкой классической философии в качестве объяснительного принципа.

Приведем несколько определений данного понятия. Так, Э. Г. Юдин определяет деятельность как активное отношение к окружающему миру, представляющее собой целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития существующих форм культуры [4, с. 13]. По мнению В. Н. Сагатовского «деятельность» представляет собой саморазвивающуюся систему активных отношений субъекта к объекту и друг к другу [3, с. 54]. В свою очередь Л. А. Калинников под понятием «деятельность» понимает осуществляемый социальным субъектом процесс взаимоотношений с объектом (в конечном счете — с природой), заключающийся в преобразовании выделенного из объекта предмета деятельности социально выработанным способом (культура) сообразно социально значимым целям [1, с. 66].

Приведенные определения понятия «деятельность» позволяет утверждать, что ее всесторонний анализ невозможен без введения таких понятий как субъект, объект, цель, культура, активность, общественные отношения и др. Здесь речь идет о том, что данные категории отражают один и тот же объект познания — деятельное отношение человека к миру, адекватно выражающее принцип единства деятельности и общественных отношений. Этим и объясняется определение социальной активности, культуры и общественных отношений как деятельности.

Приведенные определения позволяют выделить не только специфику деятельности, которая заключается в том, что она представляет собой неразрывную связь двух ее основных признаков — сознания, выступающего в качестве высшей формы информационной ориентации в среде и осознанного создания и использования орудий как высшей формы адаптационного отношения к сред, но и определить основные характеристики феномена деятельности [1, с. 66]:

  1. Это активное саморазвивающееся отношение или система отношений субъекта к объекту и субъектов друг к другу.
  2. Суть этого отношения — в изменении и творческом преобразовании действительности.
  3. Это отношение направляется социально-значимыми программами и целями.
  4. Способы осуществления данного отношения зависят от форм и уровня развития культуры.

В деятельности четко различается ее субъект и ее объект. Субъектом деятельности является человек, а объектом выступает все то, на что направлена деятельная способность субъекта: орудия и предметы труда, знаковые системы, внутренние связи предметов познавательной активности, любые другие явления окружающей действительности, включая самого человека. Все, что происходит с человеком как субъектом, относится к сфере социальной реальности.

Какие причины побуждают человека действовать? Что является факторами его активности? Этими причинами являются потребности и интересы человека. Они носят объективный характер по отношению к сознанию человека.

Наиболее отчетливо различение потребностей и интересов представлено в работах современного отечественного философа К. Х. Момджяна. Он полагает, что именно наличие интересов отличает людей от животных. У последних имеются потребности, но отсутствуют интересы. Если потребности объективны и неизменны, то интересы, являясь средствами удовлетворения потребностей, постоянно меняются [2].

Таким образом, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают социальный характер тогда, когда они ориентированы на других людей и предполагают прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность — это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы [5].

Как уже было отмечено, социальная деятельность представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона — практическая, вторая — духовная.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом [6].

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности.

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности, посредством которых формируется: отношение людей к явлениям окружающего мира, способность к осознанию добра и зла, справедливого и несправедливого, а также других ценностей общественной жизни. Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта. Здесь речь идет о том, что она тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т. д. Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, процессу управления должен предшествовать анализ возможных последствий управленческого решения (прогностическая деятельность). Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что структура социальной деятельности, включает в себя: субъект и объект социальной деятельности; осознанную цель, мотивы деятельности, обусловленные потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни и результат.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития. Она выступает в основных видах деятельности: демосоциальной, трудовой (производственной), экономической, политической, духовной (художественной, мировоззренческой, научной). Деятельность представляет собой единство материального и духовного, чувственного и логического, эмпирического и теоретического и делится на два типа:

1) практическую (демосоциальную, трудовую, политическую);

2) духовную (воспитательную, художественную, мировоззренческую, научную).

Литература:

  1. Зыкова Г. Н. Философский аспект проблемы социальной активности: дис. … канд. филос. наук: 09.00.01 / Зыкова Галина Николаевна. Ленинград, 1983. С. 66.
  2. Момджян К. Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. I. М.: Издательство Московского университета, 2013.
  3. Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория // Философские науки. — 1978. — № 2. С. 54.
  4. Юдин Э. Г. Деятельность и системность // Системные исследования. Ежегодник. 1976. М.: Наука, 1977. С. 13.
  5. Социологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Dejatelnost-Socialnaja-1855.html (дата обращения 10 ноября 2016 г.).
  6. Социальная деятельность понятие, сущность и виды (статьи по общей социологии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socialengec.ucoz.ru/publ/obshhaja_sociologija/1–5-2 (дата обращения 15 декабря 2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная деятельность, практическая деятельность, деятельность, отношение, социальный характер, вид деятельности, высшая форма, духовная деятельность, окружающий мир, прогностическая деятельность.


Похожие статьи

Роль прогностической функции в деятельности руководителя...

Прогностическая деятельность руководителя-это «вид деятельности, осуществляемой на основе теории педагогической прогностики и направленный на исследование возможных перспектив развития и преобразования объектов и субъектов педагогической...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Экспериментальная деятельность развивает мыслительные и творческие процессы. Эта статья будет полезна для студентов и воспитателей.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать этот окружающий мир, заложена генетически.

Возрастные предпосылки становления эстетического отношения...

Эстетическое отношение определяется социальными условиями и практической деятельностью человека, направленной на освоение реальной действительности и связано с понятием прекрасного.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! Е. А. Покровский. Дошкольный возраст является периодом вхождения ребёнка в мир социальных отношений через общение.

Особенности прогностической деятельности умственно...

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников. Авторы: Масалович Юлия Михайловна, Фотекова Т.А. Рубрика: 4. Психология развития.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

От их развития зависит его социальная активность.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [4].

Моделирование социально-культурной деятельности...

Социальная деятельность не обеспечивала образовательно-воспитательный характер. Общественная практика воспитания сирот не принимала во внимание эвохомологическую активность, направленность на социальные ценности...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Особо обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.

экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

познавательный интерес, проектная деятельность, предметный мир, историческая информация, развитие, окружающий мир, ребенок, воспитательно-образовательный процесс, детский сад...

Похожие статьи

Роль прогностической функции в деятельности руководителя...

Прогностическая деятельность руководителя-это «вид деятельности, осуществляемой на основе теории педагогической прогностики и направленный на исследование возможных перспектив развития и преобразования объектов и субъектов педагогической...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Экспериментальная деятельность развивает мыслительные и творческие процессы. Эта статья будет полезна для студентов и воспитателей.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать этот окружающий мир, заложена генетически.

Возрастные предпосылки становления эстетического отношения...

Эстетическое отношение определяется социальными условиями и практической деятельностью человека, направленной на освоение реальной действительности и связано с понятием прекрасного.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! Е. А. Покровский. Дошкольный возраст является периодом вхождения ребёнка в мир социальных отношений через общение.

Особенности прогностической деятельности умственно...

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников. Авторы: Масалович Юлия Михайловна, Фотекова Т.А. Рубрика: 4. Психология развития.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

От их развития зависит его социальная активность.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [4].

Моделирование социально-культурной деятельности...

Социальная деятельность не обеспечивала образовательно-воспитательный характер. Общественная практика воспитания сирот не принимала во внимание эвохомологическую активность, направленность на социальные ценности...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Особо обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.

экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

познавательный интерес, проектная деятельность, предметный мир, историческая информация, развитие, окружающий мир, ребенок, воспитательно-образовательный процесс, детский сад...

Задать вопрос