Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек / С. И. Огородник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37735/ (дата обращения: 20.04.2024).



The article states that public libraries are gradually transformed into centers of cultural and leisure activities. The aim of the article is to describe the cooperation of psycho-pedagogical faculty's students with the Gorky Central City Library of Arzamas.

Keywords: library, information and bibliographic department, students, leisure activities, events.

Все сотрудники библиотек утверждают, что за последнее время сократилось количество активных читателей. Молодые люди предпочитают читать электронные книги, которые можно легко скачать из интернета, не посещая библиотеки и, которые можно носить с собой в большом количестве имея современный гаджет. Поэтому публичные библиотеки постепенно превращаются в центры культурно-досуговой деятельности.

В. Ф. Кузнецова, заместитель директора по информационным технологиям Центральной городской библиотечной системы г. Тюмень отмечает: «Роль, функции, задачи и требования к библиотекам изменяются. В соответствии с изменившимися потребностями времени и общества, это заставляет задуматься над перспективами развития и совершенствования предоставляемых публичными библиотеками информационных и документных услуг» [1, стр.1].

Стратегическими направлениями привлечения внимания к Центральным библиотекам городов стали: использование возможностей современных информационных технологий, в первую очередь Интернет; активная работа с горожанами, не являющимися читателями библиотеки; работа по заказу учреждений; организация культурно-досуговой деятельности среди всех групп населения, но в особенности среди детей и молодежи. Студенты психолого-педагогического факультета уже два года тесно сотрудничают с Центральной городской библиотекой им. А. М. Горького г. Арзамаса. Сотрудничество позволяет сотрудникам библиотеки иметь постоянных зрителей и участников просветительских мероприятий. А студенты получают возможность обогатить свою личность новыми знаниями. Только в 2016 году студенты психолого-педагогического факультета АФ ННГУ приняли участие в более 20 мероприятиях, проводимых Центральной городской библиотекой. Опишем только наиболее яркие мероприятия.

14 апреля 2016 года студенты 1, 2 и 4 курса психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» посетили вечер памяти «Сквозь метель войны я вижу…» об Арзамасе в годы Великой Отечественной Войны, который подготовили сотрудники ЦГБ им. М.Горького. Студенты узнали о вкладе жителей Арзамаса в Победу. Также студенты просмотрели агитационный фильм, который шел в годы войны в Арзамасе «Случай на телеграфе». На экране было немало кадров военной кинохроники… А самой впечатляющей историей для студентов было то, что у входа в Швейцарское посольство в Германии в день Победы водрузил флаг Победы арзамасец А. Еремин. Ну, а то, что в Параде Победы 1945 года на Красной Площади участвовали 8 арзамасцев, вызвало у ребят самое настоящее чувство гордости за Арзамас, за нашу Великую страну! В конце мероприятия сотрудники библиотеки ознакомили студентов с книгами о Великой Отечественной Войне, написанными арзамасцами. Некоторые из них ребята решили обязательно прочитать [2, стр.1]. 21 апреля 2016 года студенты 1 и 4 курса психолого-педагогического факультета специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» посетили краеведческий вечер «И почет им и четь» приуроченный к 160-летию почетного гражданина г. Арзамаса историка Н. М. Щеголькова. Мероприятие было подготовлено и проведено сотрудниками ЦГБ им. М. Горького: Садыковой Н. Б. и Кечиной В. А. Студенты узнали краткую биографию каждого Почетного гражданина Арзамаса, в том числе и жизнь Почетного гражданина Н. М. Щеголькова. Ну и, конечно же, студенты узнали биографии жителей, которые были награждены недавно. На вечере студенты слушали песни об Арзамасе, стихи поэтов -арзамасцев, смотрели мини-фильмы об Арзамасе и интервью Почетных граждан. Студентам, которые родились в Арзамасе и которые приехали сюда учиться, было интересно соприкоснуться с историей города [3, стр.1]. 11 марта 2016 года студенты 4 курса психолого-педагогического факультета специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» посетили Центральную городскую библиотеку им. А. М. Горького, где при участии благочиния г. Арзамаса проходил историко-познавательный вечер «Есть истина в реченьях старины», посвященный Дню Православной книги. Библиограф информационно-библиографического отдела ЦГБ им. А. М. Горького Н. Р. Наседкина выступила с обзором духовно-нравственной литературы «Книги веры и света». Все книги, о которых шла речь, были представлены на выставке. Студенты записали список книг «полезных для души»: М.Варламов «Мария и Вера», М.Кучерская «Приходские истории», О.Николаева «Небесный огонь», В.Чугунов «Русские мальчики», Н.Смирнова «Я вернулась, Господи!», монахиня Ефимия «Яблони старца Амвросия» и др. Очень интересным и познавательным был доклад ведущего библиотекаря сектора массовой работы ЦГБ им. А. М. Горького В. А. Кечиной «Библиотеки православного Арзамаса в 18–19 веках» [4, стр.1]. 30 марта 2016 года студенты 2 курса специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» психолого-педагогического факультета АФ ННГУ посетили мероприятие, подготовленное ЦГБ им.М.Горького «Марийская культура», в рамках работы Центра национальной культуры и межэтнической толерантности «Под одним небом». Студенты много узнали о Марийской республике, которая на западе граничит с Нижегородской областью. Было интересно послушать историю марийской культуры и образования, познакомиться с гербом и флагом Марийской республики, национальными костюмами, религией, обрядами, обычаями, народным творчеством, особенностями национальной кухни, известными городами и прославленными деятелями культуры и искусства. В частности, оказывается роль вожака беспризорников Мустафы по кличке «Ферт» фильма «Путевка в жизнь» сыграл известный марийский актер Йыван Кырла. Студенты посмотрели отрывок из этого первого звукового чёрно-белого советского художественного фильма про перевоспитание подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне в первые годы советской власти. Затем ребята прослушали песню «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой») на слова Е. Винокурова и музыку А. Эшпая, родившегося и жившего в г.Козьмодемьянск Марийской автономной области. Студенты посетили ещё четыре выставки, которые рассказывали о национальной кухне марийцев, самых известных людях Марий-Эл и после всего увиденного студентам захотелось посетить г. Юрино Марий Эл Российской Федерации, где находится замок Шереметевых — Дворцовый комплекс усадебно-архитектурного музея-заповедника» [5, стр.1].

11 сентября 2016 года состоялась Всероссийская акция «День трезвости». Однако студенты психолого-педагогического факультета 2 курса специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» и профиля «Социальная работа» смогли принять участие в акции уже 9 сентября. Сотрудники Центральной городской библиотеки им. М. Горького организовали медиаурок «Умей сказать нет!» из цикла «Серьезный разговор». Медиаурок провела заведующий сектором массовой работы Садыкова Надежда Борисовна. Именно 11 сентября вся Россия празднует День трезвости еще с 1911 года. Но только в 1913 году праздник был узаконен. Инициатором была Православная церковь, которая в этот день организовывала крестные ходы и проповеди. В этот день даже было запрещено продавать спиртные напитки. Ведь именно 11 сентября был обезглавлен царем Иродом Иоанн Креститель во время пиршества, когда все были пьяны. В 1817 году праздник был отменен, и только в 2005 году праздник был восстановлен по инициативе Министерства здравоохранения и Министерства образования. Сотрудники библиотеки привели страшную статистику, касаемую алкоголизма в настоящее время. Беседа со студентами шла о таких темах как «Дети и алкоголизм», «Пивной алкоголизм», «Вред для организма», «Преступность в алкогольном подпитии», «Бизнес и алкоголь», «Женский алкоголизм», «Проблема алкоголизма в Нижегородской области». Закончилась беседа словами В. В. Маяковского: «Не пейте спиртных напитков, пьющим — яд, окружающим — пытка». Так же студенты просмотрели видеоролик «Береги себя!» и фильм «История одного обмана». После медиаурока студенты посмотрели выставку книг «Трезво жить — здорово!» [6, стр.1]. 14 сентября 2016 года в 14.00 в городах и селах Российской Федерации прошла Всероссийская акция «Россия читает Рубцова». Именно в этом году отмечается 80-летие со дня рождения русского поэта XX века Николая Рубцова. В акции открытого чтения участвовали библиотеки, образовательные учреждения, дома и дворцы культуры, музеи, а также все любители творчества Н.Рубцова. В этой акции в г. Арзамасе приняли участие и центральная городская библиотека им. А. М. Горького и психолого-педагогический факультет АФ ННГУ. Организатором акции стал Библиотечно-информационный юношеский центр им.В. Ф. Тендрякова Ворогодской областной универсальной научной библиотеки. Целью данных мероприятий стало сохранение творческого наследия Николая Рубцова и приобщение молодежи к его стихам, тем самым увеличение читательской аудитории. Для студентов была проведена экспресс-викторина о жизни и творчестве известного поэта, студенты друг другу читали известные стихи Н. Рубцова: «Привет, Россия!», «Звезда полей», «Журавли», «Зеленые цветы», «Памятный вечер», «Соловьи». Впервые на этом вечере проявили свои способности студенты 1 курса направления «Социальная работа», профиля «Социальная работа в системе социальных служб», которые учатся в ВУЗе только вторую неделю. Но студенты и более старших курсов выявили желание поучаствовать в акции. Аудиторию составили студенты 2 и 4 курса профиля «Психология и педагогика социальной педагогики», 2 курса профиля «Психология и педагогика инклюзивного образования», 1 курса профиля «Социальная работа в системе социальных служб». Но не только студенты проявили активность, преподаватели психолого-педагогического факультета, так же, приняли активное участие в акции: ассистент кафедры социальной работы, сервиса и туризма Борунова Е. Е., старший преподаватель кафедры общей педагогики и педагогики профессиональной педагогики Огородник С. И. В конце мероприятия к «свободному микрофону» были приглашены все желающие прочитать любимые стихотворения Н.Рубцова. Всем участникам акции вручили дипломы от Центральной городской библиотеки им. А. М. Горького [7, стр.1]. 5 декабря 2016 года студенты 4 курса профиля «Психология и социальная педагогика» психолого-педагогического факультета АФ ННГУ посетили арт-экспозицию «Художественный мир Владимира», автором которой является свободный художник Владимир Александрович Швецов. Он так же является родителем студента психолого-педагогического факультета. Мероприятие проводилось на базе Центральной государственной библиотеки им.А. М. Горького г. Арзамаса. Автор представил на суд зрителей свои творческие работы: «Факиры», «Этюд», «Крылая рыба», «Жирафы», «Цветы», «Обезьяны», «Цветы». После презентации работ, Владимир Александрович ответил на вопросы студентов: Сколько времени уходит у вас на рисование картины? Бывает ли что вы переписываете свои работы? Вы заранее планируете работу или когда вы рисуете картина рождается сама? Сколько вам было лет, когда вы стали заниматься живописью? Картину вы называете в начале работы или в конце? После этого состоялась презентация виртуальной галереи В. Швецова, где автор так же рассказал о своих любимых картинах. В. А. Швецов предложил студентам самим нарисовать акриловыми красками картину «Китайские фонари». Каждый желающий студент смог внести свой вклад в рисование общей картины. Владимир Александрович же давал советы по художественному оформлению. Жена В. А. Швецова — Светлана Аркадьевна Швецова в конце мероприятия прочитала стихи собственного сочинения. Однако картина оказалась не законченной, поэтому студенты еще раз встретятся с художником для завершения работы. Картина будет вывешена в Центральной городской библиотеки им.А. М. Горького.

Студентам очень нравится посещать все мероприятия, проводимые сотрудниками Центральной городской библиотекой, а для библиотеки студенты стали дорогими и желанными гостями, которым рады показать свою работу. К тому же студенты иногда принимают участие в мероприятиях не как гости, а как активные участники. И хотя студенты сейчас уже редко посещают библиотеки для получения информации или чтения книг, но на подобные мероприятия они ходят с большим желанием.

Данный вид сотрудничества предоставляет большие возможности для дальнейшей работы.

Литература:

  1. Кузнецова В. Ф. Просветительская деятельность публичной библиотеки в цифровом пространстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/rba/conference-2011–07-Kuznesova.htm (дата обращения: 30.11 2016).
  2. Огородник С. И. «Кино идет, воюет взвод... Далекий год на пленке старой.».. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arz.unn.ru/home/1032–2016–04–21–10–37–05 (дата обращения: 1.12 2016) (дата обращения: 1.12 2016).
  3. Огородник С. И. О прошлом ради будущего [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-59119312_784 (дата обращения: 2.12 2016).
  4. Огородник С. И. Есть истина в реченьях старины [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-59119312_636 (дата обращения: 1.12 2016).
  5. Огородник С. И. Удивительное рядом [Электронный ресурс]. URL: http://www.arz.unn.ru/home/985–2016–04–04–08–05–46 (дата обращения: 30.11 2016).
  6. Огородник С. И. Быть трезвым — круто и современно! [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-59119312_1016 (дата обращения: 1.12 2016).
  7. Огородник С. И. В этой деревне огни не погашены… [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-59119312_1043 (дата обращения: 1.12 2016).
Основные термины (генерируются автоматически): студент, арзамас, психолого-педагогический факультет, Центральная городская библиотека, девиантное поведение, курс профиля, владимир, конец мероприятия, Россия, социальная работа.


Ключевые слова

досуговая деятельность, студенты, библиотека, Мероприятия, мероприятия, информационно-библиографический отдел

Похожие статьи

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

психолого-педагогический факультет, воспитанник, ребенок, работа, Арзамасский филиал, проектная деятельность, приют, воспитанник монастырских приютов, социальная активность, Русская православная церковь.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением.

Она может включать мероприятия способствующие нормализации отношений подростка с окружающими, в том числе разъяснительную работу среди педагогов и родителей...

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Данная работа осуществляется в форме социально-психологических и педагогических тренингов [2].

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, Арзамас

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников.

Использование возможностей социальных сетей в формировании...

социальная сеть, здоровый образ жизни, сеть, Счастливая семья, Здоровая семья, семья, психолого-педагогический факультет, педагогический потенциал, студенческое самоуправление, Арзамасский филиал.

Особенности психолого-педагогической профилактики...

Якунькова А. В., Особенности психолого-педагогической работы с семьей по профилактике девиантного поведения подростков. /

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного...

Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения. Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами...

Похожие статьи

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

психолого-педагогический факультет, воспитанник, ребенок, работа, Арзамасский филиал, проектная деятельность, приют, воспитанник монастырских приютов, социальная активность, Русская православная церковь.

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением.

Она может включать мероприятия способствующие нормализации отношений подростка с окружающими, в том числе разъяснительную работу среди педагогов и родителей...

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России. Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки.

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Данная работа осуществляется в форме социально-психологических и педагогических тренингов [2].

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, Арзамас

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников.

Использование возможностей социальных сетей в формировании...

социальная сеть, здоровый образ жизни, сеть, Счастливая семья, Здоровая семья, семья, психолого-педагогический факультет, педагогический потенциал, студенческое самоуправление, Арзамасский филиал.

Особенности психолого-педагогической профилактики...

Якунькова А. В., Особенности психолого-педагогической работы с семьей по профилактике девиантного поведения подростков. /

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного...

Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения. Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами...

Задать вопрос